Пятница, 19.04.2024, 12:47


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Состав и система гласных фонем в русском языке

Состав и система гласных фонем.

Для определения состава фонем берутся такие фонетические положения, в которых различается на слух и противополагается друг другу наибольшее количество звуков, дифференцирующих звучание слов и их грамматических формах, т. е. берутся звуки и сильных позициях.

Для гласных сильной позицией является положение под ударением; безударные позиции – слабые.

В результате параллельных чередований и сильных и слабых позициях фонема выступает в основном виде и в его разновидностях, что образует систему фонем.

Так выглядит система гласных фонем в современном русском литературном языке:

ПозицияФонема
основной видразновидности
сильная‹и›
‹э›
‹о›
‹у›
– ‹и› – ‹ы› – ‹ы›
– ‹э› – ‹э› ‹а› – ‹а› – ‹а› – ‹ä›
– ‹о› – ‹о› – ‹ö›
– ‹у› – ‹у› – ‹ÿ›
слабая‹Λ›
‹и›
‹у›
‹иэ
‹ыэ
‹ъ›
‹ь›
– ‹иэ – ‹ыэ
– ‹ы› – ‹и› – ‹ы›
– ‹у› – ‹у› – ‹ÿ›
– ‹ыэ

– ‹ь›
– ‹ъ›
Фонологическая система гласных фонем имеет пять фонемных рядов в соответствии с количеством сильных фонем:

1. ‹и› (‹и› – ‹ы› – ‹ы›) – ‹и› (‹и› – ‹ы› – ‹ы›) – ‹и› (‹и› – ‹ы› – ‹ы›);

2. ‹э› (‹э› – ‹э› – ‹иэ› – ‹ыэ›) – ‹ь› (‹ъ›);

3. ‹а› (‹а› – ‹а› – ‹ä›) – ‹Λ› (‹иэ› – ‹ыэ›) – ‹ь› (‹ъ›);

4. ‹о› (‹о› – ‹о› – ‹ö›) – ‹Λ› (‹иэ› – ‹ыэ›) – ‹ь› (‹ъ›)

5. ‹у› (‹у› – ‹у› – ‹ÿ›) – ‹у› (‹у› – ‹у› – ‹ÿ›) – ‹у› (‹у› – ‹у› – ‹ÿ›).

Различают фонемные ряды трех типов: полный, неполный, нулевой. Полным называется фонемный ряд, возглавляемый сильной фонемой, например: воды – [вóды], воды – [вΛды′], водовоз – [въдΛвóс]; ‹ó› – ‹Λ› – ‹ъ›. В орфографии этому явлению соответствуют проверяемые ударением безударные гласные.

Фонемный ряд, не возглавляемый сильной фонемой, называется неполным, например: собака – [сΛбáкъ], собачонка – [събΛч’оΛнкъ]; ‹Λ› – ‹ъ›. В орфографии этому соответствуют непроверяемые безударные гласные. При фонетическом же тождестве выступают нулевые фонемные рады, например: руку – [ру′ку], рука – [рука′], руководить – [рукъвΛд’иΛт’]; ‹ý› – ‹у› – ‹у›.

Если фонемный ряд не возглавляется сильной фонемой, так как слабая фонема в одной и той же морфеме не чередуется с сильной фонемой, имеет место так называемая гиперфонема. Так, в слове собака первый звук представлен гинерфонемой ‹ ›, ибо ни в одном из однокоренных слов этот гласный не бывает под ударением, а следовательно, нельзя решить, восходит этот гласный [Λ] к фонеме ‹ó› или к фонеме ‹á›. Такое же положение складывается, если слабая фонема может быть проверена не только одной сильной фонемой, например: з ‹ › ря; ср.: зóри, зáрево.

Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (28.03.2015)
Просмотров: 2268 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0