Воскресенье, 04.12.2016, 02:52

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [264]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слогораздел в русском языке

Слогораздел – это граница между двумя слогами, следующими друг за другом в потоке речи.

Существуют различные теории слогораздела, которые соответствуют различному пониманию слога.

Старая теория, согласно которой количество слогов определяется количеством гласных, существовавшая еще у древних греков и индийцев, нашедшая отражение в учебниках для школы и педучилища, не решает вопроса о месте слогораздела при стечении согласных, а только указывает количество слогов.

Ее сменили артикуляционные теории (экспираторная теория, теория пульсации и др.), акустическая теория (сонорная) и артикуляционно-акустическая (теория открытого слога).

Экспираторная теория, предложенная немецкими лингвистами конца XIX века и развитая Стетсоном (1951 г.), основана на дифференциации выдоха. В соответствии с этой теорией воздушная струя при производстве речевого потока выходит не плавно, а толч-ками; каждому толчку соответствует слог.

Граница слога соответствует моменту самого слабого выдыхания. Но, как показали экспериментальные исследования, число слогов может и не совпадать с числом толчков выдыхаемого воздуха.

Теория пульсации, впервые изложенная в 1929 году французским лингвистом М. Граммоном и развитая Л.В. Щербой, основана на различиях в мускульном напряжении речевого аппарата во время артикуляции. В соответствии с этой теорией речевой поток связан с периодическим усилением и ослаблением звукового ряда.

Слог начинается уси-лением и заканчивается ослаблением звукового ряда. Слогораздел проходит в месте наи-меньшего мускульного напряжения, которое зависит от положения согласного (при стечении согласных) по отношению к ударению.

Если ударным является первый гласный, то следующий за ним согласный (из сочетания согласных) примыкает к этому гласному и образует закрытый слог: ко’с-ти. Если ударным является второй гласный, то оба со-гласных отходят к ударному слогу из–за тенденции открытого слога: ко-сте’й.

Сонорный в сочетании с шумным не зависит от ударения и примыкает к предшествующему ударному или безударному гласному: ко’л-ба, коль-цо’. Экспериментально-фонетические иссле-дования не подтвердили принципа импульса мускульного напряжения, который явился основой теории пульсации.

Эксплозивно-имплозивная теория, созданная Ф. де Соссюром и примененная к русскому языку А.М.Сухотиным, который перевел на русский язык «Курс общего языко-знания», снабдив теоретический материал швейцарского лингвиста русскими примерами, является, как и первые две, артикуляционной.

Суть этой теории заключается в том, что слог рассматривается как волна эксплозии (размыкания органов речи) и имплозии (смыкания органов речи). Например: [^-ко’н-ч’иф-шъ-iь]. Таким образом, слогораздел проходит в месте, где знаки повернуты друг к другу сужениями.

Эта теория неоднозначно решает во-прос о слоговых и неслоговых согласных, например: [бу-кф] и [м^-ржы’]. Эта теория тоже не объясняет всех фактов языка. Например, в слове вздор, согласно эксплозив-но-имплозивной теории, должно быть два слога: [вз-до’р], а на самом деле – один: [вздо’р]. Не объясняет она и преимущественной слоговости сонорных по сравнению с другими согласными.

В интересном экспериментальном исследовании Л.В. Бондарко «Звуковой строй современного русского языка» дана принципиально новая теория слогораздела, согласно которой в современном русском литературном языке все слоги, даже конечные, являются открытыми; слогораздел не связан не только с морфемной членимостью, но и с границами между словами.

Любое стечение согласных и в любой позиции по отношению к ударению в условиях внутриморфемного положения, положения на стыке морфем и слов отходит к последующему гласному, например: [па’-с’т’и], [п^-с’т’и’], [па’лку], [п^-лку’], [до’-ч’у-шла’].

В современной лингвистике наиболее признана и широко используется акустическая сонорная теория слогораздела, выдвинутая О. Есперсеном и разработанная примени-тельно к материалу современного русского языка Р.И. Аванесовым. Суть этой теории заключается в том, что в русском языке:

1) количество слогов определяется количеством гласных звуков;

2) слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности, что соответствует тенденции (а в древнерусском языке до падения редуцированных – закону) восходящей звучности.

Тенденция восходящей звучности заключается в том, что в любом неначальном слоге звучность нарастает от начала слога к его вершине.

Если условно звучность шумного согласного обозначить единицей, то звучность сонорного будет равна трем, а звучность гласного – четырем:

t (шумный согласный) – 1,

l (сонорный согласный) – 3,

а (гласный) – 4.

При этом обозначении [ј(i)] и любой другой сонорный попадают в одну группу по звучности. Это не соответствует действительности, потому что [ ] – наиболее звучный из сонорных, так как близок к гласному [и], но лишен слогообразующей функции. Поэтому исключением при слогоделении будет сочетание [ј(i)] и сонорного между гласными, где по схеме звучности слогораздел должен был бы пройти перед [ ]:

а | ј l а, но на самом деле он пройдет после [ ], как

4 3 3 4

более звучного, чем другой сонорный: а ј | l а.

Пользуясь этими правилами, можно любое фонетическое слово разделить на слоги: [л’ ь | к с’ и | к ^ | л о’ | г’ и | i ь].

3 4 1 1 4 1 4 3 4 1 4 3 4

При этом нужно помнить, что проклитики и энклитики, входящие в фонетическое слово, делятся на слоги не обособленно, а в пределах фонетического слова: [и | н’ иэ | ^ | т ш’ а’ | с’ т’ и | i ь]

4 3 4 4 1 1 4 1 1 4 3 4

Из указанных выше правил слогораздела можно было бы сделать конкретные выводы для слогоделения при стечении согласных.

а | t а

4 1 4

Если между гласными один шумный согласный, то слогораздел проходит перед согласным.
а | l а

4 3 4

Если между гласными один сонорный согласный, то слогораздел проходит перед согласным.
а | t t а

4 1 1 4

Если между гласными два или более шумных согласных, то слогораздел проходит перед согласными.
а | l l а

4 3 3 4

Если между гласными два и более сонорных согласных, то слогораздел проходит перед согласными.
а | t l а

4 1 3 4

Если между гласными сочетание шумного (шумных) и сонорного (сонорных) согласных, то слогораздел проходит перед согласными.
a ј | l a

4 3 3 4

Если между гласными сочетание (ј(i)) и сонорного (сонорных) согласных, то слогораздел проходит после (ј(i)).
A ј | t a

4 3 1 4

Если между гласными сочетание (ј(i)) и шумного (шумных) согласных, то слогораздел проходит после (ј(i)).
Итак, при слогоразделе граница между слогами проходит:

1) после гласного;

2) после согласного, если между гласными:

а) сочетание сонорного и шумного согласных;

б) сочетание [ј(i)] и любого согласного.

Слогораздел – явление фонетическое, но иногда он зависит от нефонетических причин: морфологической – морфемной структуры слова, лексической – сочетания лексических слов в составе фонетического слова, стилистической – стиля и темна речи. Но влияние этих факторов невозможно без фонетических условий.

Слогоделение на стыке морфем и слов может учитывать морфологические и лексические закономерности лишь в том случае, если на стыке морфем или слов представлено стечение:

1) более двух одинаковых согласных;

2) двух одинаковых согласных перед третьим.

При стечении согласных на стыке морфем или лексических слов в составе одного фонетического слова вопрос о слогоразделе может решаться двумя способами:

1) происходит упрощение группы согласных за счет стяжения одинаковых соглас-ных: t1t1t1>t1t1> t1 : t1t1t2>t1t2, и слогораздел проходит перед согласными: a |t1 a, a |t1t2a ;

2) не происходит упрощения группы согласных, и слогораздел проходит после первого согласного: at1 |t1t1; at1 |t1t2a .

Упрощение согласных обычно происходит на стыке корня и суффикса, на стыке же приставки и корня и особенно предлога и знаменательного слова в книжном стиле речи при необходимости подчеркнуть значение приставки или предлога может сохраняться стечение согласных, особенно при наличии сочетания звуков (ззв), (ссв), (ззн), (ссн), (ссл). Например, возможно следующее деление на слоги:

[ру’ | ск’иi] (русский),

[ру’с | ск’иi] (Рузский),

[и | ску’ | ствъ] (искусство),

[р^ | стра’ | и | вът’] (расстраивать),

[б’иэс | с’с | с’н’э’ | гъ] (без снега),

[б’иэз | зву | къ’] (без звука).


В подобных случаях при слогоделении необходимо опираться на собственное произношение. В учебных целях целесообразно придерживаться теории Р.И. Аванесова.


Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (28.03.2015)
Просмотров: 1019 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0