Первый этап начертательного письма – пиктография, т. е. письмо
рисунками (от лат. pictus – живописный и греч. graphō – пишу).
Археологами и этнографами обнаружены образцы пиктографического письма на
стенах пещер, на скалах, камнях.
Пиктограмма представляет собой схематический рисунок определенной
жизненной ситуации (охоты, сражения, поездки и т. д.), передающий целое
сообщение, не расчлененное на слова. В пиктограмме несущественна
художественная выразительность, а важно, в какой степени рисунок
отражает значение сообщения.
Известны, например, такие пиктограммы, как "дневник"
эскимоса-охотника; в нём рассказывается об охоте человека на двух
животных, о встрече с другим охотником, с которым он на лодке перебрался
к жилищу; в пиктограмме "прошение" индейцев передано обращение к
президенту семи племен (журавля, трех куниц, медведя, морского человека и
морского кота) относительно права на рыболовство в некоторых озерах.
Обнаружены
также наскальные изображения военных походов, мирного труда,
предупреждения об опасности в горах, сделанные индейцами. Росписи в
храмах, рассказывающие о сотворении мира, о рождении, жизни и смерти
Христа, тоже являются своеобразными пиктограммами. Пиктограммы помогают
понять причины возникновения изобразительного искусства как способа
отражения действительности, передачи информации современникам и
потомкам.
В пиктографии хорошо отражается все конкретное, значительно
труднее отразить абстрактное. Переход от пиктографии к идеографии и
вызван прежде всего необходимостью передавать на письме абстрактные
понятия – любовь, дружбу, отечество и др.
В настоящее время пиктография используется как средство
наглядности (особое значение это имеет для неграмотного или
малограмотного человека, для иностранца). Пиктограммами являются рисунки
на вывесках – бублик, конфеты, сапог; некоторые дорожные знаки,
например, с изображением ножа и вилки, велосипеда; картинки в букварях, с
которыми дети знакомятся до того, как начинают читать; изображение
официанта, уборщицы и т. д. у кнопок звонков в гостиницах.
С развитием абстрактного мышления для выражения понятия возникает
идеография, т.е. письмо понятиями (от греч. idea – идея и graphō –
пишу).
Идеограмма, как и пиктограмма, в начале развития идеографии
остается таким же рисунком, поэтому часто одни и те же образцы письма
расцениваются то как пиктограммы, то как идеограммы.
Но идеограмма, в отличие от пиктограммы, обозначает не предмет,
жизненный факт, а понятие, т. е. рисунок (графический знак) становится
символом, знаком понятия. Так, например, изображение змеи как эмблемы
медицины связано не с самим животным, а с функцией исцеления,
принадлежащей змеиному яду; рисунок выступает как бы в переносном
значении. Знак начинает соотноситься со словом, поэтому идеограмма
называется также логограммой (от греч. logos – слово). |