Основоположником отечественной фонологии является И.А. Бодуэн де
Куртенэ, который в 70-х годах XIX века пришел к выводу о
лингвистической, функциональной значимости звуковой единицы и ввел
понятие фонемы, в противоположность понятию звука.
Бодуэн де Куртенэ создал фонологию чередований, разграничив
синхронные и диахронические чередования (т.е. живые, позиционно
обусловленные, и исторические, грамматические), а также промежуточные –
непозиционные и неграмматические: муха – мушка.
Фонологическая парадигматика для Бодуэна де Куртенэ была связана с
сопоставлением морфем. Варианты парадигмофонем не обязательно похожи
друг на друга, один из вариантов может быть нулевым.
Бодуэн
де Куртенэ дал описание фонологической парадигматики русского языка:
системы позиций для гласных и в меньшей степени для согласных,
фонетических изменений в этих позициях, рядов чередующихся звуков,
парных и непарных фонем, нейтрализации фонем.
В дальнейшем Бодуэн де Куртенэ стал заниматься синтагматической фонологией.
Исходные идеи Бодуэна де Куртенэ развил в 20-х годах XX века Н.Ф. Яковлев.
Дальнейшее развитие идей Бодуэна де Куртенэ получило в теории
пражской фонологической школы. Н.С. Трубецкой разработал теорию
фонологических оппозиции. При этом важно разграничение постоянных и
нейтрализуемых оппозиций.
Например, оппозиция ‹р›–‹м› – постоянная, она сохраняется в любой
позиции, а оппозиция ‹з›–‹с› – нейтрализуемая в позиции перед звонким,
глухим согласными и в конце слова: В современной лингвистике ведущее положение занимают ленинградская и московская фонологические школы (ЛФШ и МФШ).
В основу ленинградской фонологической школы были положены идеи
поздних работ Бодуэна де Куртенэ, разработанные Л.В. Щербой и его
учениками: Л.Р. Зиндером, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко, Л.Л. Буланиным и
др. Московская фонологическая школа возникла в 20-х годах XX века и
развивала идеи ранних работ Бодуэна де Куртенэ. Представителями
московской фонологической школы являются Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов,
А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров, А.М. Сухотин, И.С. Ильинская, Г.О.
Винокур, А.Б. Шапиро и их ученики.
Общим для обеих школ является то, что фонема как кратчайшая
единица плана выражения значимых единиц языка вычленяется с опорой на
смысловые (в первую очередь морфологические) факторы. Представители
ленинградской и московской фонологических школ количество и состав фонем
определяют по сильной позиции.
Фонема, выступающая в сильной позиции, рассматривается с
функциональной точки зрения. Выделения фонем в сильных позициях
происходит не на основании акустико-артикуляционного сходства звуков, а
на основании их различительной функции. Так, например, состав фонем в
словоформе [дом] для представителей московской и ленинградской
фонологических школ одинаков.
Что
же касается слабых позиций, то здесь наблюдается расхождение
ленинградской и московской фонологических школ. Если для МФШ
функциональный критерий распространяется и на слабые позиции, то для ЛФШ
в слабых позициях действует уже артикуляционно-акустический критерий.
Представители ЛФШ. отождествляют звуки сильных и слабых позиций по
артикуляционно-акустическому сходству или даже близости и объединяют их
в фонему, которую рассматривают как звукотип.
Так, например, для представителей ЛФШ в словоформе [вΛда′] звук
[Λ] на основании артикуляционно-акустической близости с [а] сводится к
фонеме ‹а›, а в словоформе [во′т] – вод звук [т] приравнивается к фонеме
‹т›; в словоформе [въдΛво′с] звук [ъ] одни представители ЛФШ относят к
фонеме ‹а›, другие – к фонеме ‹ы›.
Представители ЛФШ позиционно не обусловленные (исторические)
чередования (рука – ручка) не исключают из фонологии. Для ЛФШ фонема
представляет собой непересекающееся множество звуков.
Недостатками теории ЛФШ является то, что игнорируется различие в
функционировании звуковых единиц сильных и слабых позиций, тогда как
различительная способность звуков сильных позиций максимальна, а слабых –
минимальна за счет совпадения двух или нескольких звуков, выступающих в
сильных позициях, в одном звуке слабой позиции.
Отождествление звуков сильных и слабых позиций но
артикуляционно-акустическим признакам ведет к отрыву фонетической
системы от грамматического строя и словарного состава языка, фонемы от
морфемы и словоформы. Морфема и словоформа лишаются фонематического
тождества: вод [вóт] и воды [вóды′], т.е. вот и вад. Положительной стороной теории ЛФШ является связь фонологии и
фонетики, а также определение места фонемы в системе фонем, построенной
по физиолого-акустическим признакам. В целом же теория ЛФШ фонетична,
нефункциональна.
Теория московской фонологической школы получила детальное
изложение в работе Р.И. Аванссова и В.Н. Сидорова «Очерк грамматики
русского литературного языка» (1945). Для представителей МФШ исходным
моментом при определении фонемы является морфема. Тождество морфемы
определяет понятие фонемы.
К одной фонеме относится ряд позиционно чередующихся звуков,
являющихся результатом и параллельных, не нейтрализуемых, и
пересекающихся, нейтрализуемых, чередований, который возглав-ляется
звуковой единицей, различающейся в сильной позиции. Результат
параллельной мены называется вариацией фонемы (‹а›, ‹á›, ‹ä́›);
результат пересекающейся мены – вариантом фонемы (‹›, ‹ъ›).
В
словоформе [вóдá] звук [о] оказывается вариантом фонемы ‹ó› (ср.:
[вóды]), а в словоформе [вóт] – вод звук [т] оказывается вариантом
фонемы ‹д›. Таким образом, согласно теории МФШ, обеспечивается
фонематическое тождество морфемы. Если звуку слабой позиции не
соответствует звук сильной позиции, говорят о гиперфонеме.
Например, в словоформе [сóбáкъ], звук [о] является вариантом
фонемы, но какой – ‹á› или ‹ó›? Ни той, ни другой, так как под ударением
в этой морфеме не обнаруживается ни [á], ни [ó]. Здесь гиперфонема ‹ ›.
Теория МФШ, в отличие от теории ЛФШ, устанавливает связь между фонемой и
морфемой, фонологией и грамматикой.
Представители МФШ позиционно не обусловленные (исторические) чередования исключают из фонологии и рассматривают в морфонологии.
Дальнейшее развитие теория московской фонологической школы
получила в работах Р.И.Аванссова с 1956 года. В данном учебном пособии
разграничены старомосковская и новомосковская фонологические школы.
Основные положения новомосковской фонологической школы отражены в
книге Р.И. Аванесова, который явился основоположником и первого варианта
теории МФШ (см. кн.: «Фонетика современного русского литературного
языка», 1956).
Согласно этой концепции, разграничивается функционирование
кратчайшей звуковой единицы в словоформе и морфеме. В прежней теории
фонема понималась как совокупность чередующихся звуков и как основной
вид фонемы. Например, в словоформах [вóды], [воды′], [въдовóс] – фонема
‹ó› и фонема ‹ó› с вариантами ‹′›, ‹ъ›. В новой теории выделяются сильные фонемы, выступающие в позициях
максимального фонеморазличения (по старой терминологии – основной вид
фонемы), и слабые фонемы, выступающие в позициях меньшего
фонеморазличения, в позициях нейтрализации (по старой терминологии –
вариант фонемы).
Например, в словоформе [водá] по теории старомосковской
фонологической школы [о] – вариант фонемы ‹ó›, ‹á› – фонема; по теории
новомосковской фонологической школы [о] – слабая фонема, соответствующая
сильной фонеме ‹ó›, ‹á›– сильная фонема.
В соответствии с новой теорией сильные и слабые фонемы могут иметь
разновидности, варианты фонемы, обусловленные параллельной меной (по
старой терминологии – вариации).
Например,
в словоформе [стóл’ик] по теории старомосковской фонологической школы
[ó] – вариация фонемы ‹ó›; по теории новомосковской фонологической школы
– разновидность, вариант фонемы, основной вид которой – ‹ó›.
В теории новомосковской фонологической школы предлагается фонемный
ряд как совокупность позиционно чередующихся звуков (пересекающаяся
мена), совокупность сильной и слабой (слабых) фонем. Единство фонемного
ряда определяет единство морфемы.
Например, в словоформах [вóды], [вóды′], [въдΛвóс] выделяется
фонемный ряд ‹ó› - ‹′› - ‹ъ›. Фонемный ряд может быть полным, если
возглавляется сильной фонемой (‹ó› - ‹′› - ‹ъ› – [вóды], [вóды′],
[въдΛвóс]); неполным, если не возглавляется сильной фонемой (‹Λ› -
[сóба′къ]); нулевым, для гласных, не подвергающихся качественной
редукции, и внепарных по глухости-звонкости или твердости-мягкости
согласных (‹и› - [с’илáч’]; ‹ч’› - [дóч’]).
Особенностью теории новомосковской фонологической школы является
внимание к различительной способности не только сильной, но и слабой
фонемы.
Различия в терминологии фонологических единиц Пражская фонологическая школа | Ленинградская фонологическая школа | Московская фонологическая школа, I вариант | Московская фонологическая школа, II вариант | 1. Вариант фонемы | Вариант фонемы | Вариация фонемы | Разновидность, вариант фонемы | 2. Архифонема | Фонема | Вариант фонемы | Слабая фонема | 3. Фонема | Фонема | Фонема | Сильная фонема | 4. Морфо-фонема | Фонемное чередование | Фонема | Фонемный ряд | 5. Архифонема | --- | Гиперфонема | Неполный фонемный ряд | 6. Фонемное чередование | Фонемное чередование | Фонемное чередование | Фонемное чередование |
Примеры | 1 | ‹á› – [мал’ьн’к’иi], ‹ы› – [сы′грън], ‹дж’› – [до′ дж’–бы], ‹р› – [сп’э′ктр] | 2 | ‹′› – [в′дá], ‹ъ› – [вьд′вóс], ‹ш› – [лóшкъ], ‹м’› – [мáм’ь] | 3 | ‹о› – [воды′], ‹и› – [и′ли], ‹ж› – [ло′жьк], ‹м› – [ма′шъ] | 4 | ‹о›, ‹′›, ‹ъ› – [вóды], [в′ды′], [въд′во′с], ‹д›, ‹т›, ‹д’› – [рóдъ], [рóт], [рóд’ь] | 5 | ‹′›, ‹ъ› – [с′бáкъ], [съб′ч’óнкъ], ‹с’› – [с’т’иэнá] | 6 | ‹о› – ‹а› – [пóзнъ], [′пáздывът’], ‹х› – ‹ш› – [сýхъ], [сýшь], [сýх], [сýш] |
|