Суббота, 10.12.2016, 02:09

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Функции русского словесного ударения

Основная функция ударения заключается и обеспечении цельности и отдельности слова в результате выделения его просодического (от греч. prosōdikos – касающийся ударения) центра. Функция эта носит фоне-тический характер. Для ее обозначения используется термин кульминативная функция (выделение центра слова – определение «точки его наивысшего напряжения», кульминации).

За счет разноместности и подвижности словесное ударение выполняет смыслоразличительную (сигнификативную) функцию. Эта функция носит фонологический характер.

Различая словоформы одного слова, одной парадигмы, ударение оказывается морфологическим средством, например: рýки-руки′, нóги-ноги′, сóсны-сосны′, признáюсь-признаю′сь, прóсите-проси′те, хóдите-ходи′те.

Различая словоформы разных слов, разных парадигм, ударение выступает как лексическое средство, например: мýка-мукá, зáмок-замóк, óрган-оргáн, хлóпок-хлопóк, áтлас-атлáс, пáрить-пари′ть, пи′ща-пищá. При этом могут различаться все словоформы данных парадигм (замок-замок) или только некоторые (пища-пища).

Различая словоформы разных слов при их стилистическом различии, словесное ударение выполняет стилистическую функцию, используется как стилистическое средство, например: серебрó – стилистически нейтральное слово современного русского литературного языка, сéребро – стилистически окрашенный вариант, народно поэтическое слово.

Местом ударения могут различаться следующие варианты слов:

1) общеупотребительный и профессиональный: кóмпас – компáс, шáсси – шасси′, добы′ча – дóбыча, и′скра – искрá;

2) литературный и диалектный: свё′кла – свеклá, крапи′ва – крапивá, положи′ть – полóжить;

3) стилистически нейтральный и разговорный: звони′шь – звóнишь, занятá – зáнята;

4) стилистически нейтральный и просторечный: квартáл – квáртал, краси′вее – красивéе;

5) стилистически нейтральный и народно поэтический: серебрó– сéребро, деви′ца – дéвица, шё′лковый – шелкóвый;

6) современный и устаревший: мýзыка – музы′ка, слýжащий – служáщий, и′збранный – избрáнный, клáдбище – кладби′ще.

В некоторых (немногочисленных) случаях различия в месте ударения не выполняют различительных функций: обýх – óбух, творóг – твóрог, инáче – и′наче, баржá – бáржа, пóлно – полнó. Вариантное ударение объясняется отсутствием в некоторых случаях единой нормы, взаимодействием литературного языка с диалектами, освоением иноязычных слов.

Литературный русский язык имеет тенденцию вытеснения дублетности, избавления от нее. Дублетный вариант или перестает употребляться, или становится просторечным, диалектным.

При сохранении в литературном языке двух вариантов появляется лексическая, морфологическая или стилистическая дифференциация.

Например, лексическая дифференциация: хáос – стихия, существовавшая до возникновения мира, хáóс – беспорядок; пáхнуть – издавать запах, пахнýть – повеять чем-то. Морфологическая диффренциация: мáло – наречие, мáлó – краткое прилагательное среднего рода единственного числа. Стилистическая дифференциация: серебрó – сéребро, чéстный – честнóй, слýжащий – служáщий.

Ударение может быть единственным и не единственным различителем словоформ (руки′ – рýки, áтлас – атлáс), но, даже если ударение не единственный различитель словоформ (атлас – атлас), это основной различитель, так как различие в гласных обусловлено различием в месте ударения.

Ударение может выполнять также экспрессивную функцию, повышая выразительность речи, особо подчеркивая какое-либо слово: Рáз, два, три! Рáз, два, три!

Функции русского словесного ударения
Кульминативная функция Смыслоразличительная (сигнификативная) функцияСтилистическая функцияЭкспрессивная функция
Фонетическое объединение слова, выделение его просодического центраФонологическое средство:
1. В лексике различает словоформы разных слов.
2. В морфологии различает словоформы одного слова.
Средство стилистической дифференциации словСредство повышения выразительности речи
Дéти читáют1. Мýка – мукá
2. Рукú – рýки
Серебрó – сéреброРáз, два, три!

Различение вариантов слов за счет места ударения

Профессиональный вариант
компáс, искрá
Диалектный вариант
свеклá, крапивá
Разговорный вариант
звóнишь, нанятá
Общеупотребительный, литературный, современный, стилистически нейтральный вариант
кóмпас, и′скра, свё′кла, крапи′ва, звони′шь, занятá, квартáл, краси′вее, серебрó, мýзыка, слýжащий
Просторечный вариант
квáртал, красивéе
Народно-поэтический вариант
сéребро, шелкóвый
Устаревший вариант
музы′ка, служáщий
Категория: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 252 | Теги: языкознание, студентам-филологам, фонетика русского языка, лингвистика русский язык, русская фонология | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0