1. Традиционная форма работы над ошибками
Даем, например, задание классу: найдите среди
ошибок слова с орфограммой «Безударная гласная в
корне» («Непроизносимая согласная в корне»,
«Буквы и, у, а после шипящих» и т.п.).
Вспомните правило.
Затем ошибки исправляются, подбираются
проверочные слова, обозначаются графически
условия выбора орфограммы, подбираются
аналогичные слова. Устно (или письменно)
составляется словосочетание или предложение со
словом, в котором была допущена ошибка. Такая
работа проводится по исправлению типичных
ошибок.
Вот другой вариант этой же работы.
На доске группами выписаны слова с
пропущенными буквами. Ученики определяют вид
орфограмм. А затем – все остальные, так же как и в
предыдущей работе.
Эта работа ведется по отработанной схеме:
I. Орфографические ошибки.
1. Деревья – дерево. Задеревенеть, деревянный.
Мы укрылись от солнца в тени густых деревьев.
2. Праздник – празден. Праздновать,
праздничный.
Есть просто праздники, а есть еще праздники
души.
II. Пунктуационные ошибки.
Ты слышал шум леса? (вопр.)
III. Речевые ошибки (в творческих работах).
Их веселый гомон раздавался отовсюду.
(Вместо местоимения их было употреблено ихний.)
2. Нетрадиционная форма работы над ошибками
Признаемся, что такая работа одинаково
неинтересна и ученикам, и учителю. Все с
нетерпением дожидаются звонка (заметьте:
учитель – в первую очередь), даже если работа
не доведена до конца. (Отчаявшийся к концу урока
учитель дает эту работу на дом.)
Чтобы так не случилось, есть десятки способов
эту работу сделать живой, интересной. Мало того,
закрепить (или даже заново выучить)
подзабытые правила.
Вообще-то первым этапом работы над
ошибками является работа по предупреждению
этих самых ошибок. Так как основная масса
ошибок – на правописание безударной гласной в
корне (в национальной школе это настоящий бич),
то я провожу большую словарную работу. Она очень
обширная. Ведь не может же работа над ошибками
свалиться с неба. Она должна быть в логической
связи с тем, что мы вообще делаем на уроке.
Всем известны словарные слова. Их не проверить,
не объяснить. Но… не всегда. Тут на помощь
приходит такой интересный раздел языкознания,
как этимология. И орфограммы проверяются
историческими или заимствованными корнями (смородина
– смород, великолепный – вель). Причем
исторический или заимствованный корень
обозначается пунктирной дугой. Такая работа
вносит некоторое оживление, т.к. дети
соприкасаются с историей языка.
Другой прием. В русском языке много слов с
корнями, которые в чистом виде не употребляются и
обнаруживаются лишь в словарных гнездах. Это
такие корни, как -да-, -бав- (-бавл-), -мен-, -раз-
(-раж-) и другие. Если в слове с одним из таких
корней допущена ошибка, устраиваем аукцион «Кто
больше?». Детям почему-то особенно не нравится
корень -раз- (-раж-). Но ведь столько
«замечательных» проверочных слов к нему: зараза,
заразный, зараз (дам промеж глаз), ну и,
конечно, попроще подбираются слова: подражать,
поражение, поразить, выражение, выразить и т.д.
Как видим, работа над ошибками стала еще
интересней.
С некоторыми корнями, в которых учащиеся упорно
допускают ошибки, проводим еще такую работу.
Корень -стой- и -ста-. Здесь вечная
неразбериха, не помогает даже «йот» после о.
Мы попробовали сконструировать предложения, в
которых все слова должны быть с этим корнем. Стоян
у стойки стоит стойко, пока настоится
застоявшаяся настойка во время перестройки
около пристройки. Второе предложение выглядит
так: Становой остановился у остановки, чтобы
приостановить станок. Предложения
бессмысленны? Что вы? В них есть смысл – корень стой – о,
ста – а.
Вот еще некоторые приемы в работе над ошибками.
Они вам известны.
Допущена ошибка на орфограмму «Буква ь на
конце глаголов после шипящих».
Вспомним правило. Теперь запишем как можно
больше пословиц, поговорок с глаголами на
шипящую.
Поспешишь – людей насмешишь» (2-е л. ед.
ч.), поэтому два получил; семь раз отмерь, один
раз отрежь (пов. накл.), а ты сразу в тетрадь
пишешь, а теперь приходится воду в ступе толочь
(н.ф.). Запись пословиц, поговорок, сопровождаемая
такими «доброжелательными» комментариями,
запоминается. Написание орфограмм
отслеживается.
С ошибками на орфограмму «О – Е в
суффиксах и окончаниях существительных и
прилагательных» можно поработать так. Дети
вспомнят правило. Затем учитель предлагает: кто
больше запишет слов с суффиксом -онок-
после шипящих? А кто больше – с суффиксом -ек-?
После такой постановки вопроса, такого точного
задания трудно написать их неправильно.
Не отказывайтесь от таких заданий:
1. Со словами, в которых допущены ошибки (5–7
слов), составьте кроссворд. Эта работа чем
полезна? Дома ребята поработают с толковыми
словарями. Там они увидят, сколько и какие
значения имеют эти слова, как они пишутся, как
употребляются в речи. Вот вам и работа по
развитию речи!
2. С 1–2 словами составьте шарады. Здесь
ребята просто обречены рассмотреть каждую букву
в слове, чтобы вычленить приставку, суффикс, а
может быть, и целое слово.
Например: 1-й слог – приставка;
2-й слог – числительное;
3-й слог – у глагола 2-го спр. ед. ч. 2-го л.;
все слово – глагол (выстоишь).
3. Можно поиграть в буриме. Рифмы и стихи
получаются неожиданные, смешные. Но орфограммы
запоминаются.
Например, суффиксы -ева-, -ова-.
Намалевать – обуревать, одолевать,
заночевать.
Беседовать – патентовать.
Не Пушкин, конечно, но у детей кое-что
получилось.
В тетради просто малевать,
Но вот начнут сомнения одолевать:
Нельзя ошибки патентовать!
Придется в школе ночевать,
В тетради чтоб не малевать!
Не остаются без внимания и пунктуационные
ошибки. Но прежде сделаем небольшое отступление.
Современный русский язык значительно
пополнился заимствованными и новыми словами.
Изменился ритм жизни. Он стал стремительнее. Все
это нашло отражение в чем бы вы думали? Конечно
же, в работе над ошибками!
Итак, пунктуация. Обращение. Вспомнили правило
постановки знаков препинания. Исправили ошибку.
Предлагаю привести аналогичный пример: напишите
эсэмэску маме (представьте: вы студент). Они сразу
пишут: «Мама! Пришли деньги!». Спрашиваю: зачем же
восклицательный? Ответ: смех в зале, так это же
студенты пишут! Другая эсэмэска уже с запятой:
«Настенька, давай сегодня встретимся». Мы тут с
вами лишние.
Расставим знаки в бессоюзных предложениях. «Радуйся
– по русскому ничего не задали!», «Не урок –
скука! Сходим в кафешку?» Это тоже эсэмэски.
Знаки препинания при междометиях:
«Ура! Каникулы! Свобода нас примет радостно у
выхода!» (бедный Пушкин!) или: «Йес! Училка
заболела!».
Стремительный ритм жизни сказывается и на
возникновении новых слов. Словотворчество –
одно из любимых занятий во время работы над
ошибками.
В одном из последних диктантов почти половину
6-го класса поразил какой-то неизвестный вирус:
написали разгодать вместо разгадать.
Проверочное слово разгa'дка не помогло. В
диктанте «По следам моих ошибок» вновь 5 человек
написали о в корне. Тогда я попросила
образовать как можно больше слов с этим корнем
бессуффиксальным способом (способом, который
очень популярен в молодежной среде, особенно в
эсэмэсках). Вот что получилось: разгад, угад,
погад, нагад, отгад, пригад. Вроде
нелитературный стиль, но «деловой». Буква а хорошо
запомнилась.
Такое не совсем литературное словотворчество
помогло еще в одном случае. Некоторые ученики
написали землятресение. Мы, конечно,
все исправили, объяснили. Предчувствуя, что вирус
все-таки остался, я сразу предложила составить
как можно больше сложных слов со словом трясение,
выделяя при этом букву я.
Умопотрясение, основопотрясение,
горепотрясение, ошибкопотрясение,
новопотрясение.
Шутки шутками, но сколько проявилось
находчивости, умения владеть словом!
Часто ученики допускают ошибки в словах,
образованных от неизменяемых слов, вроде слова сегодняшний.
Традиционно его пишут через е вместо я.
Мы рассмотрели словообразовательный процесс: сегодняшний
– сегодня, подобрали подобный пример: вчерашний
– вчера. Но это не произвело никакого
впечатления. Записали так записали. Тогда я
прошу: составьте подобные слова от благодаря,
несмотря, спустя (рукава). Это заинтриговало,
вызвало оживление. Результат: благодарящий,
несмотрящий, впередсмотрящий, спустярукавичный.
Во всех словах сохранили суффикс -я. Надеюсь,
что он сохранится в будущем и в слове сегодняшний.
Работа над ошибками не самоцель и не игра в
слова. Это серьезная творческая работа,
требующая определенных знаний и умений, а также
выдумки и фантазии. Определенное место в ней
занимает и работа над развитием речи. Я имею в
виду не только работу над конструированием
предложений, замену неудачно употребленных слов
и т.п. Это само собой разумеется. О чем речь, вы
сейчас поймете.
Один ученик умудрился написать сабока
вместо собака. В своей работе эти ошибки он
повторил затем еще раз. Все равно забывал, как
правильно пишется. Он как-то обмолвился, что устал
как собака. Класс подхватил: нужна нам твоя
собака, как пятая нога собаке, Азамат живет с
собакой как кошка с собакой, что на этой собаке он
собаку съел (и уже, наверное, не одну, смеялись
ребята). Вот где собака зарыта. Теперь на
Азамата всех собак будем вешать и даже псу
под хвост ничего не оставим.
От такого обилия «собак» Азамат наконец стал
писать, как все: собака. И так можно работать
над ошибкой: с шуткой, со смехом, но – серьезно.
Иногда бесполезными остаются все методы и
приемы работы над ошибками. Так было с написанием
-тся-, -ться- в глаголах. Какой-то массовый
психоз был связан с этой орфограммой. Клин клином
вышибают. На этот массовый психоз я предприняла
тоже психическую атаку. На любом уроке, на
перемене, на классном часе, где в речи
встречались слова с этой орфограммой, я
спрашивала, на какой вопрос отвечает этот глагол,
что вы напишете: -тся- или -ться-?
Все-таки я взяла верх. Перестали писать -ца.
Можно, оказывается, и так работать над ошибками.
Оживляет работу над ошибками, активизирует
внимание учащихся и добрая улыбка при
классификации слов с ошибками. Это можно сделать
так.
I. Проверьте! (Орф. 1–4)
II. Объясните! (Почти все остальные орфограммы)
III. Запомните! (Орф. 2)
IV. Не пойму! (Слова с изученными орфограммами)
V. Этот нерусский русский! (Грамматические
ошибки)
VI. «Казнить нельзя помиловать» (пунктуационные
ошибки)
Утомительная работа получает эмоциональную
поддержку. В конечном счете и это работает на
результативность.
3. Межпредметная связь в работе над ошибками
Добиться грамотного письма и правильной
русской речи только за счет уроков русского
языка практически невозможно. Поэтому очень
важна межпредметная связь. Со значением,
правописанием слов учащиеся знакомятся на
уроках математики, истории, географии, биологии.
В тетрадях по этим предметам ведется среди
прочего и словарная работа. А на уроках
обществознания часто пишут сочинения. Знания по
этим дисциплинам часто помогают в работе над
ошибками. Например, слово квадрат дети
проверили латинским словом квадра, с которым
познакомились на математике. Слова с корнем гео-
объясняли с точки зрения их образования.
4. Этапы обучения работе над ошибками
Как видим, работа над ошибками – творческая
работа, требующая многих умений и навыков. Умения
эти и навыки приобретаются в процессе поэтапного
обучения.
I этап. Первоначальное обучение начинается
с работы над ошибками в рабочих тетрадях. Слова с
допущенными ошибками я выписываю красной пастой,
подчеркиваю неправильно написанную букву.
Ученик выписывает данное слово до конца строки,
обязательно подчеркивая ту же букву.
II этап. То же в рабочих тетрадях. Выписываю
слова с пропущенной орфограммой. Ученик должен в
упражнении найти это слово и вставить нужную
букву, а затем это слово выписать до конца строки,
обязательно подчеркивая вставленную букву: уг_дал.
III этап. Работа несколько усложняется. После
слов с пропущенными буквами ставлю тире. Значит,
это слово нужно проверить, т.е. подобрать к нему
проверочное. А если после слова стоит запятая,
это – словарное слово, надо просто выписать его
до конца строки.
Л_сник –
П_рад, …
IV этап. Я выписываю слова с пропущенными
буквами. Ученик вставляет букву, подбирает
проверочное, тут же записывает два однокоренных
слова или же два слова на ту же орфограмму,
указывает и обозначает орфограмму.
Лесник – лес, подлесок, лесовик.
Орфограмма: проверяемая безударная корня.
В рощу, в гущу, в чащу.
Орфограмма: и, у, а после шипящих.
Только после IV этапа начинается работа над
ошибками в контрольных и творческих тетрадях. До
тех пор все ошибки исправлялись и записывались в
рабочие тетради и в словари в графу «Мои ошибки».
С пунктуационными ошибками и речевыми такой
поэтапной работы не ведется. Ребята сразу учатся
графически и устно объяснять постановку знаков
препинания и правильно перестраивать
предложения.
5. Контроль над усвоением материала работ над
ошибками
Работа над ошибками не самоцель. Исправлением
ошибок, повторением правил это не заканчивается.
На материале слов, в которых были допущены ошибки
пишутся диктанты «По следам моих ошибок»,
изготавливаются карточки с заданиями типа:
раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы,
обозначить, в какой части слова пропущена буква,
обозначить орфограмму и т.п.
А в 6-м классе я практикую работу со
специальными карточками «Мои ошибки», куда
записываются слова, в которых были допущены
ошибки, с пропуском букв. Периодически дети
работают с этими словами, переписывая их в
тетради и при этом вставляя пропущенные буквы.
6. Инновационные формы работы над ошибками
Все виды работ над ошибками, перечисленные
мною, видимо, покажутся интересными. Но у них один
существенный недостаток: они рассчитаны на
запоминание отдельных слов. Отсюда достаточно
низкий уровень эффективности, а значит,
грамотности. Ведь запомнить, как пишутся все
слова (а их около 120 000) практически невозможно.
Что делать? Не прятаться же за общие формулы («они
мало читают»), не рассуждать о «врожденной
грамотности», не ругать министерство («опять
количество часов сократили»!). |