Интонация, как было отмечено ранее, относится к суперсегментным
(надлинейным, просодическим) фонетическим средствам современного
русского литературного языка.
Интонация в широком смысле слона состоит из следующих элементов:
1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;
2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;
3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;
4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;
5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты;
6) тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны
сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений,
дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга
многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную
окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин,
женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит,
допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски
звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от
[м].
В лингвистике интонация изучалась в течение длительного времени
различными лингвистами. Предлагались разнообразные способы её записи: от
точек и чёрточек до нот. Наиболее основательные исследования интонации с
использованием инструментальных методов были произведены Е.А.
Брызгуновой.
Толчком к изучению русской интонации для Е.А. Брызгуновой
послужили занятия с иностранцами и наблюдения за ошибками иноязычных
студентов, обусловленными влиянием интонации родного языка.
В дальнейшем будет изложена интонационная теория Е.А. Брызгуновой,
которая широко используется в современной научной и учебной
лингвистической литературе.
Интонация
(от лат. intono – громко произношу) – это изменение основного тона,
интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений.
Интонация делит речевой поток на смысловые отрезки,
противопоставляет предложения по цели высказывания и разграничивает
внутри них смысловые отношения, способствует выражению эмоций.
Изучение интонации доказывает существование повествовательной,
вопросительной, ответной, перечислительной, восклицательной и других
интонаций.
В современном русском литературном языке выделяется семь типов интонационных конструкций (ИК– [и′ка′]) .
Каждая интонационная конструкция имеет центр – слог, на который
надает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое),
предцентровую и постцентровую части речевого такта (синтагмы), которые
могут и отсутствовать.
Различительными признаками ИК являются движение тона на гласном
центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве этих
характеристик в качестве различительных признаков оказываются
длительность центров ИК, усиление словесного ударения центра или смычка
голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий
перерыв звучания. |