Кто не знает находчивого и остроумного д'Артаньяна или трудолюбивого и
рассудительного Робинзона Крузо? Кто не помнит загадочного капитана
Немо или одноногого моряка по имени Джон Сильвер? Кто не замирал от
восхищения и ужаса, следя за ходом размышлений частного сыщика Шерлока
Холмса, посрамляющего своей проницательностью профессионалов из
Скотланд-Ярда, или за приключениями доброго и благородного человека —
Жана Вальжана, ставшего в результате превратностей судьбы каторжником и
вынужденного скрываться от преследований полиции?
Эти герои, не теряющие своей популярности — многие уже не одно
столетие, — известны всем: как говорится, и старому и малому. Книги, в
которых они действуют, нередко называют приключенческими. А сами герои
слывут среди читателей искателями приключений, хотя большинство из них, к
слову сказать, приключений специально не искало, а стремилось просто
определять свою судьбу, активно жить и бороться за осуществление своих
идеалов.
Удивительные судьбы, стойкие и сильные характеры, жизнь,
насыщенная яркими и значительными событиями, умение преодолевать
исключительные обстоятельства и совершать непредсказуемые поступки — все
это завоевывало симпатии читателей всех возрастов, времен и народов. И
неудивительно, что в поговорку вошли «отвага» Тартарена и «правдивость»
Мюнхгаузена, мрачная таинственность графа Монте-Кристо и безоглядная
самоотверженность юного революционера Гавроша… Эти и многие другие
герои, созданные фантазией великих писателей, вошли в нашу жизнь не со
страниц школьных учебников. Кажется даже, что они всегда жили вместе с
нами, сроднившись с чертами реальных людей. Бессмертные образы мировой
литературы в памяти человечества стоят рядом с действительно
существовавшими историческими личностями и подчас обладают для читателей
даже большей реальностью.
В самом деле, рожденный гениальным воображением Сервантеса Рыцарь
Печального Образа и терзаемый сомнениями принц датский Гамлет, мятежный
шиллеровский разбойник Карл Моор и движимый безудержной жаждой
совершенства Фауст, вкрадчивый «душеприказчик» Чичиков со временем перестают быть книжными персонажами и
становятся для будущих поколений людьми, некогда жившими на земле. И
оттого, говорил французский писатель Эдмон Гонкур, «многим захочется
поискать зримые следы их пребывания в этом мире».
Литературным героям воздвигают памятники, в их честь создаются
музеи, проводятся праздники, фестивали, о героях литературы пишут
научные исследования, художественные произведения и популярные книжки —
вроде вот этой…
А знаешь ли ты, что все эти литературные герои, за удивительными
приключениями которых ты с таким увлечением всегда следишь, вовсе не
являются одной лишь выдумкой писателей, плодом их безудержной фантазии?
Знаешь ли ты, что все они когда-то существовали в действительности, что
называется, во плоти и крови — ели, пили, путешествовали, читали и
писали, бились на шпагах, искали сокровища, совершали головокружительные
побеги из охраняемых замков, разоблачали чудовищные преступления,
помогали слабым и угнетенным, — словом, жили на самом деле, как и мы с
тобой?
Представляешь, — д'Артаньян и аббат Фариа, барон Мюнхгаузен и
Тартарен из Тараскона, веселый Гаврош и мрачный Вотрен, Шерлок Холмс и
Зверобой, он же Следопыт и Кожаный Чулок, — все это люди, о которых
сохранились воспоминания и документы, личные вещи и иногда даже дома,
где они жили! И необитаемый остров, на котором прожил 28 лет Робинзон,
тоже существует, даже в двух вариантах — в Тихом и Атлантическом
океанах! И ядро, на котором совершал свою воздушную разведку барон
Мюнхгаузен, лежит под стеклом… в витрине его дома-музея! Обо всем этом и
о многом другом, не менее удивительном, ты прочтешь на страницах этой
книги…
Только не подумай, что ничего не стоит стать знаменитым писателем!
Может показаться, — какой-такой это труд: берешь старинные книги,
документы — и вычитываешь из них разные интересные истории — про
мушкетеров и дервишей, про сыщиков и пиратов, про путешествия в
неведомые земли и приключения с переодеваниями и превращениями… Затем
пересказываешь все это своими словами, немножко придумываешь разные
смешные и невероятные факты, чтоб читателям было интереснее, — и готово!
Получился приключенческий роман, которым все зачитываются и
восхищаются… Или по-другому: видишь в жизни интересных людей и
описываешь их, а получаются популярные герои, на которых все читатели
потом хотят походить!
Может показаться, что нет ничего проще, как сделаться известным
писателем. И только много потом, когда сам начинаешь писать заметки в
газетах, статьи и целые книжки, понимаешь, как трудно и ответственно
быть автором. Ведь читатель верит тому, что читает в книге! Столкнувшись
с обманом, пусть и упакованным в красивую обложку, читатель уже на всю
жизнь может усвоить, что литература — это выдумки, сказки, фантазия, красивая ложь, и с жизнью ее ничего не связывает, кроме чисто внешнего сходства… Это разочарование в литературе очень трудно бывает преодолеть.
Литератуpa,
включая самые, казалось бы, невероятные образы, события факты,
изображенные в ней, — берет начало в самой жизни. Конечно, между героем
литературного произведения и его прототипом (точнее прототипами, ибо у
каждого литературного персонажа чаще всего несколько жизненных
прототипов) нет прямой и простой связи: бытовые и исторические реалии
обрастают новыми фактами, деталями и художественными подробностями;
создаваемый писателем образ обобщает и укрупняет отразившиеся в нем явления жизни, герой, освещенный идеями автора, вырастает подчас до символа и содержит в себе определенную оценку жизни, приговор
ей, данный писателем и принимаемый читателем. И, вероятнее всего, мы
никогда не узнали бы о существовании прототипов д'Артаньяна и Робинзона,
Жана Вальжана и Сильвера, Гарви Берча и Дяди Тома, если бы не яркие
фигуры этих героев, созданные под пером выдающихся художников слова.
Сегодня нам трудно определить, где пролегает граница между вымыслом и
реальностью в творческой истории прославленных литературных героев.
Многие факты, легшие в основу художественного повествования,
существовали на самом деле, но их дополнили факты другого времени,
происходившие в ином месте, с иными людьми. Все это скрепил авторский
вымысел, направленный на утверждение излюбленных идей художника, верного
своему времени… Да и так ли уж важно нам сегодня, где именно поработала
фантазия художника, а где — его трезвая наблюдательность, дотошность в
изучении событий и фактов истории; где сила писателя — в его
размышлениях о путях совершенствования человека и общества, а где —
обличение современности и мечты о лучшем будущем!.. Важнее другое — все
творения писателя, живущие впоследствии долгой и уже независимой от него
жизнью, рождены самой действительностью и продолжают жить своими связями с ней.
Потому-то мы и узнаем любимых героев не только на экране кино и
телевизора, на школьном маскараде, — мы постоянно
встречаемся е ними в жизни, окружающей нас. Среди своих товарищей,
знакомых, в своих родителях и соседях, в самих себе мы то и дело узнаем
черты известных литературных героев. Только оглянитесь вокруг — и вы
увидите рядом с собой, а подчас и в зеркале, Мюнхгаузена и Шерлока
Холмса, озорного и неунывающего Гавроша и смешного Тартарена,
неутомимого Робинзона и изобретательного д'Артаньяна.
Герои продолжают жить своей собственной жизнью… Но Давайте
перенесемся на миг в то далекое время, когда о существовании всех этих
общеизвестных сегодня людей еще никто не знал, даже сам автор! А герои
уже тогда жили, не зная, правда, о том, что их жизнь будет принадлежать
истории. После встречи с писателем. |