Вторник, 06.12.2016, 22:48

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [288]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Орфоэпические нормы в области согласных (вариативность согласных)

Орфоэпические нормы в области согласных (вариативность согласных)

Ниже представлена таблица

с перечнем основных орфоэпических норм современного русского языка.

Также приведены примеры норм.

Орфоэпические нормы в области согласных (вариативность согласных). Глухие и звонкие согласныеПримеры
1. В русском литературном произношении звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими озвончаются. Не происходит позиционного изменения согласных по глухости– звонкости перед гласными, сонорными согласными и [в], [в’].[зу’п], [п’ьр’иэво’скъ], [Λдби’т’], [во’ды], [сл’о’т], [сва’т]
2. Перед гласными, сонорными согласными и [в], [в’] произносится звонкий взрывной согласный [г]. При оглушении на конце слова и перед глухими согласными на месте звонкого [г] произносится глухой [к]. В некоторых словах церковного происхождения и производных от них допускается произношение фрикативного [γ], при оглушении произносится [х]. Такое произношение характеризует старомосковскую орфоэпическую норму. По новомосковской норме возможны в данных словах [г] и [к] взрывные. Только в междометии γосподи, в слове бог сохраняются фрикативные [γ] и [х]. Иногда приводятся еще слова бухгалтер, междометия ей-богу, ага, ого; [γ], [х] – церковнославянизм или южнорусский диалектизм.[п’ирΛга’], [гра’т], [гро’с’т’], [п’иро’к], [бо’γъ], [γΛcпo’т’], [бла’γъ], [бΛга’тыi]; [бо’х], [бла’х], [бо’гъ], [гΛспо’т’], [бла’гъ], [γо’спъд’и], [буγа’лт’ьр], [jэi– боγу’], [Λγа’], [оγо’]
3. Звуки [в], [ф] в русском литературном языке являются губно-зубными; произношение губно-губных на месте [в], [ф] является диалектным. [гълΛва’], [гΛло’фкъ]; [гΛло’wкъ] – диалектизм
Твердые и мягкие согласные Примеры
1. Твердость-мягкость согласных различается на конце слова. Ошибки возможны при произнесении конечных губных согласных. В русском литературном языке произношение мягких губных согласных на конце слоьа соответствует написанию с мягким знаком. Произношение твердых губных в этой позиции является диалектным или характеризует ленинградскую (петербургскую) орфоэпическую норму. С конечным и неконечным мягким губным в соответсвии с написанием произносятся формы повелительного наклонения и производные числительные. [кро’ф’], [го’луп’], [с’эм’], [кро’ф], [го’луп], [с’э’м] – диалектизмы или ленинградская (петербургская) орфоэпическая норма; [ста’ф’], [ста’ф’т’ь], [во’с’ьм’], [во’с’ьм’д’ьс’ьт]
2. Мягкие губные перед гласными непереднего ряда необходимо произносить без йотовой артикуляции. Произношение с [j] является украинизмом. [п’ä’т’], [м’а’съ]; [п’ja’т’], [м’jа’съ] – украинизмы
Смягчение согласных перед мягкими согласнымиПримеры
1. В истории русского языка действовала закономерность, связанная с законом слогового сингармонизма: согласные, стоящие рядом и относящиеся к одному слогу, должны быть все твердыми или мягкими. Поэтому для древнерусского языка была характерна соче-таемость согласных: tt или t’t’. Постепенно некоторые согласные, стоящие перед мягкими согласными, стали отвердевать, что зависело от качества этих согласных и морфологической позиции: внутри морфемы, на стыке морфем. В современном русском языке произносятся мягко зубные, перед мягкими зубными (З’+З’); допускают вариантное произношение: произносятся мягко и твердо губные и зубные перед мягкими губными (Г’+Г’, З’+Г’ и Г+Г’, 3+Г’); произносятся твердо губные перед мягкими заднеязычными (Г+ЗЯз’). В современном русском языке позиционная мягкость чаще отмечается внутри корня или на стыке корня и суффикса, реже – на стыке приставки и корня, еще реже – на стыке предлога и знаменательного слова. Позиционная мягкость согласных зависит также от стиля речи: она чаще обнаруживается в бытовой лексике, чем в книжной, в сниженном, разговорно-просторечном стиле, чем в высоком, по старомосковской орфоэпической норме, чем по новомосковской. [з’д’э’с’], [с’т’иэна’], [в’б’и’т’], [д’в’э’р’] и [вб’и’т’], [дв’э’р’], [ла’фк’и], [тр’а’пк’и]
2. Зубные перед мягкими зубными реко-мендуется произносить мягко внутри корня (З’+З’). На стыке приставки и корня, предлога и знаменательного слова разные сочетания согласных произносятся по-разному. Зубные в приставках с-, раз– (роз-), -из-, воз-, низ-, чрез-(через-) перед мягкими зубными произносятся следую– щим образом: перед [У], [с’] – всегда мягко, перед [д’], [т’], [н’], [л’] возможно вариантное произношение: мягкое и твердое. Предлоги с, из, без, через перед мягкими зубными следующих знаменательных слов произносятся с мягкими согласными перед [з’], [с’]; с мягкими или твердыми согласными перед [д’], [т’], [н’], [л’] произносятся предлоги из, без, через. Сочетания согласных [дн], [тн] образуют единую артикуляцией с одним затвором и одним размыканием органов речи. При мягкости согласного [н’] на стыке корня и суффикса сочетание произносится мягко; на стыке приставки и корня возможно мягкое произношение, характерное для старомосковской произносительной нормы, и твердое произношение [д], [т] перед [н’], соответствующее новомосковской норме; на стыке предлога и знаменательного слова сочетания произносятся с твердым затвором. Сочетание согласных [дл], [тл] также образуют единую артикуляцию, но обычно с твердым затвором; мягкое произношение наблюдается в словах петли, медленно. Согласные [д], [т] перед [ч’] испытывают ассимилятивное влияние со стороны последующего согласного [ч’]; в результате полной ассимиляции образуется [ч’]. Согласный [н] перед [д’], [т’], [н’], [з’] [с’] произносится мягко; исключение составляют слова балансировать, пронзить с твердым [н], но и в них допустимо [н’].[з’д’э’с’], [с’н’э’к], [з’л’и’т’], [ко’с’т’]; [б’ьс’с’иэрд’э’чныi]> [б’ьс’иэрд’э’чныi]; [с’т’иэну’т’], [рΛз’л’э’i] и [ст’иэну’т’], [рΛзл’э’i], [з’– з’иэмл’и’], [из’– з’иэмл’и’], [б’ьз’– з’иэмл’и’], [ч’ьр’ьз’– з’э’мл’у]; [б’иэз’– д’э’лъ], [из’– л’э’съ] и [б’иэз– д’э’лъ], [из – л’э’съ], [пло’т’н’ик], [рΛд’н’ик], [пΛд’н’o’c], [пΛд’н’иэво’л’ныi] – старомосковская норма, и [пΛдн’o’c], [пΛдн’иэво’л’ныi] – новомосковская норма, [Λт – н’и’х], [Λд – д’э’лъ], [пΛдл’и’т’], [Λтл’и’т’]; [п’э’т’л’и], [м’э’д’л’ьнъ], [л’ö’ч’ик], [зΛво’ч’ик], [кΛн’д’и’т’ьр], [в’и’н’т’ик], [бълΛнс’и’ръвът’], [прΛнз’и’т’]
3. Губные согласные но старомосковской норме смягчались перед мягкими губными в корне и на стыке приставки и корня (Г’+Г’); по новомосковской норме в этой позиции произносятся твердые губные (Г+Г’). Сочетания [бв], [бм] на стыке приставки и корня произносятся с твердым [б]; приставка и предлог [в’] произносятся мягко перед мягкими губными. [ф’п’иэр’о’т], [бо’м’б’ь], [ла’м’п’ь] – старомосковская норма; [фп’иэр’о’т], [бо’мб’ь], [ла’мп’ь] – новомосковская норма; [Λбв’и’т’], [Λбм’эн]; [в’ – м’и’р’ь], [в’б’и’т’]
4. Зубные согласные перед мягкими губными произносятся мягко (З’+Г’); особенно часто это бывает в случаях, когда зубные оказываются перед мягкими губными, сохраняющими мягкость при сло-воизменении; в остальных случаях мягкость факультативна. Орфоэпические справочники и учебные пособия рекомендуют произносить мягко зубные согласные в словах ветви, четверть; лезвие, а в иноязычных словах произносить твердые согласные. За последние годы произошли изменения в этой орфоэпической норме: молодое поколение произносит твердые зубные перед мягкими губными (3+Г’). [з’в’э’р’], [д’в’э’р’], [т’в’э’р’]; [бΛт’в’э’], [л’ит’в’э’] и [бΛтв’э’], [л’итв’э’], [в’э’т’в’и], [ч’э’т’в’ьр’т’], [л’э’з’в’и’iь]; [пΛртф’э’л’] [пΛртв’э’iн], [в’э’т’в’и] – старомосковская норма, [в’э’тв’и] – новомосковская норма
5. Согласный [р] перед мягкими губными и зубными согласными обычно произносится твердо; мягкое произношение является старомосковской орфоэпической нормой, принадлежностью просторечного стиля. Позиционное смягчение [р’] перед последующими мягкими губными или зубными чаще наблюдается в позиции между гласными переднего ряда. Звук [р] перед [ш’] по старомосковской норме произносится как мягкий согласный, а по новомосковской – как твердый.[па’рт’иiь], [кΛрм’и’т’] – новомосковская норма, [пар’т’и’iь], [кΛр’м’и’т’] – старомосковская норма, просторечный орфоэпический вариант; [т’иэр’п’э’т’], [к’ир’п’ич’], [збо’р’ш’ик] – старомосковская норма; [збо’рш’ик] – новомосковская норма
6. Губные перед мягкими заднеязычными по старомосковской норме смягчаются, а по новомосковской норме сохраняют твердость.[тр’äп’к’и], [ла’ф’к’и], [д’э’ф’к’и] – старомосковская норма, [тр’а’пк’и], [ла’фк’и], [д’э’фк’и] – новомосковская норма
7. Все согласные, кроме твердых шипящих [ж], [ш], перед [j] смягчаются. На стыке приставки и корня смягчаются конечные согласные приставок с-, в-, из-; не смяг-чаются конечные согласные приставок от-, под-, над-, перед-, об-; конечный согласный приставки раз– по старомосков-ской норме смягчается, а по новомосковской – не смягчается. На стыке предлога и знаменательного слова перед [j] чаще произносится твердый согласный, но может произноситься и мягкий. Обычно твердым является конечный согласный предлога перед словами ель, елка.[cyд’ja], [л’ис’т’iь], [c’jэл], [в’jэхъл]; [пΛдjэл], [Λтjэхъл]; [рΛз’jэст] – старомосковская норма, [рΛзjэст] – новомосковская норма; [c-jyгъ] и [c’-jyгъ], [с-jэл’и], [пΛд-jо’лку]
Сочетание согласныхПримеры
1. Сочетания букв сш, зш соответствуют звуку [ш].[б’иэшу’мныi], [б’иэш’апк’и]
2. Сочетания букв сч, зч на стыке корня и суффикса -чик, на стыке не выделяемой приставки и корня соответствуют звуку [ш’] или [ш’ч’]; при этом первый произносительный вариант принадлежит московской, а второй ленинградской (петербургской) норме. На стыке корня и суффикса -чат-, на стыке предлога и знаменательного слова предпочтительнее произношение [ш’ч’], но в последнее время оно вытесняется вариантом [ш’]. [п’ьр’иэно’ш’ик], [п’ьр’иэво’ш’ик] и [п’ьр’иэно’ш’ч’ик], [п’ьр’иэвош’ч’ик]; [ш’о’т] и [ш’ч’от] – московская и ленинградская (петербургская) нормы; [дΛш’ч’а’тыi], [б’иэш’-ч’у’ствъ] и [дΛш’а’тыi], [б’иэш’у’ствъ]
3. Сочетания букв еж, зж на стыке приставки и корня соответствуют [ж], сочетания: букв зж, жж внутри корня но старомосковской норме соответствуют [ж’], а по новомосковской [ж]. В слове дождь и производных от него по старомосковской норме произносится [ж’], а под влиянием правописания и но ленинградской (петербургской) норме – [ж’д’].[жо’к], [ижо’гъ]; [в’иж’а’т’], [во’ж’и] – старомосковская норма, [в’ижа’т’], [во’жы] – новомосковская норма; [дΛж’и’], [до’ж’ик] – старомосковская норма; [дΛж’д’и’], [до’ж’д’ик] – буквенный вариант произношения, ленинградская (петербургская) норма
4. Сочетание букв тс, тьс, дс внутри морфемы соответствуют [ц], а на стыке корня и суффикса – [ц].[бΛи’цъ], [бΛj’а’цъ]; [д’э’цтвъ], [гърΛцко’i]
5. Сочетание букв чн по старомосковской норме произносится как [шн]; под влиянием орфографии оно вытесняется произношением [ч’н]. В словах, появившихся недавно, может быть только [ч’н]. В словах конечно, скучно, скворечник, пустячный, прачечная, перечница, яичница, в женских отчествах на -ична произносится [шн]. В других словах допускается двоякое произношение; при этом старомосковской нормой является произношение [шн], а новомосковской – [ч’н]. Произношение [ч’н] вытесняет произношение [шн]. В словах сливочное, ячневая, пшеничный, лавочник, горячечный, в которых еще недавно орфоэпическими справочниками допускалось вариантное произношение, в настоящее время произносится [ч’н]; произношение [шн] можно квалифицировать как устаревшее (архаизм) и просторечное. Возможна смысловая дифференциация за счет противопоставления [ч’н] и [шн]: сердечные болезни и друг сердечный. [мнъгъстΛно’ч’н’ицъ], [кΛн’э’шнъ], [ску’шнъ], [iиэи’шн’ицъ], [н’ик’и’т’ишнъ], [лу’к’и’н’ишнъ]; [бу’лъшнъiь], [мΛло’шныi] – старомосковская норма; [бу’лъч’нъгь], [мΛло’ч’нгыi] – новомосковская норма. [сл’и’въч’нъiь], [пшыэн’и’ч’ныi] – нормативное произношение; [с’л’и’въшнъiь], [пшыэн’и’шныi] – старомосковская норма, устаревшее произношение. [с’иэрд’э’ч’ныiь] (болезни, капли) и [с’иэрд’э’шныi] (друг)
6. Сочетание букв чт в слове что и в производных произносится как [шт]; произношение[ч’т] является буквенным или соответствующим ленинградской (петербургской) норме. В слове нечто произносится [ч’т]. В слове ничто допускаются равноправные произносительные варианты: [шт] и [ч’т]. В остальных случаях сочетание букв чт произносится как [ч’т] [што’] – нормативное произношение; [ч’то] – буквенное произношение, ленинградская (петербургская) норма; [нэч’тъ]; [н’ишто] и [н’ич’то] – равноправные орфоэпические варианты;[поч’тъ], [зΛч’ту]
Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 449 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0