Вторник, 06.12.2016, 08:44

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [288]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Орфоэпические нормы в области гласных (вариативность гласных)

Орфоэпические нормы в области гласных (вариативность гласных):

Ниже представлена таблица

с перечнем основных орфоэпических норм современного русского языка.

Также приведены примеры норм.

Орфоэпические нормы в области гласных (вариативность гласных)Примеры
1. Русское литературное произношение характеризуется аканьем (см. схему качественной редукции безударных гласных), но, в отличие от говоров, в литературном произношении не допускается пропуск (диэреза, полная редукция) редуцированных звуков во втором предударном или заударном неконечном слоге.[провълъкъ]
2. В первом предударном слоге после твердых согласных (кроме шипящих и [ц]) произносится [Λ].[вΛда], [трΛва], [вΛд’э], [трΛв’э]
3. В остальных безударных слогах после твердых согласных произносится [ъ].[въд[Λвос], [тръв’иэноi]
4. В абсолютном начале слова и при стечении гласных в любой безударной позиции произносится гласный первого предударнго слога.[Λкно], [Λн’утъ], [ыэташ], [Λд’инок’иi], [ΛфтΛр’ит’эт], [ыэтΛжэркъ], [вΛΛдушыэвл’эн’иiь]
5. Произношение гласных в первом предударном слоге после шипящих [ж], [ш] допускает варианты. По старомосковской орфоэпической норме в соответствии с ударными [а], [б], [э] в этой позиции произносится [ыэ] или даже [ы]. Такая норма обнаруживается в сценическом произношении, у дикторов радио и телевидения. По новомосковской орфоэпической норме в соответствии с [о’], [э’] произносится [ыэ], в соответствии с [а] – [Λ], но не во всех словах. В остальных безударных слогах после шипящих произносится [ъ].[жыэра], [жыэркоiь], [шыэгат’], [жыина], [шыэлка], [жыэс’т’анкъ], [шыэр’энгь] – старомосковская норма; [жΛра], [жΛркоiь], [шΛгат’], [жыэна], [шыэлка], [шыэр’энгъ] – новомосковская норма; [жыэл’эт], [жыэк’эт], [жыэсм’ин], [лъшыэд’эi] – исключения
6. После [ц] в первом предударном слоге в соответствии с [а’] произносится [Λ], а в соответствии с [э’] – [ыэ], [эы]. Глаголы танцевать, гарцевать произносятся с [Λ] и с [ыэ], а облицевать, лупцевать, кольцевать, вальцевать – с [ыэ]. В остальных безударных слогах после [ц] произносится [ъ].[цΛр’а], [цΛранът’], [цыэна], [цыэла]; [тънцΛват’] и [тънцыэва’т’], [гърцΛват’] и [гърцыэват’], [Λбл’ицыэват’], [луицыэват’], [цълΛват’], [двацът’]
7. В первом предударном слоге после мягких согласных в соответствии с ударными [а’], [о’], [э’] произносится [иэ]. Перед мягкими согласными, а также в беглой речи может произноситься [и]. Икающее произношение встречается и в литературном языке, но не считается образцовым, являясь принадлежностью беглой речи, просторечного стиля. Экающее произношение характеризовало литературный язык XIX века, в настоящее время связано с высоким стилем. В остальных предударных слогах после мягких согласных произносится [ь].[вз’иэла], [м’иэдок], [ф-т’иэн’и]; [вз’ила], [м’идок], [ф-т’ин’и]; [вз’эла], [м’эдок], [ф-т’эн’и] [н’ьтΛч’ок], [м’ьдΛвухъ], [т’ьн’иэвоi]
8. Произношение гласных после мягких согласных в заударных слогах в соответствии с ударными [а’], [о’], [э’] определяется фонетическими и морфологическими условиями. В неконечных и конечных заударных слогах, не являющихся окончаниями, после мягких согласных произносится [ь]. В конечных слогах, закрытых и открытых, являющихся окончаниями, в соответствии с [а’] – [о’] произносится [ъ], а в соответствии с [э’] – [ь]. Такое различие объясняется необходимостью отразить в произношении особенности грамматической формы.[выт’ьну], [вын’ьсу], [выс’ьку], [в’эт’ьр], [заiьц], [кор’ьн’], [капл’ъ], [ф-капл’ь], [мор’ь], [мор’ъ]
В некоторых формах наблюдается двоякое произношение: [ъ] – по старомосковской норме, [ь] – по новомосковской; такое произношение наблюдается в окончаниях творительного падежа единственного числа существительных мужского и среднего рода и именительного и винительного падежей существительных среднего рода. Это колебание в произношении не имеет существенного значения для современной орфоэпической нормы, так как словоформа узнается по морфологической позиции.[уч’ит’ьл’ъм], [уч’ит’ьл’ьм]; [пол’ъ], [пол’ь]
9. После твердых шипящих и [ц] в заударных открытых слогах, являющихся окончаниями, вместо [ъ] возможно произношение [ыэ].[нΛ-пaл’цъ], [нΛ-пал’цыэ]
10. При стечении безударных гласных стяжение в литературном произношении невозможно и является диалектным.[зΛ-Λкном], [пΛΛткрывали]
Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 412 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0