Воскресенье, 11.12.2016, 16:46

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Основные признаки русского словесного ударения

1. Выделение ударного слога по сравнении) с безударными может производиться различными средствами: напряжением речевого аппарата, изменением долготы, движением музыкального тона. Эти способы могут сочетаться, но один из них всегда оказывается определяющим.

В зависимости от основного средства выделения ударного слога различаются следующие типы ударения:

1) динамическое, силовое, экспираторное, при котором ударный слог отличается от безударных большей напряженностью, силой, но не громкостью, что доказано экспериментально-фонетическими исследованиями (чисто динамическое ударение в чешском и французском языках, где ударный слог даже короче безударного);

2) квантитативное, количественное, долготное, при котором удар-ный слог отличается от безударных долготой (чисто количественное ударение в новогреческом языке; обычно же напряженность и долгота объединяются, как, например, в современном русском литературном языке);

3) тоновое, мелодическое, музыкальное, характеризующееся дви-жением музыкального тона ударных гласных при отсутствии такого движения у безударных (чисто тоновое ударение в китайском, корейском, японском, вьетнамском языках; в норвежском, шведском, сербскохорватском и литовском языках оно соединяется с динамическим; музыкальное ударение было и в славянских языках).

Словесное ударение и современном русском литературном языке является динамическим, силовым, экспираторным, то есть ударный слог характеризуется по сравнению с безударными большей напряженностью, силой.

При этом ударный слог отличается от безударных долготой (см. приведенную ранее схему количественной редукции безударных гласных). Но признак долготы для русских гласных не является дифференциальным, различительным: в отличие, например, от английского языка, в русском языке нет значимых единиц (морфем, словоформ), различающихся только долготой гласных (ср. в английском слова it - eat, которые различаются только долготой гласных).

Русское словесное ударение может иметь и движение музыкального тона, но это обусловлено ритмико-интонационным и структурно–грамматическим членением, а не связано непосредственно со словом. Речь идет об эмфатическом ударении, когда фраза соответствует слогу, а поэтому интонация, характерная для фразы, сосредоточивается на этом слоге. Например: Что? Как? Нет! Да! При этом движение музыкального тона не является дифференциальным признаком, в отличие, например, от вьетнамского языка, где to′i to′i toi toi – разные слова, различающиеся только движением музыкального тона.

Итак, русское словесное ударение является динамическим, силовым, экспираторным; при этом ударный слог отличается от безударных долготой, а в условиях эмфатического ударения может характеризоваться и движением музыкального тона, но долгота и музыкальность не являются его дифференциальными признаками.

2. Экспираторное и экспираторно-комплексное ударение по закреп-ленности-незакрепленности за определенным слогом слова делится на фик-сированное и нефиксированное.

Фиксированное, связанное ударение – это ударение, закрепленное за определенным слогом слова. Фиксированное ударение может быть одноместным, закрепленным за одним слогом слова, и разноместным, закрепленным за несколькими слогами слова.

Языки с фиксированным одноместным ударением: чешский, латышский, эстонский, финский, в которых ударение закреплено за первым слогом; польский, грузинский с ударением на предпоследнем слоге; армянский и большинство тюркских с ударением на последнем слоге.

Примером языка с фиксированным разноместным ударением является итальянский язык, в котором наблюдается закрепленность ударения за различными слогами: последним, первым, вторым, третьим и четвертым от конца. Традиционно, вслед за Р.И. Аванесовым, фиксированность ударения (одноместность) и нефиксированность (разноместность) рассматриваются как дублеты.

Нефиксированное, свободное ударение это ударение, не закрепленное за определенным слогом слова. Таким является ударение в украинском, белорусском, болгарском, английском, немецком и многих других языках.

Русское ударение является нефиксированным, свободным, разноместным. Это значит, что ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы, например: дом, дорога, страна, распространять, выпустить, начался.

Типы ударения по закрепленности-незакрепленности за определенным слогом слова
Фиксированное, связанное, одноместноеНефиксированное, свободное, азноместное
Закрепленное за определенным слогом словаНе закрепленное за определенным слогом слова
Чешский, латышский, эстонский, финский языки – первый слог; польский, грузинский - предпоследний; армянский, тюркские – последний слогУкраинский, белорусский, болгарский, английский, немецкий, русский языки – любой слог
3. В зависимости от способности-неспособности передвигаться при слово– и формообразовании ударение делится на подвижное и неподвижное.

Подвижное ударение – это ударение, перемещающееся с одного слога на другой, с одной морфемы на другую и даже с одного слова на другое при слово- и формообразовании.

Неподвижное ударение – это ударение, сохраняющееся на одном и том же слоге при слово – и формообразовании.

Типы ударения по способности-неспособности перемещения при слово- и формообразовании
ПодвижноеНеподвижное
Перемещающееся при слово – и формообразованииНе перемещающееся при слово– и формообразовании
Русский язык – меньшая часть слов (около 4%)Русский язык – большая часть слов (около 96%)
Ударение в современном русском литературном языке преимущественно неподвижное, например: кни′га, кни′ги, кни′ге, кни′жный, кни′жник. Слов с подвижным ударением мало, но они являются наиболее употребительными, например: рýки, руки′, ручнóй, рукомóйник, рукоприклáдство, нá руки. Необходимо различать подвижность-неподвижность ударения с точки зрения словообразования и формо-образования.

4. По наличию-отсутствию нормированности ударение может быть нормированным и ненормированным. Ударение в русском языке является нормированным для большинства слов. Это значит, что в данном слове ударение закреплено за определенным слогом, что является обязательным для всех говорящих на языке и отражено в орфоэпических словарях, представляющих современные произносительные нормы.

Ненормированным является ударение в словах с вариантным, двояким ударением, не несущим различительной функции (литературные варианты ударения также отражены в орфоэпических словарях), например: бéло-белó, пóлно-полнó, глубокó-глубóко, крýжится–кружи′тся, творóг-твóрог, баржá-бáржа, зáлитый-зали′тый.

5. Необходимо различать нормативность и ненормативность. Нормативность – это правильность, соответствие языковой норме. Ненормативность – это неправильность, отступление от языковой нормы, которое может объясняться влиянием профессионального, диалектного, просторечного, разговорного, народно-поэтического, устаревшего произношения, а также быть индивидуальным орфоэпическим отклонением.

Занимаясь современным русским литературным языком, необходимо рассматривать преимущественно нормативные явления, в том числе и свя-занные с ударением. На это направлена и профессиональная деятельность учителя начальных классов в школе. Но важно также знать причины, которые могут вызывать ошибки, чтобы прогнозировать лингвистические трудности и преодолевать их.

Признаки словесного ударения современного русского литературного языка
По способу выделения ударного слогаПо закрепленности-незакрепленности за определенным слогомПо способности-неспособности перемещения при слово- и формообразованииПо наличию-отсутствию нормированности и нормативности
Динамическое, силовое, экспираторноеНефиксированное, свободное, разноместноеНеподвижноеНормированное, нормативное
Квантитативное, количественное, долготноеПодвижное

Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 599 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0