Гласные и согласные звуки, их акустические и артикуляционные различия. В формировании звуков может участвовать:
- голос,
- шум,
- голос и шум.
При этом звуки могут быть:
- глухими,
- звонкими,
- сонорными.
I. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Хар-ки
Звуки | Состоят из | Воздушная струя | Гласные | голоса: [а], [о], [у], [ы], [э], [и] | не встречает препятствие | Согласные | шума: [к], [п], [с],[т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [ш’]; | встречает препятствие | голоса и шума: [б], [в], [г], [д], [ж],[з], [л], [м], [н], [р] |
II. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Такое различие основывается на акустических и артикуляционных признаках.
Акустическое различие между гласными и согласными определяется наличием тона и шума.
Акустическое различие между гласными и согласными: Акустическое различие Звуки | Характеризуются | 1 | 2 | Гласные | Тоном,
то есть музыкальным, гармоническим звуком, являющимся результатом
периодических колебаний голосовых связок при прохождении через гортань
воздушной струи | Согласные | Шумом,
то есть немузыкальным, негармоническим звуком, являющимся результатом
преодоления воздушной струей преграды в ротовой полости |
Акустическая
характеристика звуков предполагает распределение звуков по степени
сонорности (звучности). Гласные определяются только тонами, шумы в них
не присутствуют; сонорные согласные характеризуются преобладанием тонов
над шумами; звонкие шумные согласные содержат тоны и шумы; глухие шумные
согласные имеют только шумы.
Крайние точки по сонорности представляют звуки [а] и [п].
Расположение звуков но степени убывания сонорности, звучности: Гласные | [а], [э], [о], [и], [у] | Сонорные согласные | [м], [н], [л], [р], [м’], [н’], [л’], [р’] | Звонкие шумные длительные | [в], [з], [ж], [в’], [з’], [ж’] | Звонкие шумные мгновенные | [о], [д], [г], [о’], [д’], [г’] | Глухие шумные длительные | [ф], [с], [ш], [х], [ф’], [с’], [ш’], [х’] | Глухие шумные мгновенные | [п], [т], [к], [п’], [т’], [к’] |
Артикуляционное
различие между гласными и согласными минимально определяется
наличием-отсутствием преграды в ротовой полости, максимально – 1)
локализацией напряженности; 2) силой воздушной струи; 3)
наличием-отсутствием преграды в ротовой полости; 4) наличием-отсутствием
голоса; 5) участием ротового и носового резонаторов.
Минимальное артикуляционное различие между гласными и согласными Артикуляционное различие
Звуки | Наличие-отсутствие преграды в ротовой полости | Гласные | Преграда отсутствует, воздушная струя проходит свободно | Согласные | Преграда есть, воздушная струи преодолевает эту преграду |
Максимальное артикуляционное различие между гласными и согласными
Артикуля- ционное различие Звуки | Локали- зация напря- женности | Сила воздуш- ной струи | Наличие- отсутст- вие преграды в ротовой полости | Наличие- отсутст- вие голоса | Участие ротового и носового резона- торов | Гласные | Мускульная напря- женность распрост- ранена по всей ротовой полости | Слабая воздушная струя | Отсутствуют преграды | Наличие голоса | Участие ротового резона- тора | Соглас- ные | Мускуль- ная напря- женность сосре- доточена в месте преграды | Сильная воздушная струя | Наличие преграды | Отсутствие (для глухих) или наличие (для звонких) голоса | Участие ротового или носового резона- тора |
В.А.
Богородицкий предложил артикуляционное различение гласных и согласных
по тому, на что направлена артикуляция: на раскрытие или закрытие рта.
Проверить эту закономерность можно, если усилить интенсивность
артикуляции. Ртораскрывание осуществляется при помощи мышц, идущих от
нижней челюсти к подъязычной кости, а ртосмыкание – посредством
жевательных мышц, расположенных между обеими челюстями.
Звуки [ј] и [i] в программе по русскому языку для средней школы до
1969 года назывались «полугласными», сейчас эти звуки обычно считают
согласными, при этом принимают во внимание их неслогообразующий
характер; следует, однако, иметь в виду, что звук [i] гораздо более
звучный, чем [ј].
Противопоставление гласных и согласных в фонетической системе
современного русского языка достаточно глубоко. Тем не менее не все
лингвисты признают возможным разделение звуков на гласные и согласные.
У
Ф. де Соссюра, Л.В. Щербы и его последователей, представителей
ленинградской фонологической школы (М.И. Матусевич и др.), стирается
различие между гласными и согласными. Ф. де Соссюр это объясняет
распределением звуков речи но «растворам» без учета определяющего
различия между гласными и согласными; в работах же представителей
ленинградской фонологической школы это связано с предпочтением
акустической характеристики звуков. |