Основная функция ударения заключается и обеспечении цельности и
отдельности слова в результате выделения его просодического (от греч.
prosōdikos – касающийся ударения) центра. Функция эта носит
фоне-тический характер. Для ее обозначения используется термин
кульминативная функция (выделение центра слова – определение «точки его
наивысшего напряжения», кульминации).
За счет разноместности и подвижности словесное ударение выполняет
смыслоразличительную (сигнификативную) функцию. Эта функция носит
фонологический характер.
Различая словоформы одного слова, одной парадигмы, ударение оказывается морфологическим средством, например: рýки-руки′, нóги-ноги′, сóсны-сосны′, признáюсь-признаю′сь, прóсите-проси′те, хóдите-ходи′те.
Различая словоформы разных слов, разных парадигм, ударение выступает как лексическое средство, например: мýка-мукá, зáмок-замóк, óрган-оргáн, хлóпок-хлопóк, áтлас-атлáс, пáрить-пари′ть, пи′ща-пищá. При этом могут различаться все словоформы данных парадигм (замок-замок) или только некоторые (пища-пища).
Различая словоформы разных слов при их стилистическом различии,
словесное ударение выполняет стилистическую функцию, используется как
стилистическое средство, например: серебрó – стилистически нейтральное слово современного русского литературного языка, сéребро – стилистически окрашенный вариант, народно поэтическое слово.
Местом ударения могут различаться следующие варианты слов:
1) общеупотребительный и профессиональный: кóмпас – компáс, шáсси – шасси′, добы′ча – дóбыча, и′скра – искрá;
2) литературный и диалектный: свё′кла – свеклá, крапи′ва – крапивá, положи′ть – полóжить;
3) стилистически нейтральный и разговорный: звони′шь – звóнишь, занятá – зáнята; 4) стилистически нейтральный и просторечный: квартáл – квáртал, краси′вее – красивéе;
5) стилистически нейтральный и народно поэтический: серебрó– сéребро, деви′ца – дéвица, шё′лковый – шелкóвый;
6) современный и устаревший: мýзыка – музы′ка, слýжащий – служáщий, и′збранный – избрáнный, клáдбище – кладби′ще.
В некоторых (немногочисленных) случаях различия в месте ударения не выполняют различительных функций: обýх – óбух, творóг – твóрог, инáче – и′наче, баржá – бáржа, пóлно – полнó.
Вариантное ударение объясняется отсутствием в некоторых случаях единой
нормы, взаимодействием литературного языка с диалектами, освоением
иноязычных слов.
Литературный русский язык имеет тенденцию вытеснения дублетности,
избавления от нее. Дублетный вариант или перестает употребляться, или
становится просторечным, диалектным.
При сохранении в литературном языке двух вариантов появляется лексическая, морфологическая или стилистическая дифференциация.
Например, лексическая дифференциация: хáос – стихия, существовавшая до возникновения мира, хáóс – беспорядок; пáхнуть – издавать запах, пахнýть – повеять чем-то. Морфологическая диффренциация: мáло – наречие, мáлó – краткое прилагательное среднего рода единственного числа. Стилистическая дифференциация: серебрó – сéребро, чéстный – честнóй, слýжащий – служáщий.
Ударение может быть единственным и не единственным различителем словоформ (руки′ – рýки, áтлас – атлáс), но, даже если ударение не единственный различитель словоформ (атлас – атлас), это основной различитель, так как различие в гласных обусловлено различием в месте ударения.
Ударение может выполнять также экспрессивную функцию, повышая выразительность речи, особо подчеркивая какое-либо слово: Рáз, два, три! Рáз, два, три! Функции русского словесного ударения | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ | Кульминативная функция | Смыслоразличительная (сигнификативная) функция | Стилистическая функция | Экспрессивная функция | Фонетическое объединение слова, выделение его просодического центра | Фонологическое средство: 1. В лексике различает словоформы разных слов. 2. В морфологии различает словоформы одного слова. | Средство стилистической дифференциации слов | Средство повышения выразительности речи | Дéти читáют | 1. Мýка – мукá 2. Рукú – рýки | Серебрó – сéребро | Рáз, два, три! |
Различение вариантов слов за счет места ударения Профессиональный вариант компáс, искрá | Диалектный вариант свеклá, крапивá | Разговорный вариант звóнишь, нанятá | ↓ | ↓ | ↓ | Общеупотребительный, литературный, современный, стилистически нейтральный вариант кóмпас, и′скра, свё′кла, крапи′ва, звони′шь, занятá, квартáл, краси′вее, серебрó, мýзыка, слýжащий | ↓ | ↓ | ↓ | Просторечный вариант квáртал, красивéе | Народно-поэтический вариант сéребро, шелкóвый | Устаревший вариант музы′ка, служáщий | |