«Преподаватели, судя по всему,
рассуждали примерно так же, как и Гермиона. Они
буквально завалили учеников домашними
заданиями. Да и как можно расслабиться, когда
рядом Гермиона вслух повторяет двенадцать
способов применения крови дракона или
отрабатывает технику движения волшебной
палочки». Судя по этому и некоторым другим
фрагментам из «Гарри Поттера», без домашних
заданий даже в Школе Волшебства и Чародейства не
смогли обойтись, так прочно они вошли в мировой
педагогический опыт. Но одно дело – отрабатывать
технику движения волшебной палочки или зубрить
историю магии и совсем другое – вставлять буквы
и учить три наклонения глагола или десять видов
придаточных, хотя, наверное, юные волшебники
точно так же терпеть не могли домашних заданий,
как и ученики наших обычных школ. Но, кажется,
избежать их не удается ни в реальном, ни в
фантастическом мире.
А между тем американские ученые,
глубоко исследовавшие проблему домашней работы,
пришли к парадоксальным выводам. Оказалось, что
домашние задания достигают порой обратного
результата: вместо серьезной работы по
самообразованию – бессмысленное копирование
учебников или других книг, поголовное списывание
и зубрежка. Вместо пользы – вред, вместо радости
– отчаяние.
Но пока мы читаем об этом в
педагогических журналах или монографиях, когда
это касается каких-то гипотетических учеников в
гипотетической школе, можно считать, что это не
про нас. Поэтому мы решили зайти в обычный
класс к самым обычным детям и узнать их мнение по
поводу такого привычного для них дела, как
домашнее задание.
Итак,
Мнение детей
– Как вы думаете, для чего учителя
задают домашние задания?
Самыми общительными оказались
пятиклассники, поэтому в первую очередь даем
слово им:
– Чтобы проверить нас.
– Чтобы узнать, хорошо ли мы поняли тему,
пройденную в классе.
– Чтобы мы повторили тему, если плохо поняли ее
на уроке.
– Чтобы дети не валяли дурака дома и не
отвлекались от школьной программы.
– Домашняя работа нужна, чтобы не было ошибок в
контрольной.
– А я точно не знаю, для чего учителя задают
домашние задания, но думаю, что они их задавали
всегда и будут задавать вечно.
Чувствуете афористичность детских
высказываний?
Восьмиклассники тоже захотели высказаться о
наболевшем:
– Не хотите, в один день по русскому
– сочинение, по литературе – доклад, по
математике – восемь номеров и плюс логические
задачи, по истории – два параграфа, и каждый по 20
страниц!
Но сильнее всего прозвучали слова
одной девочки из 7-го класса – настоящий крик души:
– Вяжу носок! И никак не могу
довязать. А она грозится двойку поставить!
Это – о домашнем задании по труду.
Каждый четвертый откровенно признался, что не
любит домашних заданий. Остальные с одобрением
взирали на смельчаков.
– Я не очень люблю делать домашние
задания, потому что получается, что каждый урок
длится весь день.
– Я не люблю делать уроки, потому что не всегда
успеваю. Хочу поиграть с братом, на компьютере
или с подругами, а тут домашние задания. А не
успеешь вовремя сделать – мама на тебя
накинется: «Я тебе говорила: "Учи!”. Никакого
телевизора и компьютера!». А папа придет и
добавит еще что-нибудь.
– Мне не нравятся домашние задания, потому что
это совсем не весело, а, наоборот, очень нудно и
скучно.
– А я вообще против домашних заданий. В школе
уроки, дома уроки, даже погулять некогда.
И все-таки большинство детей готовы
принять правила игры – выполнение домашних
заданий.
Им нравятся:
– Маленькие. Интересные. Необычные.
На листочках. Умные. Которые не скучно
выполнять.
Мнение учителей
Лет пятнадцать назад мне
посчастливилось побывать в знаменитой
Яснозоренской школе педагога-новатора Михаила
Петровича Щетинина. Он тогда работал на Украине,
в Кировоградской области, а мы жили недалеко. В
одной из бесед Михаил Петрович сказал
неожиданную вещь: «Какое счастье, что у меня
только пять талантливых педагогов из 20! Какое
счастье!». Парадокс? Отнюдь нет. Потому что самые
сильные, самые творческие учителя порой требуют
от ребят невозможного и больше всего задают на
дом.
В школе Щетинина учили без домашних заданий
(исключением была только литература). Правда, это
нравилось не всем ученикам, не говоря уже об
учителях и родителях. Опыт педагога-новатора (я
говорю о домашних заданиях) что-то не прижился.
Все учителя понимают, что научить грамотно
писать (решать задачи, работать с картой, чертить
чертежи) без ежедневной тренировки невозможно.
Но обязательно ли тренироваться именно после
уроков, дома?
Учителя, как и дети, не едины в своем
отношении к домашним заданиям. Многие уверены,
что ученики и так ничего не делают и нечего их
жалеть. Пусть учатся! Пусть делают как можно
больше и дольше! Не поняли на уроке –
доразберутся дома. Мало писали в классе – зато
много напишут потом.
Правда, некоторые сомнения при этом возникают. Мы
не можем руководить домашними процессами, и нам
неизвестно, о чем думает человек, сидя за своим
письменным столом и покрывая, нередко с
отвращением, своими каракульками тетрадные
страницы. Действительно ли он приобретает
полезные навыки, проверяет написанное,
обращается к словарям, перечитывает правила? Мы
знаем, что часто бывает совсем наоборот:
переписав упражнение из учебника в тетрадь, дети
считают главную работу выполненной и уже не
вспоминают о том, какую тему изучали на уроке, что
именно надо было повторить и закрепить. Если вы
спросите: «Кто не сделал домашнее задание?» – ни
за что не поднимет руку тот, кто ничего не
подчеркнул и не разобрал, а просто списал что-то в
тетрадь из учебника. Потому что он уверен, что уже
потрудился. Можно подумать, что с помощью
домашних заданий мы вырабатываем у детей
«привычку к труду благородную». Но бессмысленная
работа не прибавляет любви к предмету.
Другие (и мы в их числе) считают: к детям
следует относиться милосерднее и загружать их
скучными и тяжелыми домашними заданиями без
нужды не стоит. Но так нелегко решить, есть ли
нужда в каждом конкретном случае. А вдруг из-за
нашего свободомыслия нарушатся какие-то важные
психологические и воспитательные процессы? И
потом – не лучше ли подстраховаться? Ученик,
которому много задано, вряд ли сделает все
одинаково добросовестно, и у нас почти всегда
остается возможность его упрекнуть. Мы можем об
этом не задумываться, но бывает, что большим
домашним заданием мы снимаем с себя
ответственность за недостаточную четкость
объяснений, за плохую организацию работы в
классе. Поставить двойку за новый материал в день
объяснения мы, пожалуй, не решимся, а в начале
урока на следующий день – пожалуйста: «Ведь было
же задано! Не выучил – и вот результат!».
Так задавать или не задавать? И если
задавать, то что? Очень надеемся, дорогие коллеги,
что вы примете участие в обсуждении этой
серьезной проблемы.
Вот наше мнение: если уж без домашних
заданий обойтись нельзя, то можно хотя бы отчасти
предотвратить отрицательные последствия
перегрузки учащихся. Советуем следовать
нескольким довольно простым правилам.
Первое. Прежде всего научим
школьников выполнять домашнюю работу по нашему
предмету. Пусть на это уйдет вся первая четверть
(особенно в пятом), но такое обучение с лихвой
окупится в последующие годы.
Второе. Согласимся с пожеланиями
учеников и будем наряду с традиционными,
привычно скучными – без этого никуда не деться –
упражнениями задавать и «маленькие.
Интересные. Необычные. На листочках. Умные».
(Для справки: в книге В.А. Сидоренкова
«Углубленное изучение русского языка» (М., 1996)
много страниц посвящено именно проблеме
домашней работы учащихся. Там же предлагаются
различные «нетрадиционные» виды домашних
заданий по каждой теме: составление словарей,
наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов,
кроссвордов, творческих работ). У каждого учителя
в запасниках есть свои варианты подобных
заданий, и читатели «Русского языка» не раз
делились с коллегами своими находками (надеемся,
будут делиться и впредь).
Третье. Стоит разным учащимся по
возможности предлагать разные домашние задания.
И, наконец, там, где можно обойтись без
домашних заданий, давайте обойдемся без них. Это
правило в игре под названием «домашние задания»
остается главным.
|