Слогораздел – это граница между двумя слогами, следующими друг за другом в потоке речи.
Существуют различные теории слогораздела, которые соответствуют различному пониманию слога.
Старая теория, согласно которой количество слогов определяется
количеством гласных, существовавшая еще у древних греков и индийцев,
нашедшая отражение в учебниках для школы и педучилища, не решает вопроса
о месте слогораздела при стечении согласных, а только указывает
количество слогов.
Ее
сменили артикуляционные теории (экспираторная теория, теория пульсации и
др.), акустическая теория (сонорная) и артикуляционно-акустическая
(теория открытого слога).
Экспираторная теория, предложенная немецкими лингвистами конца XIX
века и развитая Стетсоном (1951 г.), основана на дифференциации выдоха.
В соответствии с этой теорией воздушная струя при производстве речевого
потока выходит не плавно, а толч-ками; каждому толчку соответствует
слог.
Граница слога соответствует моменту самого слабого выдыхания. Но,
как показали экспериментальные исследования, число слогов может и не
совпадать с числом толчков выдыхаемого воздуха.
Теория пульсации, впервые изложенная в 1929 году французским
лингвистом М. Граммоном и развитая Л.В. Щербой, основана на различиях в
мускульном напряжении речевого аппарата во время артикуляции. В
соответствии с этой теорией речевой поток связан с периодическим
усилением и ослаблением звукового ряда.
Слог начинается уси-лением и заканчивается ослаблением звукового
ряда. Слогораздел проходит в месте наи-меньшего мускульного напряжения,
которое зависит от положения согласного (при стечении согласных) по
отношению к ударению.
Если ударным является первый гласный, то следующий за ним
согласный (из сочетания согласных) примыкает к этому гласному и образует
закрытый слог: ко’с-ти. Если ударным является второй гласный, то оба
со-гласных отходят к ударному слогу из–за тенденции открытого слога:
ко-сте’й. Сонорный в сочетании с шумным не зависит от ударения и примыкает к
предшествующему ударному или безударному гласному: ко’л-ба, коль-цо’.
Экспериментально-фонетические иссле-дования не подтвердили принципа
импульса мускульного напряжения, который явился основой теории
пульсации.
Эксплозивно-имплозивная теория, созданная Ф. де Соссюром и
примененная к русскому языку А.М.Сухотиным, который перевел на русский
язык «Курс общего языко-знания», снабдив теоретический материал
швейцарского лингвиста русскими примерами, является, как и первые две,
артикуляционной.
Суть этой теории заключается в том, что слог рассматривается как
волна эксплозии (размыкания органов речи) и имплозии (смыкания органов
речи). Например: [^-ко’н-ч’иф-шъ-iь]. Таким образом, слогораздел
проходит в месте, где знаки повернуты друг к другу сужениями.
Эта
теория неоднозначно решает во-прос о слоговых и неслоговых согласных,
например: [бу-кф] и [м^-ржы’]. Эта теория тоже не объясняет всех фактов
языка. Например, в слове вздор, согласно эксплозив-но-имплозивной
теории, должно быть два слога: [вз-до’р], а на самом деле – один:
[вздо’р]. Не объясняет она и преимущественной слоговости сонорных по
сравнению с другими согласными.
В интересном экспериментальном исследовании Л.В. Бондарко
«Звуковой строй современного русского языка» дана принципиально новая
теория слогораздела, согласно которой в современном русском литературном
языке все слоги, даже конечные, являются открытыми; слогораздел не
связан не только с морфемной членимостью, но и с границами между
словами.
Любое стечение согласных и в любой позиции по отношению к ударению
в условиях внутриморфемного положения, положения на стыке морфем и слов
отходит к последующему гласному, например: [па’-с’т’и], [п^-с’т’и’],
[па’лку], [п^-лку’], [до’-ч’у-шла’].
В современной лингвистике наиболее признана и широко используется
акустическая сонорная теория слогораздела, выдвинутая О. Есперсеном и
разработанная примени-тельно к материалу современного русского языка
Р.И. Аванесовым. Суть этой теории заключается в том, что в русском
языке:
1) количество слогов определяется количеством гласных звуков;
2) слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности, что
соответствует тенденции (а в древнерусском языке до падения
редуцированных – закону) восходящей звучности. Тенденция восходящей звучности заключается в том, что в любом
неначальном слоге звучность нарастает от начала слога к его вершине.
Если условно звучность шумного согласного обозначить единицей, то
звучность сонорного будет равна трем, а звучность гласного – четырем:
t (шумный согласный) – 1,
l (сонорный согласный) – 3,
а (гласный) – 4.
При этом обозначении [ј(i)] и любой другой сонорный попадают в
одну группу по звучности. Это не соответствует действительности, потому
что [ ] – наиболее звучный из
сонорных, так как близок к гласному [и], но лишен слогообразующей
функции. Поэтому исключением при слогоделении будет сочетание [ј(i)] и
сонорного между гласными, где по схеме звучности слогораздел должен был
бы пройти перед [ ]:
а | ј l а, но на самом деле он пройдет после [ ], как 4 3 3 4
более звучного, чем другой сонорный: а ј | l а.
Пользуясь этими правилами, можно любое фонетическое слово разделить на слоги: [л’ ь | к с’ и | к ^ | л о’ | г’ и | i ь]. 3 4 1 1 4 1 4 3 4 1 4 3 4 При этом нужно помнить, что проклитики и энклитики, входящие в
фонетическое слово, делятся на слоги не обособленно, а в пределах
фонетического слова: [и | н’ иэ | ^ | т ш’ а’ | с’ т’ и | i ь] 4 3 4 4 1 1 4 1 1 4 3 4
Из указанных выше правил слогораздела можно было бы сделать конкретные выводы для слогоделения при стечении согласных. а | t а
4 1 4 | Если между гласными один шумный согласный, то слогораздел проходит перед согласным. | а | l а
4 3 4 | Если между гласными один сонорный согласный, то слогораздел проходит перед согласным. | а | t t а
4 1 1 4 | Если между гласными два или более шумных согласных, то слогораздел проходит перед согласными. | а | l l а
4 3 3 4 | Если между гласными два и более сонорных согласных, то слогораздел проходит перед согласными. | а | t l а
4 1 3 4 | Если между гласными сочетание шумного (шумных) и сонорного (сонорных) согласных, то слогораздел проходит перед согласными. |
a ј | l a
4 3 3 4 | Если между гласными сочетание (ј(i)) и сонорного (сонорных) согласных, то слогораздел проходит после (ј(i)). | A ј | t a
4 3 1 4 | Если между гласными сочетание (ј(i)) и шумного (шумных) согласных, то слогораздел проходит после (ј(i)). |
Итак, при слогоразделе граница между слогами проходит:
1) после гласного;
2) после согласного, если между гласными:
а) сочетание сонорного и шумного согласных;
б) сочетание [ј(i)] и любого согласного.
Слогораздел – явление фонетическое, но иногда он зависит от
нефонетических причин: морфологической – морфемной структуры слова,
лексической – сочетания лексических слов в составе фонетического слова,
стилистической – стиля и темна речи. Но влияние этих факторов невозможно
без фонетических условий.
Слогоделение на стыке морфем и слов может учитывать
морфологические и лексические закономерности лишь в том случае, если на
стыке морфем или слов представлено стечение:
1) более двух одинаковых согласных;
2) двух одинаковых согласных перед третьим.
При стечении согласных на стыке морфем или лексических слов в
составе одного фонетического слова вопрос о слогоразделе может решаться
двумя способами: 1) происходит упрощение группы согласных за счет стяжения одинаковых
соглас-ных: t1t1t1>t1t1> t1 : t1t1t2>t1t2, и слогораздел
проходит перед согласными: a |t1 a, a |t1t2a ;
2) не происходит упрощения группы согласных, и слогораздел проходит после первого согласного: at1 |t1t1; at1 |t1t2a .
Упрощение согласных обычно происходит на стыке корня и суффикса,
на стыке же приставки и корня и особенно предлога и знаменательного
слова в книжном стиле речи при необходимости подчеркнуть значение
приставки или предлога может сохраняться стечение согласных, особенно
при наличии сочетания звуков (ззв), (ссв), (ззн), (ссн), (ссл).
Например, возможно следующее деление на слоги:
[ру’ | ск’иi] (русский),
[ру’с | ск’иi] (Рузский),
[и | ску’ | ствъ] (искусство),
[р^ | стра’ | и | вът’] (расстраивать),
[б’иэс | с’с | с’н’э’ | гъ] (без снега),
[б’иэз | зву | къ’] (без звука).
В подобных случаях при слогоделении необходимо опираться на
собственное произношение. В учебных целях целесообразно придерживаться
теории Р.И. Аванесова.
|