Четверг, 08.12.2016, 07:03

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Принципы русской графики

В различных системах письма графическая единица может соответствовать различным языковым единицам: слову, морфеме, слогу, фонеме и даже дифференциальному признаку фонемы.

Как было указанно ранее, современная русская графика включает элементы пиктографии, идеографии, но в основном является фонографической, использующей силлабический и фонематический принципы.

Фонематический принцип

Фонографическая графика может быть основана на трех принципах:

1) фонетическом: буква соответствует звуку – Б~З,

2) фонематическом, фонологическом: буква соответствует сильной фонеме – Б~СФ,

3) традиционном: буква не соответствует ни звуку, ни сильной фонеме, а пишется по традиции – Б~З, Б~СФ.

В русской графике реализуются все три принципа: фонетический – расписать, буква с, звук [с], сильная фонема ‹з›, ср. [ръзыграт’]; фонематичекий, фонологический – воды, вод, буквы о, д, звуки [л], [т], сильные фонемы ‹j›, ‹д›, ср. [воды]; традиционный – вокзал, буквы о, к, звуки ‹г›, сильных фонем нет.

Если бы русская графика была фонетической, то количество букв и звуков было бы одинаково, между буквой и звуком было бы однозначное соответствие, написание бы совпало с транскрипцией, например: водовоз → вадавос или выдавос, спецбагаж → спедзбагаш или спидзбагаш и т.д.

Если бы русская графика была традиционной, то написание и произношение, а значит, и транскрипция, не совпадали бы, не было бы и соответствий между буквами и фонемами, допускались бы дублетные буквы. Дублетные буквы, как было указанно ранее, были устранены реформами русской графики 1708-1710 и 1917-1918 годов.

Основным принципом русской графики является фонематический, фонологический.

Принципы фонографической графики
Фонетический Б~ЗФонематический, Фонологический Б~СФТрадиционный Б~З, Б~СФ
Расписать с – [с] – ‹з›Воды, вод о – [Λ] – ‹о›, д – [т] – ‹д›Вокзал о – [Λ] – ‹-›, к – [г] – ‹-›
Совершенство алфавита, основанного на фонологическом принципе, определяется его сигнификативной и перцептивной функциями.

Сигнификативная функция алфавита как средства различения фонем в их письменной передаче реализуется в однозначном соответствии между буквой и фонемой, что, однако, полностью в современном русском алфавите не соблюдено.

Перцептивная функция алфавита реализуется благодаря четкой графической дифференциации букв и их минимальному количеству.

Способы передачи фонем языка могут быть следующими:

1) графический знак передает фонему,

2) графический знак передает дифференциальный, коррелятивный признак.

При передаче 5 сильных гласных фонем первым способом необходимо 5 букв.

Система гласных фонем характеризуется двумя дифференциальными признаками: подъемом и наличием/отсутствием лабиализации. Если знаком считать и отсутствие знака, то получаются следующие обозначения: 1 – верхний подъем, 2 – средний подъем, отсут-ствие знаков 1, 2 – нижний подъем, 3 – лабиализованный, отсутствие знака 3 – нелабиа-лизованный. Например, [и] – 1, [у] – 13, [э] – 2, [о] – 23, [а] – Λ. При этом знаком становится и порядок расположения знаков, иначе не снимется двузначность отсутствия знака, пробела: нижний подъем и нелабиализованный. Конечно, отсутствие знака – неудобное обозначение, его можно смешать с пробелом между словами, лучше бы ввести дополнительный графический знак (но это не обязательно). Итак, комбинацией из трех знаков по два можно представить пять сильных гласных фонем. Передача гласных фонем через диффе-ренциальные признаки экономнее, чем обычная буквенная передача фонем.

Для обозначения сильных согласных фонем через дифференциальные признаки необходимо 12 знаков, чтобы отразить следующие дифференциальные признаки: смычный, щелевой, аффриката; носовой, боковой; переднеязычный, среднеязычный, заднеязычный; зубной: губно-губной; звонкий; твердый. При этом 7 признаков: смычно-проходный, вибрант, губной, небно-зубной, губно-зубной, глухой, мягкий – оказываются обозначенными отсутствием знака. Долготу согласных [ж’], [ш’] можно не обозначать, так как [ж] и [ж’], [ш] и [ш’] различаются не только долготой-краткостью, но и мягкостью-твердостью, то есть долгота не является единственным различительным признаком. Итак, комбинацией из 12 знаков можно передать 34 сильные согласные фонемы.

Таким образом, при передаче 39 сильных фонем современного русского литера-турного языка первым способом, если графический знак обозначает сильную фонему, необходимо 39 знаков (при однозначном соответствии между буквой и фонемой), а вторым способом, если графический знак обозначает дифференциальный признак сильной фонемы, – 15 знаков.

Но русский алфавит содержит 33 знака (33 буквы). Экономия в использовании знаков (33 вместо 39) объясняется применением обоих принципов.

Например, графический знак передает фонему: ц – ‹ц›, ч – ‹ч’›, щ – ‹щ›; графический знак передает дифференциальный признак фонемы: ь и его отсутствие – мягкость-твердость согласньос фонем.

При наличии в фонологической системе современного русского литературного языка 12 коррелятивных пар фонем, различающихся только твердостью-мягкостью, без использования мягкого знака для передачи 24 фонем надо было бы 24 знака, при последовательном использовании мягкого знака – 13 знаков: 12 – для твердых согласных фонем и 1 – для обозначения мягкости, ь.

Но в современной русской графике ь используется непоследовательно: он обозначает мягкость согласных в конце слова и перед согласными (но не перед гласными).

В сербском языке, например, твердость-мягкость согласных обозначается особыми знаками, буквами: н – њ, л – љ.

Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 844 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0