Тренинг – обучающая игра на уроках русского языка,
способствующая формированию навыков коммуникативного общения, развитию
творческого воображения, связной устной и письменной речи учащихся.
Виды тренингов: фонетические, лексические, синтаксические
– позволяют осуществлять мониторинг формирования у учеников понятий,
представлений в тех или иных жизненных ситуациях. Тренинги учат сопоставлять,
анализировать, делать выводы, они включены в тематические блоки языкового материала
и отдельные уроки речевой деятельности. Особую популярность у детей приобрели
тренинги воссоздающего воображения, например: зрительные – увидеть уходящую
зиму; слуховые – услышать шум дождя; визуальные, тактильные – ощутить наощупь
колосок ржи, арбуз.
I. Тренинг ассоциативного мышления
1. Составьте ассоциативный ряд со словом.
2. Выполните анализ ассоциативных рядов: слово – понятие,
слово – метафора – золотые руки, золотые волосы, золотая пора.
3. Опишите свои ассоциации, связанные со словом-понятием.
II. Тренинги
воссоздающего воображения.
Визуального (зрительного).
Задание:
Опишите так, чтобы читатели (слушатели) «увидели»…
(цветущее дерево, закат и т.д.).
Образец ответа
ЦВЕТУЩЕЕ ДЕРЕВО
Издалека видно пятно разной цветовой гаммы. Преобладают
цвета: белый, зеленый, желто-красный. Но больше зеленого и белого. Подойду
поближе. Видны гладкие, спелые завязи плодов, из них вырастут яблоки с румяным
бочком, так и хочется почувствовать уже сейчас сладковато-кислый вкус сочной
мякоти. Ветви высокие, широко раскинулись. Внизу под ветвистой яблоней лежит
густая тень.
Слухового.
Задание 1:
Опишите так, чтобы читатели (слушатели) «услышали»… (шум
падающего дождя, падающего листа, полет стрекозы, парада и т.д.), используя
прием звукозаписи.
Образец ответа
ШУМ ПАДАЮЩЕГО
ДОЖДЯ
Блестящие капли, как слезы радости, закапали быстро,
безудержно. При ударе о землю они издают звук, напоминающий звон стекла при
ударе бокалов друг о друга. Кап-кап, дзень-дзень, хлоп-хлоп. Монотонный звук,
ритмичный, иногда усиливающийся, но сразу затихающий и опять с равными
промежутками: тук- тук- тук- тук.
Задание 2:
Создайте эвфонический пейзаж («У моря», «В пустыне» и
т.д.)
Образец ответа
У МОРЯ
Волна лениво набегает на берег, падает с шумом, пенясь на
скалы. За ней – другая, наползает на первую, шипит, злится: «Зз- закрою,
з-закрою, --залезай в пещеру». А третья шипит: «Не ш-шумите, тише-ша, не
шуршите». Четвертая бормочет: «Бр-бр, холодно, бросьте, не бродите, берите меня
с собой». Все вместе потом дружно отступают назад, в море, давая дорогу другим.
Тактильного (осязательного).
Задание:
Опишите так, чтобы читатели (слушатели) ощутили (наощупь)
колосок ржи, арбуз, кирпич и т.д.
Образец ответа
КОЛОСОК РЖИ
Что-то шершавое, колючее коснулось моих пальцев. Сразу
больно, потом пальцы привыкли к острому ощущению, поползли вверх по колоску.
Зернышки упрятаны в тугие плотные мешочки, но такие тонкие, что чувствуешь
каждое зернышко. Всех их 16 штук. Колючие усики на конце каждого мешочка
напоминают маленькую кисточку для краски, помазок, а щетинки – щеточку для
бритья. Содержит колосок 16 зернышек, тонких, но стебелек упругий.
Чувственного (обонятельного).
Задание:
Опишите так, чтобы читатели (слушатели) почувствовали
запах сырой земли, сирени, свежеиспеченного хлеба, свежескошенного сена и т.д.
Образец ответа
ЗАПАХ СЫРОЙ ЗЕМЛИ
Слышу запах, похожий на запах прелости, смешанный со
свежим запахом только что натертого на терке сырого картофеля. Густой,
напоенный запахом свежей травы, благоухающих цветов.
II. Тренинг ассоциативного мышления
Задание 1:
Составьте ассоциативный ряд со словом (детство, весна и
т.д.)
Образец ответа
ДЕТСТВО
Колыбель, слюнявчик, ребенок, игрушка, велосипед,
веселье, первый шаг, первое слово, первое сентября, подружка, бабушка, ее
пироги.
Задание 2:
Выполните анализ ассоциативных рядов: голос-музыка-песня.
Образец ответа
Голос
Музыка Песня
Чарующий мужской симфоническая
лирическая народная патриотическая
Великолепный женский народная громкая лирическая
историческая
Высокий низкий тихая звонкая хоровая
плясовая |