Суббота, 10.12.2016, 04:09

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Способы образования согласных звуков русского языка

Знания о месте и способе образования согласных звуков необходимы учителю начальных классов при обучении младших школьников правильному произношению звуков, особенно таких, которые могут быть трудны для усвоения: [ш], [ш’], [ч’], [ц] и др.

Важно иметь точное представление, какие именно части артикуляционного аппарата (языка, нёба и т.д.) участвуют в образовании звуков, например, чем произношение звуков [р], [л] отличается от произношения их мягких соответствий [р’], [л’].

Соотносительные пары звонких и глухих согласных
[б] – [п], [в] – [ф], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш], [г] – [к]
Согласные, не образующие соотносительных пар
ЗвонкиеГлухие
[л], [м], [н], [р], [ј] – сонорные[х], [ц], [ч’]
По наличию-отсутствию среднеязычной артикуляции, по твердости-мягкости
ТвердыеМягкие
[б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с], [л],

[н], [м], [р], [г], [к] [х], [ж], [ш], [ц]

[б’], [п’], [в’], [ф’], [д’], [т’], [з’], [с’],

[л’], [н’], [м’], [р’], [ж’], [ч’], [ш’], [ј]

Соотносительные пары твердых и мягких согласных
[б] – [б’], [п] – [п’], [в] – [в’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [т] – [т’], [з] – [з’], [с] – [с’], [л] – [л’], [н] – [н’], [м] – [м’], [р] – [р’], [г] – [г’], [к] – [к’], [х] – [х’]
Согласные, не образующие соотносительных пар
ТвердыеМягкие
[ж], [ш], [ц][ж’], [ш’], [ч’], [ј]
Долгие согласные
Соответствуют двум одинаковым буквамСоответствуют двум неодинаковым буквам, результат ассимиляции
[н] – ванна

[с] – касса

[з] – беззлобный

[ж] – разжать
[ж] – сжал
[ш] – сшил
[ц] – отцеплять

Шипящие[ж], [ш], [ч’], [ш’]
Свистящие[з], [с], [ц]

Согласные звуки характеризуются наличием шума, образующегося за счет преодо-ления воздушной струей преграды в ротовой полости.

Артикуляционная классификация согласных звуков производится по следующим признакам:

1) преобладание шума над голосом или голоса над шумом (шумный, сонорный);

2) способ образования (смычный, взрывной, мгновенный; щелевой, фрикативный, длительный; смычно-щелевой, аффриката; смычно-проходный: носовой, боковой, или ротовой, дрожащий, или вибрант);

3) место образования (губной: губно-губной, губно-зубной; язычный: переднея-зычный – зубной, нёбно-зубной, среднеязычный, заднеязычный);

4) наличие-отсутствие голоса (звонкий, глухой);

5) наличие-отсутствие дополнительной йотовой, среднеязычной артикуляции, ар-тикуляции мягкости (мягкий, твёрдый).

По преобладанию шума над голосом или голоса над шумом все согласные делятся на сонорные (голос преобладает над шумом) и шумные (шум преобладает над голосом). Со-норные согласные: [л], [л’], [н], [н’], [р], [р’] [м], [м’], [ј(i)]. Остальные согласные – шумные. Из сонорных наиболее звучным является [ј(i)], так как его позиционная разновидность близка к гласному [и], но отличается неслоговым характером. Тем не менее в некоторых учебниках он относится к шумным в таблице артикуляционной характеристики согласных.

Преобладание шума над голосом или голоса над шумом
Сонорные согласные, у которых голос преобладает над шумомШумные согласные, у которых шум преобладает над голосом
[л], [л’], [н], [н’], [м], [м’], [р], [р’], [ј(i)]остальные

Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (28.03.2015)
Просмотров: 315 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0