Понедельник, 17.06.2024, 13:32


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Зачем нужны домашние задания

«Преподаватели, судя по всему, рассуждали примерно так же, как и Гермиона. Они буквально завалили учеников домашними заданиями. Да и как можно расслабиться, когда рядом Гермиона вслух повторяет двенадцать способов применения крови дракона или отрабатывает технику движения волшебной палочки». Судя по этому и некоторым другим фрагментам из «Гарри Поттера», без домашних заданий даже в Школе Волшебства и Чародейства не смогли обойтись, так прочно они вошли в мировой педагогический опыт. Но одно дело – отрабатывать технику движения волшебной палочки или зубрить историю магии и совсем другое – вставлять буквы и учить три наклонения глагола или десять видов придаточных, хотя, наверное, юные волшебники точно так же терпеть не могли домашних заданий, как и ученики наших обычных школ. Но, кажется, избежать их не удается ни в реальном, ни в фантастическом мире.

А между тем американские ученые, глубоко исследовавшие проблему домашней работы, пришли к парадоксальным выводам. Оказалось, что домашние задания достигают порой обратного результата: вместо серьезной работы по самообразованию – бессмысленное копирование учебников или других книг, поголовное списывание и зубрежка. Вместо пользы – вред, вместо радости – отчаяние.

Но пока мы читаем об этом в педагогических журналах или монографиях, когда это касается каких-то гипотетических учеников в гипотетической школе, можно считать, что это не про нас. Поэтому мы решили зайти в обычный класс к самым обычным детям и узнать их мнение по поводу такого привычного для них дела, как домашнее задание.

Итак,

Мнение детей

– Как вы думаете, для чего учителя задают домашние задания?

Самыми общительными оказались пятиклассники, поэтому в первую очередь даем слово им:

– Чтобы проверить нас.
– Чтобы узнать, хорошо ли мы поняли тему, пройденную в классе.
– Чтобы мы повторили тему, если плохо поняли ее на уроке.
– Чтобы дети не валяли дурака дома и не отвлекались от школьной программы.
– Домашняя работа нужна, чтобы не было ошибок в контрольной.
– А я точно не знаю, для чего учителя задают домашние задания, но думаю, что они их задавали всегда и будут задавать вечно.

Чувствуете афористичность детских высказываний?
Восьмиклассники тоже захотели высказаться о наболевшем:

Не хотите, в один день по русскому – сочинение, по литературе – доклад, по математике – восемь номеров и плюс логические задачи, по истории – два параграфа, и каждый по 20 страниц!

Но сильнее всего прозвучали слова одной девочки из 7-го класса – настоящий крик души:

Вяжу носок! И никак не могу довязать. А она грозится двойку поставить!

Это – о домашнем задании по труду.
Каждый четвертый откровенно признался, что не любит домашних заданий. Остальные с одобрением взирали на смельчаков.

– Я не очень люблю делать домашние задания, потому что получается, что каждый урок длится весь день.
– Я не люблю делать уроки, потому что не всегда успеваю. Хочу поиграть с братом, на компьютере или с подругами, а тут домашние задания. А не успеешь вовремя сделать – мама на тебя накинется: «Я тебе говорила: "Учи!”. Никакого телевизора и компьютера!». А папа придет и добавит еще что-нибудь.
– Мне не нравятся домашние задания, потому что это совсем не весело, а, наоборот, очень нудно и скучно.
– А я вообще против домашних заданий. В школе уроки, дома уроки, даже погулять некогда.

И все-таки большинство детей готовы принять правила игры – выполнение домашних заданий.
Им нравятся:

Маленькие. Интересные. Необычные. На листочках. Умные. Которые не скучно выполнять.

Мнение учителей

Лет пятнадцать назад мне посчастливилось побывать в знаменитой Яснозоренской школе педагога-новатора Михаила Петровича Щетинина. Он тогда работал на Украине, в Кировоградской области, а мы жили недалеко. В одной из бесед Михаил Петрович сказал неожиданную вещь: «Какое счастье, что у меня только пять талантливых педагогов из 20! Какое счастье!». Парадокс? Отнюдь нет. Потому что самые сильные, самые творческие учителя порой требуют от ребят невозможного и больше всего задают на дом.
В школе Щетинина учили без домашних заданий (исключением была только литература). Правда, это нравилось не всем ученикам, не говоря уже об учителях и родителях. Опыт педагога-новатора (я говорю о домашних заданиях) что-то не прижился.
Все учителя понимают, что научить грамотно писать (решать задачи, работать с картой, чертить чертежи) без ежедневной тренировки невозможно. Но обязательно ли тренироваться именно после уроков, дома?

Учителя, как и дети, не едины в своем отношении к домашним заданиям. Многие уверены, что ученики и так ничего не делают и нечего их жалеть. Пусть учатся! Пусть делают как можно больше и дольше! Не поняли на уроке – доразберутся дома. Мало писали в классе – зато много напишут потом.
Правда, некоторые сомнения при этом возникают. Мы не можем руководить домашними процессами, и нам неизвестно, о чем думает человек, сидя за своим письменным столом и покрывая, нередко с отвращением, своими каракульками тетрадные страницы. Действительно ли он приобретает полезные навыки, проверяет написанное, обращается к словарям, перечитывает правила? Мы знаем, что часто бывает совсем наоборот: переписав упражнение из учебника в тетрадь, дети считают главную работу выполненной и уже не вспоминают о том, какую тему изучали на уроке, что именно надо было повторить и закрепить. Если вы спросите: «Кто не сделал домашнее задание?» – ни за что не поднимет руку тот, кто ничего не подчеркнул и не разобрал, а просто списал что-то в тетрадь из учебника. Потому что он уверен, что уже потрудился. Можно подумать, что с помощью домашних заданий мы вырабатываем у детей «привычку к труду благородную». Но бессмысленная работа не прибавляет любви к предмету.

Другие (и мы в их числе) считают: к детям следует относиться милосерднее и загружать их скучными и тяжелыми домашними заданиями без нужды не стоит. Но так нелегко решить, есть ли нужда в каждом конкретном случае. А вдруг из-за нашего свободомыслия нарушатся какие-то важные психологические и воспитательные процессы? И потом – не лучше ли подстраховаться? Ученик, которому много задано, вряд ли сделает все одинаково добросовестно, и у нас почти всегда остается возможность его упрекнуть. Мы можем об этом не задумываться, но бывает, что большим домашним заданием мы снимаем с себя ответственность за недостаточную четкость объяснений, за плохую организацию работы в классе. Поставить двойку за новый материал в день объяснения мы, пожалуй, не решимся, а в начале урока на следующий день – пожалуйста: «Ведь было же задано! Не выучил – и вот результат!».

Так задавать или не задавать? И если задавать, то что? Очень надеемся, дорогие коллеги, что вы примете участие в обсуждении этой серьезной проблемы.

Вот наше мнение: если уж без домашних заданий обойтись нельзя, то можно хотя бы отчасти предотвратить отрицательные последствия перегрузки учащихся. Советуем следовать нескольким довольно простым правилам.

  • Первое. Прежде всего научим школьников выполнять домашнюю работу по нашему предмету. Пусть на это уйдет вся первая четверть (особенно в пятом), но такое обучение с лихвой окупится в последующие годы.

  • Второе. Согласимся с пожеланиями учеников и будем наряду с традиционными, привычно скучными – без этого никуда не деться – упражнениями задавать и «маленькие. Интересные. Необычные. На листочках. Умные». (Для справки: в книге В.А. Сидоренкова «Углубленное изучение русского языка» (М., 1996) много страниц посвящено именно проблеме домашней работы учащихся. Там же предлагаются различные «нетрадиционные» виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, кроссвордов, творческих работ). У каждого учителя в запасниках есть свои варианты подобных заданий, и читатели «Русского языка» не раз делились с коллегами своими находками (надеемся, будут делиться и впредь).

  • Третье. Стоит разным учащимся по возможности предлагать разные домашние задания.

  • И, наконец, там, где можно обойтись без домашних заданий, давайте обойдемся без них. Это правило в игре под названием «домашние задания» остается главным.

Категория: ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА | Добавил: admin (16.06.2012)
Просмотров: 3460 | Теги: доклад на МО учителей русского язык, доклад на семинаре, доклад учителя-словесника, доклад на педсовете | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0