Воскресенье, 04.12.2016, 00:53

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [264]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Значения букв

Почти каждая буква может обозначать несколько разных звуков. Звуки, обозначаемые буквой, составляют ее звуковое значение.

БуквыЗвуки
а[а′], [Λ], [ъ]
б[б], [п], [б’], [п’]
Одно из звуковых значений буквы называется главным, а другие-второстепенными.
Звуковые значения букв
ГлавноеВторостепенное
Передаваемый звук находится в сильной позицииПередаваемый звук находится в слабой позиции
о – [о′] [сто′л]; б – [б] [дубо′к] о – [Λ] [стΛло′въiь], о – [ъ] [стълΛва′цъ]; б – [п] [ду′п]
II. Большинство букв русского алфавита являются многозначными. Многозначность йотированных букв е, ё, ю, я определется позицией.

После согласных они обозначают мягкость предшествующих согласных, а также соответствующие гласные фонемы:

е – ‹’э› мел – [м’э’л],

е – ‹’о› мёд – [м’о’т],

ю – ‹’у› люк – [л’у’к],

я – ‹’а› мяч – [м’а’ч’].

После гласных, в начале слова, после твердого и мягкого знаков буквы е, ё, ю, я обозначают фонему ‹j› и соответствующие гласные фонемы.

Многозначность гласных букв а, о, э, я, е, ё определяется качественной редукцией гласных звуков неверхнего подъема.

При этом расхождение во взглядах представителей разных фонологических школ приводит к различиям в определении однозначности / многозначности букв.

Например, с позиции старомосковской фонологической школы буквы а, о, э окажутся однозначными, так как каждая из них соответствует одной фонеме: а – ‹а›, о – ‹о›, э – ‹э›. С позиции новомосковской фонологической школы буквы а, о, э многозначны, так как каждая из них соответствует не одной фонеме: сильной фонеме, выступающей под ударением, и слабым фонемам, выступающим в безударных позициях. То же можно сказать и о буквах я, е, ё.

Многозначность гласных букв э, о, у, а, ы, е, ё, ю, я, и определяется возможно-стью-невозможностью обозначать твердость-мягкость предшествующих согласных в со-ответствующих позициях.

Буква е может обозначать мягкость предшествующих согласных (мел), а может ее и не обозначать (жертва, щель, отель)’, при этом выделяются два случая, когда мягкость остается необозначенной:

1) мягкость не является дифференциальным признаком и не нуждается в обозначении (щель);

2) мягкость отсутствует (жертва, отель).

Буква и может обозначать мягкость предшествующих согласных (мир), а может и не обозначать (щит, цирк) мягкости предшествующих согласных фонем; при этом также выделяются два случая, когда мягкость остается необозначенной:

1) мягкость не является дифференциальным признаком и не нуждается в обозна-чении (щит);

2) мягкость отсутствует (цирк).

Буквы а, о, у, э после согласных букв, парных по твердости-мягкости, обозначают не только соответствующие гласные фонемы, но и твердость предшествующих согласных фонем (мал, мол, мул, мэр).

Буквы а, о, у, э после внепарных по твердости-мягкости согласных букв обозначают только соответствющие гласные фонемы; при этом выделяется два случая, когда мягкость остается необозначенной:

1) твердость не является дифференциальным признаком и не нуждается в обозначении (жар, шок, жук, жэк);

2) твердость отутствует (чад, чокаться, чащоба, качу).

Буква ы после согласных букв, парных по твердости-мягкости, обозначает фонему ‹и› и твердость предшествующих согласных фонем (мыл); после ц – только фонему ‹и›, так как признак твердости ‹ц› не является дифференциальным и не нуждается в обозначении (цыц, огурцы, куцый).

Буквы, соответствующие парным по глухости-звонкости и твердости-мягкости со-гласным фонемам, являются максимально многозначными. Такими оказываются буквы б, п, в, ф, д, т, з, с.

Буквы, соответствующие парным по глухости-звонкости, но внепарным но твердости-мягкости согласным фонемам, тоже многозначны, но в меньшей степени, чем буквы, соответствующие парным по глухости-звонкости и твердости-мягкости согласным фонемам. К их числу относятся буквы ж, ш, щ, г, к.

Буквы, соответствующие внепарным по глухости-звонкости, но парным по твердости-мягкости согласным фонемам, многозначны в еще меньшей степени, чем буквы, соответствующие парным по глухости-звонкости, но внепарным по твердости-мягкости согласным фонемам. К таким буквам относят л, н, р, м.

Однозначными в фонематическом отношении являются буквы, соответствующие внепарным по глухости-звонкости и твердости-мягкости согласным фонемам. Это буквы х, ч, ц, и. Но в звуковом отношении х, ц, ч, и тоже не однозначны, например:

х – ‹х› – [х] [мо’х],

х – ‹х› – [γ] [мо’γ-бы],

ц – ‹ц› – [ц] [’т’э’ц],

ц – ‹ц› – [дз] [’т’э’дз-бы],

ч – ‹ч’› – [ч’] [до’ч’],

ч – ‹ч’› – [дж’] [до’дж’-бы],

й – ‹j› – [i] [мо’i]

и – ‹j› – [i] [jо’т].

Буква ь, как было указано ранее, не имеет фонемного значения, не обозначает фонемы. Она может обозначать дифференциальный признак согласных фонем – мягкость, указывать на фонемное значение последующих букв е, ё, ю, я, и (‹j+а›), служить дополнительным морфологическим показателем, утратившим фонемное значение и сохранившимся по традиции.

Буква ъ не имеет фонемного значения и не обозначает дифференциального признака твердости согласных: перед ъ согласные буквы могут соответствовать и твердым, и мягким согласным звукам: съезд – [с’jэ’ст] и [сjэ’ст]; ъ указывает на фонемное значение последующих букв е, ё, ю, я, отмечая при этом границу между морфемами: префиксом и корнем, корнем с интерфиксом и вторым корнем в составе сложного слова: (въезд, четыр(ехъ)ярусный). Буква ъ фактически является лишней в современном русском алфавите.


Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 375 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0