Финн является персонажем ирландских
мифов. В переводе с ирландского имя героя обозначает «тайное знание»,
указывающее на то, что он был мудрецом и мог предвидеть события, которые
произойдут в будущем.
До сих пор неизвестно, являлся ли Финн
реальной исторической личностью, о которой позднее народ сложил
многочисленные легенды, или это вымышленный персонаж. Большинство
исследователей истории, культуры и фольклора ирландцев склоняются к
тому, что Финн — всего лишь вымышленный персонаж саг (древнеирландских
повествований). Легенды о Финне — довольно запутанные
и противоречащие друг другу фольклорные произведения. Наиболее подробно
они повествуют о защите Тары — дворца ирландских королей, живших в
глубокой древности.
Герой является сыном Кумалла и сиды Блаи
(сида была божественным существом и жила под землей, в холмах). При
рождении его назвали Демне. Имя Финн он получил позднее, в юношеском
возрасте, когда на него снизошла мудрость. Легенды по-разному объясняют
это: в некоторых вариантах повествуется о волшебном напитке, капля
которого попала герою на большой палец руки. Положив палец в рот, он
приобщился к тайным знаниям. Согласно другому варианту, герой убил лося
мудрости и отведал его мяса. После этого юноша получил имя Финн.
Герой совершил немало подвигов, но
наиболее часто упоминается о его победе над одноглазым чудовищем по
имени Голл (его также называют Аэд, или Аиллен, или Мак Мидиа). Галл с
помощью волшебных напевов ежегодно усыплял всех жителей Тары, после чего
поджигал двор. Финн при помощи волшебного копья, которым он упирался в
свой лоб, смог противостоять волшебству Галла и не уснул, а затем, когда
Галл перестал петь, герой убил его.
Финн был женат, но его жена вскоре
умерла. Тогда он решил посвататься к дочери короля Ирландии, Граинне. Но
девушка выбрала воина Диармаита, который был моложе Финна, и убежала с
ним. Об их бегстве подробно повествует одна из легенд, легшая в основу
сказаний о Тристане и Изольде.
Некоторые саги повествуют о
многочисленных подвигах, которые Финн совершил со своей фианой — отрядом
воинов-охотников. В этот отряд входили самые сильные, храбрые и умные
воины, т. к. для вступления в него нужно было пройти сложные
инициационные испытания. Если рыцарь с честью выдерживал испытания, ему
давали новое имя и торжественно принимали в фиану. Однако в
действительности ранние упоминания о Финне относятся к III веку н. э., а
легенды об отряде воинов-охотников сложились намного позднее (на основе
легенд о правителях Ирландии и герое Кухулине). О Финне на некоторое время забыли, но в
1760 году шотландец Д. Макферсон опубликовал «Поэмы Оссиана», которые
выдал за реальные исторические произведения. Несмотря на то что многое в
поэмах было придумано самим составителем книги, интерес жителей
Ирландии и Шотландии к героям фольклора, в том числе и к Финну, которого
писатель называл Фингалом, возрос. На одном из Гебридских островов,
относящихся к территории Шотландии, имеется Фингалова пещера. Местные
жители утверждают, что она была построена великанами для Финна.
|