Суббота, 10.12.2016, 00:11

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слогообразующие и неслогообразующие звуки в русском языке

В современном русском литературном языке слогообразующими звуками, то есть звуками, способными образовать слог, являются гласные звуки, поскольку они обладают наибольшей звучностью, сонорностью. Неслогообразующими звуками, то есть звуками, не способными образовать слог, оказываются согласные. В составе слога вокруг наиболее звучного слогообразующего звука группируются менее звучные неслогообразующие.

В беглой речи, в просторечии, в диалектах русского языка, а также в поэтической речи в соответствии с требованиями ритмики стиха слогообразующими звуками могут оказываться и согласные, в первую очередь сонорные, как наиболее звучные, а из числа шумных только согласные фрикативные.

Слоговыми сонорные согласные становятся чаще всего в позиции начала слова перед шумным, в первую очередь взрывным, согласным (повышенная звучность перед минимальной) и в позиции конца слова после шумного, в первую очередь взрывного, согласного (повышенная звучность после минимальной).

Например: [рта’], [лба’]; [бы’стр], [ру’бл’]. Такая слоговость в русском языке не является постоянным признаком данных согласных, а оказывается позиционно обусловленной, ненормативной, в отличие, например, от сербскохорватского и чешского языков, в которых слоговость сонорных – нормативный языковой факт.

Побочная, позиционно обусловленная слоговость сонорных неустойчива, и её устранение может проходить двумя способами:

1) за счёт развития гласного призвука перед сонорным, который в просторечии, в диалектах, в процессе исторического развития русского языка мог становиться обычным звуком: [ру’б’ьгл’] > [ру’б’ьл’] – в просторечии; [ържΛно’i], [ΛржΛно’i], [ил’н’иэно’i] > [ил’н’иэно’i] – в диалектах; [хы’тръ] > [хы’тр] > [х’ит’о’р], [бо’бръ] > [бо’бр] > [бΛб’о’р] – в процессе исторического развитая литературного языка;

2) за счёт утраты голоса и исчезновения сонорного: [ру’бл’] > [ру’б’] > [руп’] – в просторечии; [до’бр] > [до’б] > [до’п]– в диалектах; [н’э’слъ] > [н’э’сл] > [н’э’с] > [н’о’с] – в процессе исторического развития русского литературного языка.

В беглой речи также возможно появление позиционно обусловленной слоговости сонорных за счёт утраты гласных: [про’влкъ]; [ф-са’м-д’э’л’ь]; [ма’р’иваннъ] > [ма’р’-иванъ]; [д’э’ллъ].

В поэтической речи ритмика стиха может вызывать позиционно обусловленную слоговость не только сонорных , но и шумных согласных:

Царь Александр I

Настал ему взамен.

В нём слабы были нервы,

Но был он джентльмен.

(А.К. Толстой)

Молчать! Молчать! Дьяк думный говорит;

Ш-ш – слушайте! Собором положили

В последний раз отведать силу просьбы.

(А. Пушкин)

Позиционно обусловленная слоговость шумных возможна и в разговорной речи, например: тс ; ш ; кс – кс – кс.

Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (28.03.2015)
Просмотров: 311 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0