Прошло немало лет. Однажды в печати промелькнуло сообщение о том, что
в Индии, в лесах Бунделькханда, пойман, наконец, еще один из
руководителей индийских бунтовщиков. «Неужели это Нана Сахиб?» — думал
Жюль Верн. Невольно в памяти вновь возникали картины расправ и
бесчинств, творимых над индийскими повстанцами англичанами. И снова
вспоминался неумолимый мститель, предводитель сипаев, Нана Сахиб.
В то время писатель работал над романом «Двадцать тысяч лье под водой».
Однако в этом романе не было разгадки тайны капитана Немо.
Впрочем, могло случиться и так, что профессор Аронакс, столь упорно
стремившийся разгадать тайну капитана Немо, а вместе с ним и читатели
вообще никогда не узнали бы, кто скрывался под этим именем, что за
человек, откуда родом, какова его история. первом варианте рукописи
капитан Немо погибал. Потом, однако, писатель решил сохранить ему жизнь.
Образ этот мог понадобиться в будущем. Что касается читателей, как и
профессор Аронакс, заинтригованных загадкой, то их явно не устраивали
скудные сведения о капитане «Наутилуса». Письма, которые позже начал
получать автор, содержали просьбу рассказать подробнее о командире
сказочного корабля.
И Жюль Верн раскрывает тайну капитана Немо на страницах новой
книги — «таинственный остров». ней он расскажет о жизни и труде горстки
колонистов, заброшенных случайной судьбой на необитаемый остров в южной
части Тихого океана.
Один на один с суровой природой оказываются люди разных
национальностей, профессий и социального положения. Благодаря их
сплоченности, воодушевлению и воле, вере в безграничные возможности
человека, они создают коммуну — прообраз идеального общества будущего.
Но не только в борьбе с природой проходит их жизнь. Им приходится
отстаивать свою колонию с оружием в руках — воевать с пиратами,
пытающимися ее захватить. Горстка смельчаков отважно вступает в бой с
многочисленным противником. Исход поединка, казалось, предрешен. И
только вмешательство загадочного покровителя острова спасает колонистов…
Кто помогает обитателям таинственного острова? Кто их невидимый
защитник? Им оказывается не кто иной, как капитан Немо, а непонятный
предмет — это «Наутилус».
…Его настоящее имя — принц Даккар. Он родился в Индии и был сыном раджи, владевшим княжеством в Бунделькханде. С юных лет его отличали живость ума, жажда знаний и благородство
души. Наделенный многими дарованиями, он овладел различными науками и
достиг больших познаний как в естествознании и математике, так и в
литературе. Любил живопись — искусство волновало его.
Образование он получил в Европе, куда его отправили еще
мальчиком, воспитан же был в духе ненависти к европейцам, поработившим
его отчизну. Он проклял англичан, заковавших в цепи народ его родины.
Борьба за ее независимость стала целью и смыслом его жизни.
Когда вспыхнуло крупное восстание сипаев, пишет Жюль Верн, душой
его стал принц Даккар. Он поднял огромные массы, отдал правому делу все
свои дарования и свое богатство. Бесстрашно шел он в бой в первых рядах,
рисковал своей жизнью так же, как самый простой из героев, поднявшихся
ради освобождения отчизны.
Но и в этот раз право было повержено во прах перед силой. Тщетно
искал Даккар себе смерти, когда последние воины, отстаивавшие
независимость Индии, пали, сраженные английскими пулями. Одинокий,
исполненный беспредельного отвращения к самому имени «человек», питая
ужас и ненависть к цивилизованному миру, стремясь навсегда бежать от
него, он обратил в деньги остатки своего состояния, собрал вокруг себя
самых преданных ему соратников и в один прекрасный день исчез вместе с
ними.
Куда же отправился принц Даккар? Где искал он той независимости, в
которой ему отказала земля, населенная людьми? И Жюль Верн отвечает —
под водой, в глубинах морей — там, где никто не мог преследовать его. На
пустынном острове воин, ставший ученым, заложил корабельную верфь.
Здесь была построена по его чертежам подводная лодка. Он дал своему
судну название «Наутилус», поднял на нем черный флаг — отнюдь не
пиратский! — (в Индии черный цвет — символ восстания), назвал себя
капитаном Немо и скрылся под водой, став грозным мстителем за всех
угнетенных людей земли.
Ho у этого человека была потребность творить добро. Это он спас
одного из колонистов — инженера Сайреса Смита, подбросил ящик с так
необходимыми им вещами, сбросил лестницу во время нашествия обезьян,
спас юношу от смерти, принеся для него необходимое лекарство, и,
наконец, это он взорвал разбойничий бриг при помощи подводной мины, и
перебил бандитов изобретенными им электрическими снарядами.
Последнее его благодеяние — ларец с бриллиантами, которые он
вместе с другими драгоценностями завещает колонистам. Он верит, что в их
руках деньги не станут орудием зла.
Принц Даккар умирает одиноким, вдали от всего, что он
любил, что было ему дорого, за что он боролся. Последним словом, которое
прошептали его холодеющие губы, было слово — Родина.
Разве повесть о жизни, рассказанная умирающим капитаном Немо, не
напоминает историю Нана Сахиба? А это значит, что Нана Сахиб — герой
индийского народа, в известной мере явился прототипом знаменитого
литературного образа. И что таинственная судьба вождя восставших —
бесследное его исчезновение — подсказала разгадку капитана Немо.
Несколько лет спустя Жюль Верн напишет роман «Паровой дом», где в
главе «Восстание сипаев» продемонстрирует свою великолепную
осведомленность о минувших событиях в Индии, о ее истории и географии. И
не случайно главным героем романа писатель сделает Нана Сахиба.
Слухи о его гибели в горах Непала оказываются ложными. После
восьми лет изгнания Нана тайно возвращается на родину. Он мечтает вновь
поднять знамя борьбы, освободить землю отцов от ига поработителей.
горах Бунделькханда пытается создать, очаг восстания. Отныне у него одна
цель — мстить ненавистным ферингам. Его месть жестока. Но разве не были
жестоки солдаты полковника Мунро — главного врага Нана в романе, когда
привязывали к жерлам своих пушек пленных сипаев, когда английские войска
безжалостно истребляли жителей Дели и других городов, когда от их рук
погибло «сто двадцать тысяч офицеров и солдат и двести тысяч индусов
только за то, что они принимали участие в восстании во имя национальной
независимости!». Нана Сахибу не удается достичь своей цели, он попадает в
плен и погибает. Видимо, и много лет спустя трагическая судьба Нана
Сахиба продолжала волновать воображение Жюля Верна. |