Четверг, 18.07.2024, 23:28


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Твердость-мягкость согласных. Пересекающийся тип позиционной мены согласных в русском языке

Из 34 сильных согласных фонем 6 являются внепарными по твердости-мягкости твердыми фонемами: ‹г›, ‹к›, ‹х›, ‹ж›, ‹ш›, ‹ц›; 4 – внепарными по твердости-мягкости мягкими: ‹ж’›, ‹щ’›, ‹ч’›, ‹j›, a остальные 24 фонемы образуют 12 пар фонем, противопос-тавленных по твердости-мягкости:

‹б›-‹б’›, ‹в›-‹в’›, ‹д›-‹д’›, ‹з›-‹з’›

‹п›-‹п’›, ‹ф›-‹ф’›, ‹т›-‹т’›, ‹с›-‹с’›, ‹л›-‹л’›

‹н›-‹н’›, ‹м›-‹м’›, ‹р›-‹р’›

ФонемыПарныеВнепарные
Твердые‹б›, ‹в›, ‹д›, ‹з›, ‹п›, ‹ф›, ‹т›, ‹с›, ‹л›, ‹н›, ‹м›, ‹р›‹г›, ‹к›, ‹х›, ‹ж›, ‹ш›, ‹ц›
Мягкие‹б’›, ‹в’›, ‹д’›, ‹з’›, ‹п’›, ‹ф’›, ‹т’›, ‹с’›, ‹л’›, ‹н’›, ‹м’›, ‹р’›‹ж’›, ‹щ’›, ‹ч’›, ‹j›
Сильными позициями по твердости-мягкости, т.е. позициями, в которых противо-поставляется твердость-мягкость согласных, за счет чего возможно различение значимых единиц языка, являются следующие позиции:

1) конец слова: мол – [мóл] – моль – [мóл’], ‹л› – ‹л’›;

2) перед гласными, кроме ‹э› (‹иэ›, ‹ъ›), так как в позиции перед ‹э› (‹иэ›, ‹ъ›) возможны только мягкие вследствие смягчения согласного по аккомодации: лук [лýк] – люк [л’ýк], ‹л› – ‹л’›;

3) для переднеязычных – перед твердыми губными и заднеязычными:

борьба [бΛр’ба] – арба [Λрбá], ‹р› – ‹р’›,

кенгуру [к’ьнгуру′] – деньги [д’э′н’г’и], ‹н› – ‹н’›;

4) для [л] – [л’] – перед всеми согласными: лба [лба] – пальба [пΛл’бá], ‹л› – ‹л’›.

В сильных по твердости-мягкости позициях выступают сильные фонемы.

Слабые позиции по твердости-мягкости определяются методом исключения. В слабых позициях выступают слабые фонемы, например:

конь [ко′н’]
но о коне [кΛн’э′]
сильные фонемы
-
-
-
кон [ко′н], ‹н› – ‹н’›,
о ко′не [ко′н’ь], ‹н’›
слабая фонема

‹н’›‹н’›‹н’›
‹н›

‹н’›-‹н’›; ‹н›-‹н’› – полные фонемные ряды


Места′ [м’иэста′], ‹м’› (ср.: ме′ста [м’э′стъ]); ‹м’› перед ‹иэ›, соответствующим ‹э′›, – в слабой позиции по твердости-мягкости, т. е. слабая фонема, но нет сильной, ей соответствующей, так как после [м’] в данной морфеме не может быть других звуков, кроме ‹э′› ([иэ], [ь]); здесь неполный фонемный ряд.

Позиции по твердости-мягкости
СильныеСлабые
1. Конец слова
2. Перед гласными, кроме [э′] ([иэ],[ь])’
3. Для переднеязычных – перед твердыми губными и заднеязычными.
4. Для [л] – [л’] – перед всеми согласными
Остальные
Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (28.03.2015)
Просмотров: 1497 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0