С развитием торговли, с установлением государственности возникала
необходимость сделать письмо более простым, доступным все большему числу
людей.
Одно направление в упрощении письма было связано с лексикой и
возникло в китайской письменности. Для обозначения понятия стали
сочетать знаки; например, понятие "лаять" обозначалось объединением
знаков "собаки" и "рта". Такой путь сокращения количества идеограмм был
непродуктивным, так как сочетания знаков понимались с трудом и требовали
дополнительного запоминания.
Другое направление было связано с грамматикой, но оно могло
использоваться только в языках с морфемной членимостью слов. При этом
корни обозначались уже имеющимися иероглифами, а аффиксы – новыми. Но
такой способ тоже не сокращал количества идеограмм, так как и количество
корней бесконечно, и аффиксы требуют введения все новых и новых
иероглифов.
Третьим этапом в развитии письма явилась фонография, в которой графические знаки стали отражать звуковую сторону языка.
Фонография возникла у египтян и ассиро-вавилонян.
Первоначальным этапом в развитии фонографии явилось силлабическое,
или слоговое, письмо, распространенное у ассиро-вавилонян, индийцев. В
нем иероглиф обозначал слог. Графическим знаком здесь была не буква,
передающая звук (фонему), а силлабема, соответствующая слогу. Такое
письмо значительно сокращает алфавит, так как количество слогов
определяется десятками или сотнями (100-300 знаков).
Употребление письма не требует грамматических знаний. Элементы
слогового письма в русской графике используются при обозначении гласными
буквами твердости-мягкости предшествующих согласных и в употреблении
йотированных букв.
Следующим этапом фонографии являлось звуковое письмо,
распространенное у древних евреев и финикиян. Оно носило консонантный
характер: буквами обозначались согласные, а гласные обозначались
диакритическими знаками, т. е. различными надстрочными и подстрочными
знаками.
По существу, этот тип письма был переходным этапом от письма
слогового к буквенно-звуковому. Первоначально он имел характер
консонантно-слогового письма. Алфавит становится еще более экономным:
например, в арабском письме было 28 букв для согласных и несколько
надстрочных знаков для гласных. Консонантное письмо, таким образом, возникло из слогового. В слоговом
письме были разновидности: могли передаваться сочетания различных
согласных с гласными, как в японском письме кана; могли передаваться
сочетания различных согласных с опреде-ленными гласными, а для
обозначения сочетания согласных с другими гласными или без гласных
использовались надстрочные знаки, как в современном индийском письме
деванагари.
Последним, наиболее совершенным, этапом развития фонографии
является буквенно-звуковое письмо, в котором буквами стали передаваться
как согласные, так и глас-ные. Такой тип письма впервые стали
использовать греки в начале I тысячелетия до н.э.
Графические знаки, обозначающие согласные, были взяты у
финикийцев, а для обозначения гласных использовались знаки финикийских
согласных, отсутствовавших в греческом языке (финикийские согласные
алеф, хе, вав, айн соответствуют греческим гласным альфа, эпсилон,
ипсилон, омикрон); для греческих придыхательных согласных были придуманы
особые буквы (тата, фи, хи). |