1. Выделение ударного слога по сравнении) с безударными может
производиться различными средствами: напряжением речевого аппарата,
изменением долготы, движением музыкального тона. Эти способы могут
сочетаться, но один из них всегда оказывается определяющим.
В зависимости от основного средства выделения ударного слога различаются следующие типы ударения:
1) динамическое, силовое, экспираторное, при котором ударный слог
отличается от безударных большей напряженностью, силой, но не
громкостью, что доказано экспериментально-фонетическими исследованиями
(чисто динамическое ударение в чешском и французском языках, где ударный
слог даже короче безударного);
2)
квантитативное, количественное, долготное, при котором удар-ный слог
отличается от безударных долготой (чисто количественное ударение в
новогреческом языке; обычно же напряженность и долгота объединяются,
как, например, в современном русском литературном языке);
3) тоновое, мелодическое, музыкальное, характеризующееся
дви-жением музыкального тона ударных гласных при отсутствии такого
движения у безударных (чисто тоновое ударение в китайском, корейском,
японском, вьетнамском языках; в норвежском, шведском, сербскохорватском и
литовском языках оно соединяется с динамическим; музыкальное ударение
было и в славянских языках).
Словесное ударение и современном русском литературном языке
является динамическим, силовым, экспираторным, то есть ударный слог
характеризуется по сравнению с безударными большей напряженностью,
силой.
При этом ударный слог отличается от безударных долготой (см.
приведенную ранее схему количественной редукции безударных гласных). Но
признак долготы для русских гласных не является дифференциальным,
различительным: в отличие, например, от английского языка, в русском
языке нет значимых единиц (морфем, словоформ), различающихся только
долготой гласных (ср. в английском слова it - eat, которые различаются
только долготой гласных).
Русское словесное ударение может иметь и движение музыкального
тона, но это обусловлено ритмико-интонационным и
структурно–грамматическим членением, а не связано непосредственно со
словом. Речь идет об эмфатическом ударении, когда фраза соответствует
слогу, а поэтому интонация, характерная для фразы, сосредоточивается на
этом слоге. Например: Что? Как? Нет! Да! При этом движение музыкального
тона не является дифференциальным признаком, в отличие, например, от
вьетнамского языка, где to′i to′i toi toi – разные слова, различающиеся
только движением музыкального тона.
Итак, русское словесное ударение является динамическим, силовым,
экспираторным; при этом ударный слог отличается от безударных долготой, а
в условиях эмфатического ударения может характеризоваться и движением
музыкального тона, но долгота и музыкальность не являются его
дифференциальными признаками. 2.
Экспираторное и экспираторно-комплексное ударение по
закреп-ленности-незакрепленности за определенным слогом слова делится на
фик-сированное и нефиксированное.
Фиксированное, связанное ударение – это ударение, закрепленное за
определенным слогом слова. Фиксированное ударение может быть
одноместным, закрепленным за одним слогом слова, и разноместным,
закрепленным за несколькими слогами слова.
Языки с фиксированным одноместным ударением: чешский, латышский,
эстонский, финский, в которых ударение закреплено за первым слогом;
польский, грузинский с ударением на предпоследнем слоге; армянский и
большинство тюркских с ударением на последнем слоге.
Примером языка с фиксированным разноместным ударением является
итальянский язык, в котором наблюдается закрепленность ударения за
различными слогами: последним, первым, вторым, третьим и четвертым от
конца. Традиционно, вслед за Р.И. Аванесовым, фиксированность ударения
(одноместность) и нефиксированность (разноместность) рассматриваются как
дублеты.
Нефиксированное,
свободное ударение это ударение, не закрепленное за определенным слогом
слова. Таким является ударение в украинском, белорусском, болгарском,
английском, немецком и многих других языках.
Русское ударение является нефиксированным, свободным,
разноместным. Это значит, что ударение может падать на любой слог слова и
на разные морфемы, например: дом, дорога, страна, распространять,
выпустить, начался. Типы ударения по закрепленности-незакрепленности за определенным слогом слова | ↓ | ↓ | Фиксированное, связанное, одноместное | Нефиксированное, свободное, азноместное | Закрепленное за определенным слогом слова | Не закрепленное за определенным слогом слова | Чешский,
латышский, эстонский, финский языки – первый слог; польский, грузинский
- предпоследний; армянский, тюркские – последний слог | Украинский, белорусский, болгарский, английский, немецкий, русский языки – любой слог |
3.
В зависимости от способности-неспособности передвигаться при слово– и
формообразовании ударение делится на подвижное и неподвижное.
Подвижное ударение – это ударение, перемещающееся с
одного слога на другой, с одной морфемы на другую и даже с одного слова
на другое при слово- и формообразовании.
Неподвижное ударение – это ударение, сохраняющееся на одном и том же слоге при слово – и формообразовании. Типы ударения по способности-неспособности перемещения при слово- и формообразовании | ↓ | ↓ | Подвижное | Неподвижное | Перемещающееся при слово – и формообразовании | Не перемещающееся при слово– и формообразовании | Русский язык – меньшая часть слов (около 4%) | Русский язык – большая часть слов (около 96%) |
Ударение
в современном русском литературном языке преимущественно неподвижное,
например: кни′га, кни′ги, кни′ге, кни′жный, кни′жник. Слов с подвижным
ударением мало, но они являются наиболее употребительными, например:
рýки, руки′, ручнóй, рукомóйник, рукоприклáдство, нá руки. Необходимо
различать подвижность-неподвижность ударения с точки зрения
словообразования и формо-образования.
4. По наличию-отсутствию нормированности ударение может быть
нормированным и ненормированным. Ударение в русском языке является
нормированным для большинства слов. Это значит, что в данном слове
ударение закреплено за определенным слогом, что является обязательным
для всех говорящих на языке и отражено в орфоэпических словарях,
представляющих современные произносительные нормы.
Ненормированным является ударение в словах с вариантным, двояким
ударением, не несущим различительной функции (литературные варианты
ударения также отражены в орфоэпических словарях), например: бéло-белó,
пóлно-полнó, глубокó-глубóко, крýжится–кружи′тся, творóг-твóрог,
баржá-бáржа, зáлитый-зали′тый.
5. Необходимо различать нормативность и ненормативность.
Нормативность – это правильность, соответствие языковой норме.
Ненормативность – это неправильность, отступление от языковой нормы,
которое может объясняться влиянием профессионального, диалектного,
просторечного, разговорного, народно-поэтического, устаревшего
произношения, а также быть индивидуальным орфоэпическим отклонением.
Занимаясь современным русским литературным языком, необходимо
рассматривать преимущественно нормативные явления, в том числе и
свя-занные с ударением. На это направлена и профессиональная
деятельность учителя начальных классов в школе. Но важно также знать
причины, которые могут вызывать ошибки, чтобы прогнозировать
лингвистические трудности и преодолевать их. Признаки словесного ударения современного русского литературного языка | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ | По способу выделения ударного слога | По закрепленности-незакрепленности за определенным слогом | По способности-неспособности перемещения при слово- и формообразовании | По наличию-отсутствию нормированности и нормативности | Динамическое, силовое, экспираторное | Нефиксированное, свободное, разноместное | Неподвижное | Нормированное, нормативное | Квантитативное, количественное, долготное | Подвижное |
|