Суббота, 20.04.2024, 07:16


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слоговой (позиционный, буквосочетательный) принцип русской графики

Принцип, согласно которому звуковое значение буквы устанавливается по совокупности позиций, в которых может быть данная фонема, называется слоговым. Буква передает не отдельный, не изолированный звук, а звук в составе слога.

Как было отмечено ранее, экономия в использовании знаков в алфавите современного русского языка осуществляется за счет того, что графический знак может передавать не только фонему, но и дифференциальный признак фонемы, причем для этого используется знак, обозначающий соседнюю фонему.

При этом экономия происходит за счет наличия у знака двух значений, например, значения гласной фонемы и твердости-мягкости предшествующей согласной фонемы. Обозначение дифференциального признака фонемы в современной русской графике осуществляется за счет реализации позиционного (слогового, буквосочетательного) принципа.

Для обозначения рассматриваемого принципа используются разные термины: термин "позиционный" обусловлен тем, что фонемное значение буквы определяется ее позицией; термин "слоговой" обусловлен тем, что позиция эта определяется в составе слога; термин "буквосочетательный" обусловлен тем, что слог на письме обозначается сочетанием букв.

Реализация позиционного (слогового, буквосочетательного) принципа возможна при многозначности (двузначности) букв.

Позиционный принцип русской графики проявляется, во-первых, в обозначении фонемы (j), а во-вторых, в обозначении твердости-мягкости согласных фонем.

Обозначение фонемы ‹j›

Обозначение фонемы ‹j› определяется позицией этой фонемы.

Фонема ‹j› в позиции не перед гласной фонемой обозначается буквой й: [маi] – май; в этом случае произносится звук [i], являющийся позиционной разновидностью фонемы.

Фонема ‹j› в позиции перед гласной фонемой обозначается "йотированными" буквами е, ё, ю, я, которые при этом передают сочетание фонем, равное слогу: ‹jэ›, ‹jo›, ‹jy›, ‹ja›; в этом случае произносятся звуки [j] или [i] ([j] – в позиции перед ударным гласным, [i] – в остальных позициях).

Обозначение фонемы ‹j›
не перед гласной фонемойперед гласной фонемой
йе, ё, ю, я
"Йотированные" буквы е, ё, ю, я обозначают две фонемы ‹j+гласная фонема›, два звука [j или i + гласный] в следующих позициях: после гласных, в начале слова, после твердого и мягкого знаков:

е – [jэ] поел – [пΛjэΛл], если – [jэΛс’л’и], объел – [ΛбjэΛл],

ё – [jo] поёт – [пΛjоΛт], ёлка – [jоΛлкъ], объём – [ΛбjоΛм],

ю – [jy] поют – [nΛjyΛт], юноша – [jуΛнъшъ], ладью – [лΛд’jуΛ],

я – [jа] паяц – [nΛjaц], яма – [jамъ], моя – [мΛjа].

е, ё, ю, я обозначают ‹j + гласную фонему›
после шипящихв начале словапосле твердого и мягкого знаков
[пΛjэΛл][jэΛс’л’и][ΛбjэΛл]
В заимствованных словах фонема ‹j› может быть обозначена буквой й и перед гласной фонемой: йот, фойе, фейерверк, что возможно в начале слова и после гласных. После согласных сочетание фонем ‹j+o› обозначается буквами ъо: бульон, лосьон, павильон.
Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 1539 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0