Казалось бы, что может быть невероятнее историй, рассказываемых
человеком по имени барон Мюнхгаузен! Да и сам барон, вошедший в
поговорку как отъявленный вральман, кажется чуть ли не сказочным
персонажем — вроде нашего Емели или немецкого Ганса-чурбана…
А между тем барон Мюнхгаузен действительно существовал во плоти и
крови! Да-да, не смейтесь! И многое из того, что он себе приписывал,
было сущей правдой. Так что «самый честный человек в мире» не так уж был
и неправ, характеризуя себя столь лестным образом…
Дело было вот как
Майским вечером 1773 года в небольшом немецком городке
Боденвердере, расположенном на реке Везер, встретились два человека,
имена которых ныне стоят рядом: Распе и Мюнхгаузен.
Встреча состоялась в павильоне, построенном напротив дома,
принадлежащего Карлу Фридриху Иерониму Мюнхгаузену, более известного как
барон Мюнхгаузен, — прототипу знаменитого литературного героя.
Хозяин павильона, только что вернувшийся с удачной охоты, был в
прекрасном расположении духа. Он сидел в кресле, раскуризал пенковую
трубку и, прихлебывая из бокала пунш, который не забывал подогревать
стоявший рядом слуга, рассказывал одну историю за другой. Любой оценил
бы его искусство рассказчика. Это был подлинный мастер импровизации.
Друзья и гости шумно выражали свое восхищение талантом хозяина, из уст
которого так и лились истории — одна занимательнее другой.
Среди слушателей находился гость в красном мундире — судя по
костюму, приближенный одного из бесчисленных в то время немецких
князьков. Это и был тридцатишестилетний Рудольф Эрих Распе, служащий при
дворе Фридриха Второго, ландграфа Гессен-Кассельского. Или как он
официально представился: княжеский советник, хранитель древностей и
заместитель-библиотекарь, профессор античности в кассельском коллеже
Карла Великого. Выполняя задание своего ландграфа, Распе совершал
поездку по монастырям, отыскивая манускрипты и памятники старины. Это и
привело его в Боденвердер, неподалеку от которого был расположен древний
монастырь Кемнадэ.
По мере того как рассказчик одушевлялся собственным
повествованием, дым из трубки струился все гуще, лицо преображалось,
руки становились более беспокойными и маленький паричок начинал
приплясывать на его голове — то ли от сотрясений, вызванных
жестикуляцией, то ли от того, что, увлекаясь, барон непрестанно
почесывал в затылке. Постепенно повествование его покидало берега
реальности и челн воображения устремлялся в море безбрежной фантазии.
Правда незаметно переходила в ложь, истинное перемешивалось с вымыслом.
Однако природная наблюдательность, меткие характеристики, живой юмор и
дар красноречия увлекали слушателей. Иные внимали россказням развесив
уши. Те, кто был менее доверчив, посмеивались в душе над хвастовством
охотника.
Таким увидел Мюнхгаузена в тот майский вечер и Рудольф Эрих Распе. Увидел и запомнил.
Через несколько лет в берлинском юмористическом альманахе
«Путеводитель для веселых людей» появились шестнадцать
рассказов-анекдотов под общим названием «Истории М — х — з — на». «Возле
Г-вера, — говорилось в предисловии к ним, — живет весьма остроумный
господин М — х — з — н, пустивший в оборот особый род замысловатых
историй, авторство которых приписывается ему».
Спустя два года в том же журнале были опубликованы еще две
небылицы М — х — з — на. Кто был их автором? Сам барон Мюнхгаузен? Едва
ли, если учесть, как он потом реагировал на то, что стал всеобщим
посмешищем. Тогда кто же сочинил эти забавные истории, высмеяв в них
спесивых немецких юнкеров-помещиков?
Точно ответить на это современники затруднялись. Между тем
небылицы эти положили начало целой серии веселых рассказов,
опубликованных — будто бы от лица Мюнхгаузена — спустя несколько лет в
Англии.
Возникает ряд вопросов. Почему именно в Англии, когда известно,
что Мюнхгаузен жил в немецком городке? А главное — кто же все-таки был
автором этих уморительных историй? Действительно ли, сам барон
Мюнхгаузен? Или кто-то еще? Может быть, ответ на это мы найдем на
обложке книжки, изданной в Англии?
…Лондонский книгоиздатель М. Смит осенью 1785 года был доволен
своими делами. Небольшую книжку ценой в один шиллинг «Повествование
барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию»
раскупили в один день. Ее автор, пожелавший для читателей остаться
неизвестным, не обманул его надежд. И вскоре выходит дополненное издание
с предисловием анонимного автора. нем он утверждает, что книга обязана
своим существованием подлинному барону Мюнхгаузену, принадлежащему к
одному из первых дворянских родов Германии, человека «оригинального
склада мыслей». Своими рассказами о путешествиях, походах и забавных
приключениях барон обличает искусство лжи и дает каждому, кто попадает в
компанию завзятых хвастунов, в руки средство, которым он мог бы
воспользоваться при любом подходящем случае. «А такой случай, —
говорилось в предисловии, — всегда может представиться, как только
кто-нибудь, под маской правды, с самым серьезным видом начнет
преподносить небылицы и, рискуя своей честью, попытается провести за нос
тех, кто имеет несчастье оказаться в числе его слушателей». «Каратель
лжи» — так определяет автор морально-воспитательное значение своей
сатирической пародии на вралей и хвастунов.
В предисловии анонимный автор не раскрыл, однако, своей
писательской «кухни». противном случае он должен был бы пояснить, что
хотя он и вывел в книге реального человека, но использовал в ней
народные смешные рассказы и истории, в том числе и те, что в свое время
были опубликованы им в берлинском альманахе. Должен был бы также
признать, что подлинный Мюнхгаузен не был до такой степени
фантастическим лгуном, он послужил лишь возбудителем творческого
воображения, что это только прототип — завязь, почка, которая,
раскрывшись под пером писателя, превратилась в пышный цветок легенды.
Несмотря на успех книги и неоднократные переиздания, ее заметила
одна лишь газета — «Критикел ревью», посвятив всего несколько слов тому,
что это сатирическое произведение и что никогда еще фантастическое и
смешное не доводилось до такой степени. Да и сам автор не придавал
особого значения своему незатейливому рассказу — единственной книге,
благодаря которой он не забыт и сегодня. Более того, он никак не мог
предполагать, что этот томик сохранит его имя потомкам. Ведь только
тридцать лет спустя после смерти автор «Мюнхгаузена» был случайно
«открыт» историками литературы. Им оказался, как вы, наверное, уже
догадались, Распе.
Но каким образом этот немец оказался в Лондоне, где издал свою
книжку? Для того чтобы ответить на этот очередной вопрос, необходимо
рассказать историю самого Распе. Тем более, что о нем у нас почти ничего
неизвестно. самом деле, среди многих имен немецких писателей XVIII
столетия, которые смотрят на нас с книжных полок, Распе мало приметен.
Он как бы притаился в тени гениев своей эпохи, и слабый огонек его
известности скорее тлеет, чем горит в полную силу…
«Ты этого хотел, Распе…»
Плодовитость Р. Э. Распе как литератора была невелика. Все, что
им написано, включая прозу, стихи, пьесы, статьи по искусству, научные
работы, — все это сегодня предано забвению. И только одна небольшая
книжка — плод его таланта сатирика, созданная между делом, как бы шутя,
и, возможно, лишь ради заработка, пережила века и поныне поддерживает
пламя его известности. Распе — человек одной книги.
Его имя в нашем сознании связано исключительно с одним
произведением — «Приключениями барона Мюнхгаузена». Но если имя Распе,
благодаря этой книге, не забыто, то, повторяю, наши знания о нем как о
человеке, о его жизни весьма скудные. Его облик растворился в водах
времени, утратил четкие контуры, расплылся.
Молчание будет ответом всякому, кто проявит интерес к его жизни, к
тому, при каких обстоятельствах была написана одна из самых веселых в
мире книг. А знать это важно, ибо, как говорил Гете, если вы хотите
постичь литературное произведение, мало прочитать его, надо знать, как
оно было создано.
Рудольф Эрих Распе родился в Ганновере в 1737 году, — в том самом
году, когда открылся Геттингенский университет. Будущий писатель
появился на свет в обедневшей семье ганноверского чиновника, где о былом
величии предков напоминали лишь фамильные предания. Еще молодым Распе
понял: чем тешить свою родовую спесь и кичиться происхождением (один из
его предков был маркграфом Тюрингии), лучше рассчитывать на собственные
силы.
В восемнадцать лет он переступает порог своего ровесника —
Геттингенского университета, — «бессмертного создания» первого его
куратора Герлаха Адольфа фон Мюнхгаузена, близкого родственника
боденвердерского барона, того самого, который оказался прототипом
будущей книги Распе.
В сером, старчески умном Геттингене Распе задержался недолго. Через год он покидает его и направляет свои взоры в Лейпциг.
Казалось бы, что может быть невероятнее историй, рассказываемых
человеком по имени барон Мюнхгаузен! Да и сам барон, вошедший в
поговорку как отъявленный вральман, кажется чуть ли не сказочным
персонажем — вроде нашего Емели или немецкого Ганса-чурбана…
А между тем барон Мюнхгаузен действительно существовал во плоти и
крови! Да-да, не смейтесь! И многое из того, что он себе приписывал,
было сущей правдой. Так что «самый честный человек в мире» не так уж был
и неправ, характеризуя себя столь лестным образом…
Дело было вот как
Майским вечером 1773 года в небольшом немецком городке
Боденвердере, расположенном на реке Везер, встретились два человека,
имена которых ныне стоят рядом: Распе и Мюнхгаузен.
В аудиториях старейшего в Европе университета (основан в 1409
году) Распе постигает сущность прекрасного, изучает античность и
археологию. Увлекается геологией — наукой о богатствах земли, которая,
он надеялся, раскроет перед ним свои сокровища. Страсть эта, к его
досаде, оставалась неразделенной, ибо науку он помышлял использовать в
своих целях, и неудивительно, что никогда по-настоящему не пользовался
ее «взаимностью». У него и внешность нисколько не соответствовала
традиционному представлению об усидчивом, педантичном и лишенном юмора
немецком ученом. Напротив, это был живой, веселый и очень подвижный
человек, умевший по достоинству оценить красное словцо, любивший и сам
пошутить, а иногда и зло посмеяться над кем-либо. Говорят, характер
можно определить по почерку. Характер Распе ни в чем так не проявлялся,
как в походке — тоже своего рода «почерке» человека. Современники
прозвали Распе «стремительным» — не только потому, что такой была
походка его, а движения порывисты, словно он то и дело подвергался
воздействию налетавшего на него с разных сторон ветра. Он и внутренне
был порывист, чрезмерно импульсивен, воображение постоянно рождало в его
голове новые замыслы и планы, которые он не задумываясь бросался
осуществлять. Этим объясняется и его разбросанность, многосторонние
интересы, стремление к различным знаниям. И не потому ли ему не сиделось
на месте и переменчивые ветры носили его парус по городам и весям
Германии, карта которой в ту пору напоминала лоскутное одеяло из трехсот
мелких самостоятельных княжеств и графств.
Из Лейпцига, где Распе провел три года, почтовая карета мчит его
снова в Геттинген. Получив диплом магистра, он возвращается в родной
Ганновер, — тогда английское владение — и в 1760 году поступает в
королевскую библиотеку. Зарывшись в книги, целыми днями просиживает в ее
залах, читает все, что поступает из Лондона и Парижа, Амстердама и
Лейпцига. Увлекается наукой и философией, но особенно — поэзией,
Гомером, следит за английской литературой и первым в Германии обращает
внимание на песни Оссиана — гениальную мистификацию Макферсона,
переводит баллады Перси. Он вновь углубляется в «подземное эллинство»,
познает толк в античных резных камнях-геммах и монетах, совершенствует
свои знания по архитектуре и искусству, продолжает занятия геологией и
горным делом. Не забывает он обзаводиться и полезными знакомствами,
переписывается со многими выдающимися людьми своей эпохи: с известным
археологом Винкельманом, которого считает своим учителем, с уже
знаменитым тогда писателем Лессингом, берлинским книгоиздателем Ф.
Николаи, философом Якоби, с Гердером, чьи взгляды на народное искусство
окажут на него, как и на Гете, столь большое влияние, и, наконец, с
американцем Б. Франклином, ученым и видным политическим деятелем.
Семь лет проведет Распе в стенах библиотеки. За это время
имя его станет известно в кругах ученых и литераторов, будут
опубликованы его первые произведения — поэма «Весенние мысли»,
одноактная комедия «Пропавшая крестьянка», роман «Гермин и Гунильда,
история из рыцарских времен, случившаяся в Шеферберге между Аделепсеном и
Усларом, сопровождаемая прологом о временах рыцарства в виде
аллегорий».
В 1766 году открывается вакансия хранителя библиотеки и профессора
в кассельском коллеже Карла Великого. Поначалу место предлагают
Лессингу, но тот отказывается, несмотря на то, что может получать на сто
талеров больше. Тогда в Касселе вспоминают о подающем надежды молодом
ганноверском ученом и литераторе Распе. Ландграф Фридрих Второй,
предлагая ему пост при своем дворе, обращается к нему с письмом,
начинающимся словами: «наш верный и любимый Р. Э. Распе…». Конечно, есть
в этом на первый взгляд заманчивом предложении и оборотная сторона.
Служить меценатствующему князьку — значит поставить свою карьеру ученого
в прямую зависимость от произвола деспота, постоянно подвергаться
мелкой тирании. Горький кусок хлеба! Но разве он один избирает такой
путь! Драматург Лессинг и историк Гердер, и многие другие — разве они,
несмотря на то, что понимали, как «рискованно сближаться» с
«просвещенными монархами», не шли на это, дабы обрести условия и
возможность более или менее спокойно заниматься любимым делом, не думая о
хлебе насущном? «Не все ль равно что двор, что ад! Там греется много
славных ребят!» — распевала в то время молодежь. Были, разумеется, и
такие, кто, помня о печальных примерах жизни при дворе и службы у
владетельных особ своих собратьев литераторов, предпочитали бедствовать,
голодать и умирали, как скажет Гейне, «в нищете в качестве бедных
геттингенских доцентов».
«Верный и любимый» не хочет умирать в нищете. Он решает испытать
судьбу — слишком заманчиво предложение: семьсот талеров не валяются на
дороге! И летом следующего года Распе сначала на почтовых, а затем по
судоходной Фульде добирается до Касселя.
В середине XVIII века это был один из красивейших городов
Германии. Самолюбивый Фридрих Второй стремился во всем подражать
европейским монархам. Не считаясь с затратами, впадая в долги и обирая
свой народ, он украшал город, строил дворцы и разбивал парки, соорудил
водяной каскад, в миниатюре повторяющий фонтаны Версаля. Двор содержался
на широкую ногу: свой архитектор, медик, придворные профессора и
повара, своя актерская труппа, свой хранитель библиотеки и коллекции
древностей — гордости ландграфа, которая, однако, находилась в
беспорядке. И первая обязанность нового хранителя, помимо чтения лекций в
коллеже по истории, искусствоведению, нумизматике, геральдике и другим
наукам, состоит в том, чтобы привести в порядок эту сокровищницу,
составить опись предметов. Энергичный Распе принимается за дело.
Коллекция насчитывает 15 тысяч ценных предметов, из них семь тысяч
серебряных и около шестисот золотых, он лично несет ответственность за
их сохранность. Опись этого собрания древностей, послужившего в будущем
основой Кассельского музея, занимает более десяти томов.
Кроме этой кропотливой работы, Распе публикует статьи о методах
добычи белого мрамора, о вулканическом происхождении базальта, пишет о
пользе и употреблении разных камней, печатает опыт древнейшей и
естественной истории Гессена, изданный затем в Англии, и другие труды. И
вскоре к званиям, которые имел при дворе ландграфа, он с гордостью
может добавить звание члена Лондонского Королевского общества, члена
Нидерландского общества наук в Гарлеме, а также — члена Германского и
исторического институтов в Геттингене, почетного члена Марбургского
литературного общества, и, наконец, звание секретаря Нового кассельского
общества сельского хозяйства и прикладных наук. голове тайного
советника Распе (ибо он теперь повышен в должности при дворе) роятся
тщеславные замыслы, он полон надежд…
Увы, им было не дано осуществиться!.. Судьба потеряла
благосклонность к Распе. Долги… Растраты… Почетная ссылка послом в
Венецию, внезапный отзыв посланника, доехавшего лишь до Берлина, для
выяснения обстоятельств пропажи особенно ценных гемм и монет из
коллекции ландграфа… Тщетные надежды на великодушие и милость монарха…
Обвинение в недостаче на сумму 4–5 тысяч талеров… Арест кажется
неизбежным… На рассвете следующего дня по улицам Касселя проскакал
всадник, закутанный в плащ, — Распе покинул город.
Вслед ему полиция рассылает оповещения во все земли Северной
Германии с просьбой об аресте исчезнувшего Распе: «Бывшего тайного
советника, находившегося на гессенской службе, среднего роста, лицо
скорее длинное, чем круглое, глаза небольшие, нос довольно крупный с
горбинкой, острый, под коротким париком рыжие волосы, носит красный
мундир с золотым кантом, походка быстрая». Эти несколько строк рисуют
нам его словесный портрет, который тем более для нас ценен, что
сохранилось очень мало изображений Распе. Одно из них — миниатюра
английского художника Тасси, наиболее, пожалуй, верно передает его
облик, совпадавший с описанием внешности Распе и в оповещении полиции
Касселя.
Четыре дня спустя, 19 ноября 1775 года, Распе арестовывают в
Клаустхале, где он скрывается, и ему вновь приходится возвращаться в
Кассель, только теперь уже в сопровождении полицейского чиновника.
Что ожидало его? Позор и презрение? Тюрьма? И то и другое — Распе
не сомневается. И все же в глубине души он еще надеется на прощение, на
милость венценосца; таков был Распе — стяг надежды неизменно реял на
грот-мачте его корабля. По пути в Кассель, Распе вместе с сопровождающим останавливается на
ночлег в дорожной гостинице. За ужином несчастный профессор рассказывает
полицейскому свою печальную историю. И тут происходит неожиданное.
Исповедь беглого ученого производит впечатление, полицейский молча
подходит к окну в сад, распахивает его, а сам покидает комнату. Распе
прекрасно понимает намек, и, оправдывая свое прозвище, стремительно
исчезает в темноте…
На этот раз, как русло потока, теряющегося в пустыне, он
пропадает, не оставив на своем пути никаких следов, кроме польской
старинной монеты достоинством в 70 дукатов, — чудесного образца из
коллекции ландграфа, которую позднее обнаружит полиция у гамбургского
ростовщика.
Распе часто признавался в своей склонности к Англии, поэтому неудивительно, что вскоре он объявился на британской земле.
Первое время ему особенно было трудно. Он кормится тем,
что переводит на английский язык дотоле неизвестных здесь немецких
авторов, в частности драму Лессинга «Натан Мудрый», появившуюся уже
после его бегства. Видимо, у Распе сохранились связи с континентом, ибо
только от друзей он мог получать литературные новинки для перевода, а
также пересылать на родину свои сочинения. Ведь именно в 1781 году в
берлинском юмористическом альманахе «Путеводитель для веселых людей»
появились и упомянутые выше истории.
Однако что же сталось дальше с тем, кто учинил столь злую шутку над бароном Мюнхгаузеном?
Распе не был рожден для жизни, полной приключений. И хотя его
подчас называют авантюристом, а то и просто проходимцем, он не являлся
им по своей натуре. То, что с ним произошло, угнетало его самого и
делало глубоко несчастным. Незадолго до того, как исчезнуть из Германии,
он жаловался другу на свою судьбу и, глядя на портрет жены, не мог
сдержать слез. Распе понимал, что повинен во всем был он сам, и, как
герой Мольера, мог воскликнуть: «Ты этого хотел, Жорж Данден!»
Энергичный человек, он полагал, что не останется без работы среди
энергичного народа. Вот когда особенно пригодились его знания по
геологии и горному делу.
Теперь основная работа Распе — разведка и добыча полезных
ископаемых. Надежда ведет его по долинам и горам Англии, он все еще
мечтает о своем Эльдорадо. Но энергия и энтузиазм Распе не помогли ему
извлечь ничего более ценного на этой земле, чем торф.
Его видят в шумном Лондоне и ученом Кембридже, в индустриальном
Бирмингеме и в сумрачном Эдинбурге, он забирается в самые отдаленные
уголки «радушной Шотландии». Может быть, его скитания — это всего лишь
желание заглушить тоску, унять отчаяние — у него не было дома, семьи, он
никогда больше не видел своих детей: они остались в Германии. У него не
было родины…
Пути изыскателя привели Распе в Дублин. Отсюда он двинулся на
запад Ирландии в край Килларнийских озер. Здесь пришел конец его
длительным странствиям. Заболев сыпным тифом, он умер в 1794 году
пятидесяти восьми лет. Могила его затерялась среди ирландских болот. И
только запись в приходской книге церкви св. Марии напоминает о Рудольфе
Распе, авторе «Приключений барона Мюнхгаузена». Так закончилась жизнь
автора всемирно известной книги.
Встреча настоящего Мюнхгаузена с вымышленным
«Приключения барона Мюнхгаузена», рожденные на германской почве,
вернулись на родину в 1786 году, через год после выхода их в Англии. И
хотя первое немецкое издание, тоже анонимное, было отпечатано в
Геттингене, на обложке был указан Лондон. Автор перевода поэт-демократ
Г. А. Бюргер, привнесший в книгу существенные добавления, новые эпизоды,
основанные также на народных мотивах, не случайно, как и Распе, пожелал
остаться неизвестным.
Когда Мюнхгаузен прочитал, какие чудеса заставил его вытворять
сочинитель книжонки, какие плести небылицы, — престарелый барон был не
то что обижен и огорчен, он был взбешен. С этих пор его засыпают
письмами самого нелестного содержания, в маленький городок на Везере
стекаются любопытные поглазеть на живого барона-враля. имении не стало
покоя. Тогда слугам приказывают патрулировать вокруг дома и не допускать
посторонних. А в комнатах негодует барон Мюнхгаузен, грозит всеми
карами нечестивцу, так позорно и нагло высмеявшего его, немецкого
дворянина. Оскорбленный барон пробовал подавать в суд, привлечь к ответу
обидчика. Но закон был бессилен перед анонимным титульным листом и
фальшивой надписью «Лондон». Храбрецу, вояке, потомку крестоносцев не у
кого было даже потребовать, как тогда было принято, сатисфакции, то есть
некого было вызвать на дуэль за оскорбление и клевету! Знай Мюнхгаузен в
тот майский вечер, когда впервые в его доме появился гость в красном
мундире, какую он сослужит ему службу, — поостерегся и не стал бы
распространяться при нем о своих подвигах. Но Иероним фон Мюнхгаузен так
никогда и не узнал, кто же был истинным виновником его позора. Позора?
Напротив — славы! Как это ни парадоксально, но маленькая книжка принесла
владельцу поместья в Боденвердере большую популярность. Помимо своей
воли он попал в литературу, приобрел известность как прообраз
бессмертного литературного типа — враля и хвастуна Мюнхгаузена.
Благодаря такой известности мы многое знаем о жизни
боденвердерского барона и, в частности, о его пребывании в России, где
он действительно жил некоторое время.
Центром изучения жизни и деяний знаменитого барона — прототипа
всемирно известного литературного персонажа — является музей Мюнхгаузена
в Боденвердере. Давайте побываем в этом городке и посетим уникальный
музей.
За два столетия в Боденвердере мало что изменилось. Великий
гример — Время едва прикоснулось к городку своей рукой; повсюду приметы
старины, осколки былого. Если про Веймар говорят, что это — город
«домов» — здесь дома Гете и Шиллера, писателя Гердера, художника
Кранаха, композитора Листа, философа Ницше и поэта Виланда, то
Боденвердер — город одного «дома». Сегодня главная его
достопримечательность — усадьба, где жил знаменитый барон Мюнхгаузен.
любом справочнике Боденвердер так и обозначен, как «родина Мюнхгаузена»,
а на туристских проспектах рядом с городским гербом неизменно красуется
летящий на ядре приветливо улыбающийся барон — символ города, его
рекламная вывеска, приманка для туристов.
В старинном доме, окруженном тенистым вековым парком, сейчас —
комната-музей Мюнхгаузена. Около здания памятник-фонтан: Мюнхгаузен
сидит на лошади, заднюю часть которой, как вы помните, отсекло во время
жаркого боя: «Поэтому вода вытекала сзади по мере того, как она
поглощалась спереди, без всякой пользы для коня и не утоляя его жажды».
До наших дней сохранился и павильон Мюнхгаузена, где он имел обыкновение
за бутылкой вина рассказывать свои истории. Немного на свете таких
уголков — музей в честь литературного героя! Впрочем, это не совсем
точно. Музей этот особый, можно сказать, специфический. Он посвящен
прототипу героя книги и в то же время — подлинному Мюнхгаузену,
приобретшему, однако, известность лишь благодаря своему литературному
тезке.
Внутри дома старинная мебель, подвешенные на цепях огромные
люстры из оленьих рогов. Всюду охотничьи трофеи барона, доспехи и мечи
времен крестоносцев. Это оружие предков барона — потомка воинственного
рыцаря Гейне, участника походов в Палестину в начале XIII века под
знаменами германского императора Фридриха II. (Но род Мюнхгаузена
упоминается уже в документах XII века.)
Стены его бывшего дома разрисованы эпизодами из жизни
Мюнхгаузена. Огромная роспись: Мюнхгаузен со шпагой в руке несется на
своем горячем «литовце» в атаку во главе отряда конников. Рядом — эпизод
охоты на медведя: бесстрашный барон один на один с рассвирепевшим
зверем; Мюнхгаузен в форме кирасира и даты его жизни: 1720–1797. Повсюду
книги. Заядлый охотник, барон был не менее страстным книголюбом. Его
экслибрис, выполненный с большим мастерством, хорошо известен
коллекционерам книжных знаков.
На одной из стен — изображение фамильного герба Мюнхгаузенов:
путник с фонарем и посохом в руке, как бы отправляющийся на поиски
истины, и латинский девиз: «Бог — мое прибежище». Хранятся в этой
комнате и подлинные вещи барона. Особенно ценные среди этих реликвий
(они лежат в стеклянном шкафу): пенковая трубка — неизменная спутница
вдохновений барона, его походный сундучок и пушечное ядро. Для маловеров
оно, видимо, должно служить «вещественным доказательством» правдивости
рассказа фантазера-барона о том, как верхом на ядре он вернулся целым и
невредимым из «воздушной» разведки. Здесь же можно увидеть офицерскую
сумку, пороховницы и даже пистолет, возможно, именно тот, как полагают
доверчивые посетители музея, из которого находчивый барон выстрелил в
недоуздок своей лошади, привязанной к колокольне, и, таким образом,
благополучно вернул себе коня, чтобы продолжить путешествие в Россию.
Что касается последнего факта, то это истинная правда. Мюнхгаузен
действительно совершил поездку в Россию, прожил здесь много лет,
сражался на стороне русских против турок и шведов и был отмечен
наградами за проявленную храбрость. Эта сторона биографии барона для нас
представляет особый интерес.
Конечно, в Санкт-Петербург Мюнхгаузен въехал отнюдь не бешеным галопом и вовсе не в санях, запряженных волком.
Однако это случилось действительно зимой 1738 года, как недавно
установил по архивным документам историк А.С.Мыльников. Юный барон
прибыл в столицу России, чтобы присоединиться в качестве пажа к свите
столь же юного принца Антона Ульриха Брауншвейгского. Произошло это
после того, как императрица Анна Иоанновна избрала принца женихом для
своей племянницы принцессы Анны (Леопольдовны), царствование которой на
русском престоле впоследствии оказалось столь кратковременным.
Мюнхгаузен состоял пажом при Антоне Ульрихе, почти совсем еще
мальчике, не отличавшемся ни внешностью, ни умом, про которого русский
фельдмаршал Минних (кстати сказать, упоминаемый в книжке Распе) говорил,
что не знает, «рыба он или мясо». Судьба Антона Ульриха, как и его
супруги, будет печальной. Пережив жену и сына Иоанна (Антоновича),
недолго продержавшегося на русском престоле и убитого в Шлиссельбургской
крепости в 1764 году, он умрет десять лет спустя в заточении слепым,
измученным, уставшим от жизни стариком. Но тогда, в первые дни приезда в
чужую страну, будущее не представлялось ему таким мрачным. Не успел
этот «отпрыск римских кесарей» прибыть в Россию, как тотчас же ее
величество издает указ о переименовании бывшего Ярославского драгунского
полка в Брауншвейгский кирасирский. Анна Иоанновна, как известно,
благоволила больше ко всему иноземному, чем к русскому. Антон Ульрих
назначается шефом этого воинского соединения. Причем при комплектовании
сего полка отныне «дозволено было принимать в оный курляндцев и
иноземцев, годных к службе, кои изъявляли на то свое желание».
Надел на себя мундир этого полка, который к тому времени стал
называться Бевернским, и молодой Мюнхгаузен. Теперь он щеголял по
Петербургу в лосиных колетах и перчатках, в красном камзоле и таком же
красном плаще, с подбоем из синей байки. На шее, прикрытой воротником
василькового цвета, красовался кожаный галстук, в косу парика вплетена
черная муаровая лента. На «ботфортах» позвякивали шпоры, на боку
бренчала шпага, патронная лядунка из черной кожи с медными овальными
бляхами и вензелем императрицы. Для боевого костюма полагалась еще
вороненая железная кираса, одеваемая вроде панциря на грудь. Мундир
этот, подобно пропуску, дал возможность Мюнхгаузену проникнуть в высший
свет. Это было тем более кстати, что юного любознательного немца
интересовали различные стороны жизни «изумительной столицы России» того
времени: образ правления, искусство, науки. Вскоре он оказывается в
курсе придворных интриг, становится участником веселых приключений
праздной молодежи. Обо всем этом барон не будет распространяться
впоследствии. И не столько из-за скромности, сколько из-за того, что его
занимали в то время дела «более важные и благородные». Больше всего его
интересовали лошади и собаки, лисицы, волки и медведи, которых в
России, по его словам, такое изобилие, что ей может позавидовать любая
другая страна на земном шаре. Ну и конечно, еще дела рыцарские, славные
подвиги, «которые дворянину более к лицу, чем крохи затхлой латыни и
греческой премудрости».
Понюхать пороха ему пришлось довольно рано. двадцать лет
лейтенантом он отправляется вместе с русской армией в поход против
шведов.
А еще через несколько лет, в 1750 году, Мюнхгаузен получит чин
ротмистра. патенте, выданном ему и собственноручно подписанном
императрицей Елизаветою Петровной (ныне он хранится среди реликвий в
музее Мюнхгаузена), говорилось: «Божией милостью Мы, Елисавет Первая,
Императрица и Самодержица Всероссийская… Известно и ведомо да будет
каждому, что Мы Иеронимуса Мюнхгаузена, который Нам почтением служил,
для ево оказанной к службе Нашей ревности и прилежности, в Наши
ротмистры 1750 года февраля 20 дня всемилостивейше пожаловали и
учредили, якоже Мы сим жалуем и учреждаем, повелевая всем Нашим
помянутого Иеронимуса Мюнхгаузена за Нашего ротмистра надлежащим образом
признавать и почитать; напротив чего и Мы надеемся, что он в сем ему от
Нас пожалованном новом чине так верно и прилежно поступать будет, как
верному и бодрому офицеру надлежит».
Но именно в этот момент наш герой затоскует по родному
Боденвердеру. А если учесть, что незадолго до этого барон женился на
лифляндской дворянке, дочери рижского судьи Якобине фон Дунтен, то
особенно понятно его стремление домой, к семейному очагу. Не долго
думая, он выходит в отставку и покидает Россию.
И вот он уже в родовом поместье на берегу тихого Везера. Столь же
тихо и безмятежно отныне течет его жизнь. Бывший кирасир занялся
сельским хозяйством, управлял имением и предавался своей страсти —
охоте, благо окрестные леса были так богаты тогда разной живностью. А по
вечерам рассказывал истории о своих приключениях в России, полные
безобидного хвастовства и выдумок. Когда барону исполнилось 70 лет,
умерла его жена, не оставив ему наследников. А умер он 76 лет и 9
месяцев в полном одиночестве…
В прошлом веке, в I860 году, решили перенести прах барона
из алтаря церкви на кладбище. Вот как описывает это в своей книге Алида
Вайс «Кто был Мюнхгаузен в действительности» (I960): «когда гроб
открыли, все были поражены: в гробу лежал не скелет, а спящий человек,
волосы, кожа — все сохранилось.
Его похоронили в синем сюртуке как простого сельского
жителя. Широкое, круглое, хорошее лицо с крепким носом и слегка
улыбающимся ртом… тот же миг мертвец превратился в прах».
А не так давно знаменитый барон буквально ожил и появился на
улицах Боденвердера. Случилось это в юбилейные дни, когда город отмечал
250-летие со дня рождения своего знаменитого земляка. На празднество
съехалось около десяти тысяч гостей, в том числе 60 человек, считающих
себя потомками Мюнхгаузена. С лестницы ратуши гостей приветствовал «сам
барон» в парадном мундире, — его изображал актер ганноверского театра.
Устроители праздника сумели создать яркое зрелище. Дома и улицы
были украшены флагами и плакатами. Из городского фонтана, в виде
Мюнхгаузена верхом на половине лошади, в течение двух часов вместо воды
текло пиво (для того, чтобы получить его, надо было приобрести за плату
специальный стакан). Затем был продемонстрирован знаменитый полет на
пушечном ядре — на этот раз Мюнхгаузена изображала кукла. Вечером
состоялся спектакль, в котором, кроме «самого барона», приняли участие
еще два прославленных литературных персонажа и земляка «барона-враля» —
лекарь Айзенбарт и Крысолов из Гамельна. Почтовое ведомство выпустило в
честь события памятную марку, на которой запечатлен памятник-фонтан.
Но фигуру знаменитого барона можно встретить в Боденвердере не
только по праздникам. Наш старый знакомый появляется на пристани каждое
воскресенье. Он приходит сюда встречать прогулочные пароходы с
туристами. На нем одет камзол по моде того столетия, в котором он жил,
треуголка, на боку шпага. Роль Мюнхгаузена исполняет бывший учитель,
«мобилизованный» местным туристическим объединением.
Экскурсовод из XVIII века приветствует прибывших пассажиров и
ведет их через город, мимо множества вывесок, на которых написано:
«Мюнхгаузен-аптека», «Мюнхгаузен-булочная», «Мюнхгаузен-кинотеатр»— к
дому-музею. Здесь, в тени вековых вязов или в том самом павильоне он
рассказывает приезжим, как когда-то подлинный барон, его небылицы. И
сегодняшние слушатели от души смеются над забавными историями, как
современники — над самим бароном. Говорят, что самая опасная ложь та, в которую автор сам искренне
верит. У медиков даже существует такое определение, как «Синдром
Мюнхгаузена» — склонность к патологической лживости. Но барон Мюнхгаузен
превосходит своих литературных собратьев — гоголевского Хлестакова,
шекспировского Фальстафа, фонвизинского Вральмана — не столько тем, что
он возвеличивает ложь, а, напротив, тем, что он мастерски разоблачает
этот порок. этом — тоже секрет его славы.
Имя героя этой книжки Распе стало давно уже нарицательным.
«Субъект этот — настоящий Мюнхгаузен по лживости», — сказал однажды Карл
Маркс об одном хвастливом буржуазном литераторе. И сегодня нередко мы
говорим: «Ты — настоящий Мюнхгаузен», когда видим, что фантазия
собеседника слишком разыгралась и вышла из берегов реальности. |