Тараскон! Поезд стоит пять минут… Пересадка на Ним, Монпелье, Сет, —
голос кондуктора, прозвучавший раскатисто и победно заглушил лязганье
вагонов, резкие удары буферов.
Тараскон! Еще в тот момент, когда в полевой дали возникли четыре
величественные башни замка короля Рене, Доде охватило чувство щемящей
тоски. Его постоянно тянуло на Юг, в Прованс.
Он любил приезжать в солнечный край своего детства, подолгу,
бывало, гостил у родственников неподалеку от Арля, в семнадцати
километрах от Тараскона. Здесь обитали его герои, его дети, как он любил
говорить, те, кого ему доводилось встречать в те времена, когда он жил
на мельнице, стоявшей среди сосен на холме за монмажурским аббатством.
Что. касается Тараскона, то в нем он не смел появляться. С некоторых пор
у него с тарасконцами весьма осложнились отношения. И, странствуя по
югу, он всегда старался объезжать этот город, впечатлительнее которого
не было в целом свете.
«Попробуй только проехать через Тараскон!» — припоминались
угрожающие строки анонимных писем, полученных в свое время от свирепых
тарасконцев. Он знал: они умели шутить, но умели и ненавидеть. Ему же
совсем не улыбалось, чтобы его искупали в Роне. А именно так чуть было
не поступили рассвирепевшие граждане, когда один парижский коммивояжер,
то ли в шутку, то ли желая втереть очки, расписался в гостиничной книге:
Альфонс Доде. Что тут случилось! Город всполошился. Наконец-то
представился долгожданный случай свести счеты с ненавистным Доде! И
несчастного коммивояжера чуть было не искупали в Роне.
Как ни обидно, но лучше проехать мимо. Въезд в Тараскон для него
закрыт. Его имя, если верить путешественникам, здесь ежедневно предается
анафеме, и каждый тарасконец желает отомстить «этому Доде». Что и
говорить, не легко переносить ненависть целого города. А еще считается,
что путь романиста сплошь усеян розами.
Даже книги его изгнаны из библиотек
Книги! Именно они и были причиной ненависти тарасконцев к
писателю Доде. Точнее говоря, одна из них, та, которая ославила на весь
свет тихий провинциальный городок, книга, высмеивающая героическое племя
тарасконцев.
Жители городка на берегу Роны не могли простить Доде того, что он
вывел их на страницах своего знаменитого романа «Тартарен из
Тараскона». Так, по крайней мере, казалось каждому тарасконцу; он
усваивал это еще в детстве, слушая проклятия, которыми разражались
старшие, стоило лишь кому-либо упомянуть ненавистное имя Доде.
Владельцам беленьких домиков отнюдь не льстили слова, которые автор
предпослал своей книге: «Во Франции все немножко тарасконцы». Они не
желали утешаться этим, равно как и знать о том, что писатель, выбирая
названия для города, где поселил своих героев, исходил лишь из того, что
название «Тараскон» прекрасно звучит при выкрикивании станций — точно
триумфальный клич индейского воина. Впрочем, и такое объяснение вряд ли
успокоило бы самолюбивых тарасконцев. Ничего, кроме нового прилива
ярости, это не могло вызвать с их стороны. А между тем Тараскон был для
Доде только псевдонимом, подхваченным на пути из Парижа в Марсель.
Настоящая же родина Тартарена и его земляков-охотников за фуражками,
признавался писатель, лежит несколько дальше, в пяти или шести милях от
Тараскона, по ту сторону Роны.
Городок, на который намекал Доде, был Ним, где, как и во всех
южных городах, много солнца, достаточно пыли, непременно имеется
кармелитский монастырь и два или три римских памятника.
На главной улице этого городка, обсаженной двумя рядами платанов с пыльной листвой, родился и Альфонс Доде.
Из впечатлений раннего детства, сохранившихся благодаря
удивительной памяти, Доде черпал материал для своих романов, и, как он
любил повторять, в силу непобедимого чувства реальности неизменно клал
действительную жизнь в основу своих вымыслов.
Часто случайный, отдаленный намек, какая-нибудь смутная
ассоциация с порою дня, с цветом неба, звоном колокола, запахом лавок
вызывала в его памяти воспоминания о темных, прохладных, узких,
благоухающих пряностями улицах Нима, аптекарском магазине дяди Давида…
Помогала ему воскрешать образы былого и небольшая зеленая тетрадь с
измятыми уголками, постоянно лежавшая на его рабочем столе и готовая в
любую минуту поделиться с писателем своим богатством. этой поистине
бесценной тетради, заполненной сжатыми заметками под общим названием
«Юг», были сосредоточены многолетние наблюдения над его родным краем,
климатом, нравами, над самим собой, родными и собственной семьей. Из
этой тетради Доде извлек многих своих героев, с ее страниц вышел в жизнь
и бесстрашный Тартарен. Обладатель 'двойных мускулов'
Жизнь все дальше уводила его от родного Прованса. Сначала Лион,
где семья, когда ему было девять лет, тщетно пыталась поправить свои
дела, затем, в 16 лет, работа в качестве школьного надзирателя в Алэ,
потом бегство из этой тюрьмы в Париж, начальные шаги на тернистом
литературном пути. Он хорошо помнил тот день, когда писал свою первую
репортерскую хронику, озабоченный даже каллиграфической стороной работы.
Суета большого города все больше захватывала его, вовлекала в свой
круговорот. Первые, еще робкие литературные успехи кружили голову.
У него была натура истинного импровизатора. С детства он
отличался необычайно живым воображением. «Я, в сущности, фантазер», —
говорил он о себе. Его голова всегда было полна замыслов. кругу друзей
он охотно делился ими, поражая мастерством рассказчика.
Когда ему надоедала шумная парижская жизнь, он отправлялся
подышать свежим деревенским воздухом, вдохнуть бодрящий аромат
провансальских сосен. Обычно эти поездки он совершал зимой. Парижский
климат в это время года не способствовал его слабому здоровью, и врачи
рекомендовали съездить на юг.
Особенно они настаивали на этом в конце 1861 года. Здоровье его в
ту пору было изрядно расстроено пятилетними литературными занятиями.
Необходима была, как считали доктора, поездка в Алжир, чтобы
восстановить под лучами африканского солнца слегка подпорченные легкие.
Пришлось ехать, несмотря на то, что в день отъезда из Парижа он получил
известие о принятии театром «Одеон» его первой пьесы.
Направляясь в Алжир, Доде, которому шел тогда всего лишь 21 год,
по пути заехал в родной Ним. И здесь неожиданно для себя обрел
необычайного попутчика. Вместе с ним решил отправиться в путешествие его
сорокалетний кузен Рейно. Это был коренной житель Нима, мечтатель и
фантазер. Любимым его писателем был Джеймс Фенимор Купер, запах пороха
он ценил больше всех ароматов земли, из деревьев безоговорочно
предпочитал баобаб и тайком мечтал походить на Вильгельма Телля. Словом,
это был живой прототип будущего Тартарена. Следует добавить, что он,
как и бесстрашный тарасконец, помимо любви ко всякого рода описаниям
путешествий, был страстным охотником за фуражками и обладал такой силой,
что земляки вполне серьезно утверждали, будто у него «двойные мускулы».
Кузен Рейно жил в беленьком домике с зелеными ставнями. Впереди был
разбит садик, сзади — балкон, у калитки, как водится в тех местах,
постоянно дежурила стайка савояров со своими неизменными ящиками для
чистки обуви. Одним словом, снаружи домик кузена Рейно ничем не
отличавшийся от других нимских домишек. Но стоило лишь заглянуть внутрь…
Нам же легче заглянуть на страницы романа А. Доде, ибо внутренний вид
дома кузена Рейно почти в точности воспроизведен писателем в первой
главе. Кабинет кузена Рейно считался одной из городских
достопримечательностей: «Вообразите большую комнату, сверху донизу
увешанную ружьями и саблями; все виды оружия всех стран мира были здесь
налицо». Солнечные лучи зловещими бликами отражались на стальных
лезвиях, и посетители невольно затихали среди этого арсенала. Неменьшей
достопримечательностью был и карликовый баобаб, чахнувший в горшке
из-под резеды как раз напротив стеклянной двери кабинета в сад.
А теперь, полагаясь на привычку А. Доде пользоваться живыми
прототипами, писать «с натуры», представим себе внешний вид
достославного кузена Рейно. О его «двойных мускулах» уже упоминалось, об
отважной и пылкой душе, бредившей битвами, грандиозной охотой и
подвигами свидетельствовало редчайшее собрание оружия, о его внешности
говорится так: «человек лет сорока — сорока пяти, низенький, толстый,
коренастый, краснолицый, в жилете и фланелевых кальсонах, с густой,
коротко подстриженной бородкой и горящими глазами». Таков был кузен
Рейно, таким станет и великий, бесстрашный Тартарен. Сходство внешнее
Рейно-Тартарен (впрочем, не только внешнее) на страницах будущего
романа, оказалось, видимо, настолько близким, что не на шутку оскорбило
нимского кузена, и у него вышла из-за этого с писателем крупная ссора.
Еще бы! Не очень приятно, когда каждый мальчишка при встрече с тобой
начинает пронзительно вопить: Тартарен! Тартарен! Прозвище прилипло к
бедному кузену Рейно, что доставляло ему немало горьких минут. Впрочем,
это произошло значительно позже, несколько лет спустя после возвращения
обоих кузенов из путешествия по Алжиру. А пока что им предстояло туда
съездить.
И вот в один из ноябрьских дней 1861 года Доде и Рейно
отправились охотиться на львов в Алжир, тогдашнюю французскую колонию.
Видимо, уговорил его на это Рейно, голова которого была забита
всевозможными книгами об охоте и охотниках. Не давал ему покоя и ветер
дальних странствий, что шелестел в ветвях его баобаба. Как бы то ни
было, кузен Рейно решил воспользоваться поездкой Доде и составить ему
компанию.
Что касается Доде, то, по правде говоря, предстоящая охота на
грозных хищников не очень его прельщала. Изучать нравы и жизнь колонии,
бедственное положение населения этой страны, некогда называемой житницей
римлян, в этом видел он одну из целей поездки. Смешно было ехать
охотиться на львов, ему, всю жизнь страдающему близорукостью. Внутренне
он противился затее своего кузена. Но так уж устроено воображение
провансальцев — «оно загорается мгновенно, словно трут, даже в семь
часов утра». Уроженец Прованса, Доде тоже был немного Тартареном, во
всяком случае по части воображения. Стоило ему вступить в марсельской
гавани на палубу красавца пакетбота «Зуав», как он вообразил, что
истребит всех зверей в Алжире.
Кузены-путешественники являли собой красочное зрелище: головы
венчали огромные огненные шапки-шешьи, талии перетянуты красными
поясами, из-за которых грозно торчали огромные охотничьи ножи, на плече —
ружья, у пояса — патронташи, револьверы в кобуре. Не то корсары, не то
какие-то воинственные турки. Можно представить, какой страх охватывал
встречных. Впрочем, страх ли? Наши путешественники действительно
находились в центре внимания, на них пялили глаза, но испуга в них не
было видно. Скорее наоборот, на двух вооруженных до зубов охотников
глазели с удивлением и любопытством. И ему, признавался Доде, стало
стыдно: а что, если здесь нет никаких львов?
Сомнения (перешедшие почти в уверенность) в том, что напрасно
ждать встречи с грозным хищником, не мешали, однако, Доде надеяться на
это. С наступлением ночи не раз он трепетал, стоя на коленях под
олеандровым кустом и вглядывался, с очками на носу, в окружающий мрак. «
воздухе высоко взвились ястребы, шакалы бродили вокруг меня и я
чувствовал, что ствол моего ружья дрожит, ударяясь о рукоятку
охотничьего ножа, воткнутого в землю», — вспоминал писатель в «Истории
моих книг». Доде наделит Тартарена этим страхом, этой дрожью перед
встречей с царем зверей.
… Засаду на льва, рычание которого он явственно расслышал в
ночной тьме, Тартарен устроил по всем правилам в полном соответствии с
хорошо известными ему руководствами по охоте — у самого водопоя
хищников. У бедняги зуб на зуб не попадал! Нарезной ствол карабина
выбивал о рукоять охотничьего ножа, воткнутого в землю, дробь кастаньет…
Ничего не поделаешь! Иной раз трудно бывает взять себя в руки, да и
потом, если бы герои никогда не испытывали страха, в чем же тогда была
бы их заслуга…? Доде искренне радовался и жаркому солнцу, и ласковому морю, и
иссиня-белым алжирским домикам, так похожим на уютные виллы Нима и
Тараскона, и главное — путешествию по незнакомой стране. Правда, это был
совсем не тот Алжир, каким рисовал его себе кузен Рейно — страна чудес,
куда он, словно Синдбад Мореход, заброшен счастливой судьбой. Теперь
здесь к «ароматам древнего Востока», благодаря вмешательству европейских
«цивилизаторов», присоединился «резкий запах абсента и казармы». Неутомимый собиратель и исследователь человеческих характеров,
Альфонс Доде прекрасно видел, что под маской жаждущего подвигов искателя
приключений у его спутника скрывается натура обыкновенного мещанина,
который лишь пытался прикрыть жалкую фигуру охотника за фуражками
грозной тенью истребителя львов. зеленой тетради появляются наброски
контуров будущего образа тарасконского буржуа: «великого» и смешного,
«величественного» и ничтожного. С этого времени писатель становится как
бы летописцем, историком «непревзойденного тарасконца», провансальского
Дон Кихота, — так одно время думал Доде назвать свой роман.
Этот близорукий человек, про которого иные склонны были говорить,
что он бредет по жизни словно слепец, обладал особым внутренним
зрением. Близорукость физическая восполнялась зоркими глазами души,
писательской наблюдательностью.
Записи Доде подчас касаются самых неожиданных сторон характера
прототипа, он фиксирует все, что может ему потом пригодиться, вплоть до
жестов и особенностей голоса. И все же это была только предпосылка;
вывод — типический образ, в котором был бы трансформирован весь
накопленный материал, пропущенный сквозь «фильтр» вымысла, — еще
предстояло создать. |