Знания о месте и способе образования согласных звуков необходимы
учителю начальных классов при обучении младших школьников правильному
произношению звуков, особенно таких, которые могут быть трудны для
усвоения: [ш], [ш’], [ч’], [ц] и др.
Важно иметь точное представление, какие именно части
артикуляционного аппарата (языка, нёба и т.д.) участвуют в образовании
звуков, например, чем произношение звуков [р], [л] отличается от
произношения их мягких соответствий [р’], [л’].
Соотносительные пары звонких и глухих согласных | [б] – [п], [в] – [ф], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш], [г] – [к] |
Согласные, не образующие соотносительных пар | Звонкие | Глухие | [л], [м], [н], [р], [ј] – сонорные | [х], [ц], [ч’] |
По наличию-отсутствию среднеязычной артикуляции, по твердости-мягкости | Твердые | Мягкие | [б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с], [л],
[н], [м], [р], [г], [к] [х], [ж], [ш], [ц] | [б’], [п’], [в’], [ф’], [д’], [т’], [з’], [с’],
[л’], [н’], [м’], [р’], [ж’], [ч’], [ш’], [ј] |
Соотносительные пары твердых и мягких согласных | [б]
– [б’], [п] – [п’], [в] – [в’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [т] – [т’], [з]
– [з’], [с] – [с’], [л] – [л’], [н] – [н’], [м] – [м’], [р] – [р’], [г]
– [г’], [к] – [к’], [х] – [х’] |
Согласные, не образующие соотносительных пар | Твердые | Мягкие | [ж], [ш], [ц] | [ж’], [ш’], [ч’], [ј] |
Долгие согласные | Соответствуют двум одинаковым буквам | Соответствуют двум неодинаковым буквам, результат ассимиляции | [н] – ванна
[с] – касса
[з] – беззлобный | [ж] – разжать [ж] – сжал [ш] – сшил [ц] – отцеплять
|
Шипящие | [ж], [ш], [ч’], [ш’] | Свистящие | [з], [с], [ц] |
Согласные звуки характеризуются наличием шума, образующегося за счет преодо-ления воздушной струей преграды в ротовой полости.
Артикуляционная классификация согласных звуков производится по следующим признакам: 1) преобладание шума над голосом или голоса над шумом (шумный, сонорный);
2) способ образования (смычный, взрывной, мгновенный; щелевой,
фрикативный, длительный; смычно-щелевой, аффриката; смычно-проходный:
носовой, боковой, или ротовой, дрожащий, или вибрант);
3) место образования (губной: губно-губной, губно-зубной; язычный:
переднея-зычный – зубной, нёбно-зубной, среднеязычный, заднеязычный);
4) наличие-отсутствие голоса (звонкий, глухой);
5) наличие-отсутствие дополнительной йотовой, среднеязычной артикуляции, ар-тикуляции мягкости (мягкий, твёрдый).
По преобладанию шума над голосом или голоса над шумом все
согласные делятся на сонорные (голос преобладает над шумом) и шумные
(шум преобладает над голосом). Со-норные согласные: [л], [л’], [н],
[н’], [р], [р’] [м], [м’], [ј(i)]. Остальные согласные – шумные. Из
сонорных наиболее звучным является [ј(i)], так как его позиционная
разновидность близка к гласному [и], но отличается неслоговым
характером. Тем не менее в некоторых учебниках он относится к шумным в
таблице артикуляционной характеристики согласных. Преобладание шума над голосом или голоса над шумом | ↓ | ↓ | Сонорные согласные, у которых голос преобладает над шумом | Шумные согласные, у которых шум преобладает над голосом | [л], [л’], [н], [н’], [м], [м’], [р], [р’], [ј(i)] | остальные |
|