| 
  
 Интонация, как было отмечено ранее, относится к суперсегментным 
(надлинейным, просодическим) фонетическим средствам современного 
русского литературного языка. 
  Интонация в широком смысле слона состоит из следующих элементов: 
  1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса; 
  2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов; 
  3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления; 
  4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания; 
  5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты; 
  6) тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны 
сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, 
дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга 
многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную 
окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, 
женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, 
допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски 
звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от 
[м]. 
  В лингвистике интонация изучалась в течение длительного времени 
различными лингвистами. Предлагались разнообразные способы её записи: от
 точек и чёрточек до нот. Наиболее основательные исследования интонации с
 использованием инструментальных методов были произведены Е.А. 
Брызгуновой. 
  Толчком к изучению русской интонации для Е.А. Брызгуновой 
послужили занятия с иностранцами и наблюдения за ошибками иноязычных 
студентов, обусловленными влиянием интонации родного языка. 
  В дальнейшем будет изложена интонационная теория Е.А. Брызгуновой,
 которая широко используется в современной научной и учебной 
лингвистической литературе. 
  Интонация
 (от лат. intono – громко произношу) – это изменение основного тона, 
интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. 
  Интонация делит речевой поток на смысловые отрезки, 
противопоставляет предложения по цели высказывания и разграничивает 
внутри них смысловые отношения, способствует выражению эмоций. 
  Изучение интонации доказывает существование повествовательной, 
вопросительной, ответной, перечислительной, восклицательной и других 
интонаций. 
  В современном русском литературном языке выделяется семь типов интонационных конструкций (ИК– [и′ка′]) . 
  Каждая интонационная конструкция имеет центр – слог, на который 
надает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), 
предцентровую и постцентровую части речевого такта (синтагмы), которые 
могут и отсутствовать. 
  Различительными признаками ИК являются движение тона на гласном 
центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве этих
 характеристик в качестве различительных признаков оказываются 
длительность центров ИК, усиление словесного ударения центра или смычка 
голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий 
перерыв звучания. |