Основные интонационные средства современного русского литературного языка представлены типом ИК во всем многообразии его реализаций, передвижением центра ИК, членением речевого потока (синтагматическим членением). Основные интонационные средства современного русского литературного языка | ↓ | ↓ | ↓ | Тип ИК | Передвижение центра ИК | Членение речевого потока (синтагматическое членение) |
Типы ИК | Схемы | Характеристики | Употребляются | Примеры | ИК–1 | ‾\_ | На гласном центра нисходящее движение тона ниже предцентра; уровень тона постцентра ниже центра | Употребляется при выражении завершённости | Саша едет в Волгоград. | ИК–2 | ‾‾_ | На
гласном центра нисходящее движение тона в пределах диапазона предцентра
или незначительно ниже; усилено словесное ударение (в отличие от ИК–1);
уровень тона постцентра ниже центра | Употребляется при выражении вопроса в предложении с вопросительным словом; при выражении требования | Когда ты вернёшься? Ира! Вернись! | ИК–3 | —⁄_ | На гласном центра восходящее движение тона выше предцентра; уровень тона пост центра ниже центра | Употребляется при выражении вопроса, незавершённости, просьбы, оценки в предложениях со словами так, такой, вот | Там так красиво! Ты читал это? Если читал (ИК–3), расскажи. | ИК–4 | _U‾ | На гласном центра нисходяще–восходящее движение тона выше предцентра; уровень тона постцентра выше центра |
Употребляется при выражении вопроса в предложениях с сопоставительным
а, вопросов с оттенком требования, незавершённости (ИК–4 в отличие от
ИК–3 вносит оттенок, официальности) | А библиотека? А вы куда едете? Ваш билет? Если читал (ИК–4), расскажи. |
Типы ИК | Схемы | Характеристики | Употребляются | Примеры | ИК–5 | _/‾\_ | Имеет
два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на
гласном второго – нисходящее; уровень тона между центрами выше
предцентра и постцентра; тон пост центра ниже тона предцентра | Употребляется при выражении высокой степени признака действия, состояния, в вопросительных предложениях с вопросительным словом | Какой у неё голос! Какой у нее голос? Когда ты при едешь? Настоящая весна! | ИК–6 | _/‾‾ | На гласном центра восходящее движение тона выше предцентра; уровень тона пост центра также выше предцентра | Употребляется
при выражении незавершённости (в отличие от ИК–3 и ИК–4 вносит оттенок
приподнятости, торжественности) высокой степени количественного и
качественного признака, действия, состояния | Какой торт вкусный! Воды набралось! Море! | ИК–7 | —⁄_ | На
гласном центра восходящее движение тона выше предцентра; уровень тона
пост центра ниже центра; в отличие от ИК–3 в конце гласного центра
смычка голосовых связок | Употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки | Какой он охотник! Тишина! |
В целях устранения монотонности речи происходит варьирование типов ИК в случаях, где такое варьирование возможно: ИК–3 | ИК–1 | Если вы закончите работу, / | мы поедем на дачу. | ИК–4 | ИК–1 | Если вы возьмете с собой и детей, / | мы отлично проведем время. |
Интонация
не только различает синтагмы разных типов, но и выражает субъективное
отношение говорящего к высказываемому, передаст эмоции.
Приведем образец интонационного анализа текста. Как видно из
проанализированного текста, наиболее частотными являются ИК–1, ИК–2,
ИК–3, ИК–4; при этом обнаруживают мену ИК–1 и ИК–2; ИК–3 и ИК–4; ИК–1,
ИК–3 и ИК–4. 3–4 | 1–2 | То, что я хочу рассказать, / | случилось очень давно, / | 1–2 | 3–4 | в самом начале двадцатою века. / | Наша семья / |
1–2–4 | 3–4 | жила тогда на окраине города / | в маленькой, / | 3–4 | 1 | почти до окон ушедшей в землю / | лачуге. / |
3–4 | 1–2 | Отец и мать / | работали на большом казённом заводе, / | 3–4 | 1–3–4 | а я, / | четырнадцатилетний мальчишка, / |
3–4 | 1 | – на маленькой фабрика / | купца Золотухина. / | 3–4 | 1–2 | Дома / | хозяйничала десятилетняя
сестренка Валюшка. / | |