«Я не принадлежу к числу тех, кто с пренебрежением
относится к биографическим подробностям; личность писателя помогает нам
понять его книги, так же как книги помогают нам понять его личность».
Это правильная позиция. Она выражена в книге литературоведа В. Лакшина
«Толстой и Чехов» (В. Лакшин. «Толстой и Чехов», М., «Советский
писатель», 1963).
«Биографические подробности» - это всегда
краеведение, ибо писатель в своем сложном социальном опыте связан
многочисленными отношениями с явлениями местной жизни, местной природы,
местной истории. И тот, кто пренебрегает этими отношениями, обедняет
личность писателя, отрывает ее от питательной почвы, от живой и
конкретной человеческой действительности.
Мы хотим здесь показать значение биографических
подробностей на примере изучения биографии Антона Павловича, которым
занимается музей истории школы его имени. Этот музей - учреждение
учебно-воспитательное, культурно-просветительное и в известной мере
исследовательское; у него есть свои находки и даже открытия. Главное
достоинство музея в интересующем нас плане состоит в том, что он
соединяет школу с литературным краеведением, приобщает учащихся к
научным исследованиям, развивает познавательные и творческие способности
школьников.
Известный советский краевед П. В. Иванов правильно
считает, что «краеведческий материал вообще может облегчить понимание
учащимися научных положений и делать объяснение их и усвоение более
доступным. Но это не главное в проблеме связи обучения с краеведением.
Главное заключается в том, чтобы было познавательное и практическое
краеведение с применением учащимися знаний основ наук и умений и этих
целях» («Педагогические основы школьного краеведения», Петрозаводск,
1966, стр. 25). А этим целям, как известно, лучше всего служит школьный
краеведческий музей. По очень меткому определению другого советского
краеведа-методиста А. Ф. Родина, значение школьных краеведческих музеев -
не только в обогащении учащихся знаниями о своем родном крае, но и в
раскрытии идей гори помощи вещей, экспонируемых в музеях» (А. Ф. Родин.
История родного города. Изд. АПН РСФСР, М., 1955, стр. 148).
В нашем музее много творчества учителей и учащихся.
Здесь осуществляется весь комплекс форм и методов внеклассной
краеведческой работы (уроки, лекции, беседы, экскурсии, встречи, сборы,
собрания, конференции, кружки и т. д.). Музейно-краеведческая работа,
осуществляемая нами, обеспечивает более конкретное понимание общенаучных
положений, учит видеть в единичном общее, устанавливать связи явлений,
воспитывает интерес к науке.
Музей истории школы имениА. П. Чехова, которым мы
руководим, приобрел значение центрального школьного учреждения
патриотического воспитания. Он стал сокровищницей истории школы,
собирателем, хранителем и организатором школьных традиций,
воспитательной работы на их основе, творческой лабораторией учителей и
учащихся.
Практическая работа юных краеведов организуется с
учетом их возрастных особенностей, интересов и склонностей,
организаторских навыков. Экспедиции подростков в прошлое, настоящее и
будущее родной школы и города давно уже оправдали себя как форма
организации коллективной познавательной деятельности учащихся,
объединенных музеем на основе общей цели, общих задач и интересов.
В музее работает краеведческий кружок, группа
лекторов-экскурсоводов и литературная группа. По заданиям музея
действуют отряды красных следопытов.
Деятельность музея развивается по трем основным
направлениям: изучается история родной школы, история родного города и
таганрогский период в жизни Антона Павловича Чехова.
Какой же опыт накопил школьный краеведческий музей в деле изучения жизненных связей Чехова с его родным городом?
Изучая детство и школьные годы великого писателя, мы
обратили 'внимание на то, что годы учения Чехова - это не только
обучение в классической гимназии, которой обычно ограничиваются
некоторые биографы. Найденные нами документы и записанные воспоминания
школьных друзей и земляков Чехова говорят о существовании определенной
системы, в которую объективно сложилось обучение и воспитание будущего
писателя. Эта система складывалась из следующих звеньев:
1) дошкольное воспитание в семье под руководством
матери - педагога по призванию. Евгения Яковлевна, по свидетельству
Михаила Павловича Чехова, научила маленького Антошу читать, писать и
считать. Она подготовила сына к школьной жизни;
2) начальное обучение в церковно-приходском училище таганрогского греческого мещанского общества;
3) общее среднее образование в классической гимназии;
4) трудовое обучение в ремесленных классах (курсах);
5) эстетическое воспитание в танцевальных классах.
Каждое из этих учебных заведений сыграло свою
определенную роль в жизни писателя, оставило в его душе и памяти след.
Греческое училище жестоко столкнуло маленького Антошу с уродливыми
сторонами общественной жизни. Ремесленные классы познакомили с людьми
труда и дополнили семейное трудовое воспитание мальчика, расширили круг
его жизненных впечатлений. Танцевальные классы, где в атмосфере музыки
культивировалась пластика тела, на известном этапе удовлетворяли
потребность подростка во всестороннем развитии и тоже дополняли семейное
эстетическое воспитание.
Следовательно, при рассмотрении школьной биографии
Чехова следует говорить не только о гимназии, которая, конечно, была
основным учебным заведением, давшим Антону Павловичу систематизированное
общее среднее образование, но и обо всех других учебных заведениях, где
он учился. Между тем, большинство биографов писателя пишет только о
гимназии, не придавая значение в формировании личности Чехова другим
школам, о которых обычно рассказываются только анекдоты да веселые
истории. (См., например, очерки и воспоминания Александра Павловича
Чехова, Тана-Богораза и других). А ведь каждая школа, в которой учился
Чехов, занимала свое место и в системе народного образования и имела
значение, которое нельзя не учитывать при изучении биографии великого
писателя. (См. путеводитель «Чеховские места в Таганроге», Ростов-Дон,
1959).
Нам посчастливилось обнаружить забытое здание
греческого училища, а заодно и документы, которые позволили восстановить
историю создания греческого училища Царекон-стантиновской церкви, где
начиналась школьная жизнь А. П. Чехова. По документам («Приговор»
таганрогского греческого мещанского общества от 20 сентября 1851 года;
«Общественный приговор» того же общества от 20 июля 1861 года; Выписка
из постановления Присутствия таганрогской городской думы от 26 октября
1851 года; Справка из формулярных книг таганрогской греческой церкви от 3
мая 1898 года; архитектурный план греческого, училища и др.) мы
установили, что здание училища открыто в 1861 году, а классная комната, в
которой учился Чехов, выходила к фасаду четырьмя окнами справа от входа
в здание. Самое главное для нас, что было в найденных документах, -
указание на то, что приходское училище было открыто для «детей бедных
граждан города... для приготовления в церковный хор певчих».
Это уже было открытие. Оно подсказало следующие два предположения:
1) Обучение в церковно-приходском училище велось на
новогреческом разговорном языке. Таганрогом управляли, главным образом,
греки-миллионеры. В их конторах клерки получали тысячу рублей в год. О
таком достатке мечтали многие, в том числе и Павел Егорович, которому
хотелось устроить жизнь сыновей получше, избавить их от нужды. Но чтобы
работать конторским служащим у греков, надо было знать греческий язык.
Научиться же ему можно было за дешевую плату только в
церковно-приходском училище. Это, видимо, и было основное соображение,
которым руководствовался Павел Егорович Чехов, определяя школьную судьбу
своего сына Антона.
2) Несомненно, было и побочное соображение. Греческая
школа готовила хоровых певчих, а Павел Егорович, как известно, был
большим любителем хорового пения, управлял любительским хором и нуждался
в подготовленных музыкально грамотных хористах. Музыкально-вокальное
развитие детей, несомненно, тоже входило в расчеты заботливого родителя,
которого и с этой стороны, как видно, соблазнило греческое училище.
Анализ исторических документов показал еще, что
училище греков-мещан Таганрога ярко отражало классовую сущность
«народного образования» в России и являлось выразительной в этом смысле
составной частью системы образования в буржуазном Таганроге.
Сохранившиеся некоторые архивные данные, печатные
источники (брошюры, книги и рукописи Филевского, Рейтлингера и
Островского, Лонткевича), рукописи и письма Александра Павловича Чехова и
народовольца-революционера Зелененко, собранные нами воспоминания
других бывших гимназистов позволяют утверждать, что Таганрогская
гимназия в определенный период своей истории была единственным очагом
культуры и просвещения на большой территории юга России, одним из лучших
ее средних учебных заведений. В ней господствовали прогрессивные
педагогические идеи Ушинского, Добролюбова, Чернышевского, Белинского,
Пирогова. Такой гимназия была до 1873 года, когда директора Н. Н.
Порунова сменил ставленник реакционного министра «народного помрачения»
Дм. Толстого - Рейтлингер, разогнавший педагогическую вольницу гимназии -
ее педсовет, передовых преподавателей. Таганрогская гимназия
значительно позже других русских гимназий стала казенной, «управой
благочиния» (А. П. Чехов), напоминающей «арестантские роты»
(Тан-Богораз). Между тем, многие биографы Чехова, безотносительно ко
времени, расписывают гимназию сплошь черной краской. Такой подход
наносит вред правильному историческому пониманию прогрессивной роли
передовой части учителей русской школы, ее превосходству перед
западно-европейской школой («Таганрогская мужская гимназия», сборник
«Чеховские места в Таганроге». Ростов-Дон, 1959).
В результате многолетней поисковой работы музея,
изучения архивных и литературных источников нам удалось восстановить и
обобщить материалы Всесоюзного празднования в Таганроге 75-летия со дня
рождения А. П. Чехова («Щедрая дань народа». Юбилей Чехова в Таганроге в
19S& г., сборник «Великий художншк». Ростовское книжное
издательство, 1960). Опираясь на факты, мы выяснили равнодушие
капиталистической верхушки Таганрога к выдающемуся писателю-земляку и
подлинную любовь к нему трудящихся родного города. Эта любовь с особой
силой раскрылась в условиях советской действительности. Чеховские юбилеи
1935 и в особенности I960 годов ярко продемонстрировали жизненную силу
прогрессивных идей писателя-патриота, его глубокую народность.
В памятные Чеховские дни 1935 года в прессе появился
странный термин - «чеховщина». Доклад С. X. Варданиана на торжественном
юбилейном заседании в Таганроге так и назывался: «С Чеховым против -
«чеховщины».
Что это такое - «чеховщина»?
«Это, - отвечает докладчик,- состояние определенных
слоев русской интеллигенции эпохи безвременья, жесточайшего гнета
самодержавия. «Чеховщиной» мы определяем придавленность и беспросветный
пессимизм этих слоев бывшего русского общества. Полное равнодушие к
общественной жизни, бездеятельность, бессилие, отсюда - уныние, нудная
тоска, мечты о каком-то неосязаемом, неопределенном прогрессе и полное
неумение найти пути к изменению жизни, пути даже к тому прогрессу, каким
его представляла в своих туманных и вязких мечтаниях «интеллигентщина»
этого периода («Чеховские дни в Таганроге» (1860-1935). «Материалы,
документы, фотоснимки». Изд-во «Таганрогская правда». 1936, стр. 5).
Следовательно, если продолжить рассуждения
докладчика, «чеховщина» - это тупой эгоизм, пошлость, непроходимая
глупость, трусливое лицемерие, фразерство, невоспитанность, бездушие,
бюрократизм, косность мысли, фискальство, подхалимство, хамелеонство,
унтертгришибеевщина и т. д. и т. п., т. е. все исчадия старого мира.
Но... причем же здесь честное имя Чехова? Разве он был идеологом,
философом и вдохновителем всех этих пороков одряхлевшего общества? Разве
«чеховщина» - совокупность худших качеств и свойств Чехова?
Позволительно ли ставить в один ряд такие понятия, как «обломовщина»,
«хлестаковщина», «толстовщина» и... «чеховщина»? Что у них общего, кроме
формы?
«Чеховщина» - это то, против чего боролся Чехов, а не
то, чем он сам отличался или что воплощал в себе; это действительно -
свойство, но только не Чехова, а персонажей его произведений. Чехову же
приписали свойства созданных им образов, возвели в степень
собирательного значения, назвали мрак социальных пороков светлым именем
писателя и получилась... чертовщина, невразумительный алогизм, ложный,
несуразный и враждебный писателю термин.
Рядом с «чеховщиной» оказалось и другое
«чеховеде-ние» - изобретение, которым широко пользовались в юбилейные
дни, а кое-кто и в наше время не расстается с ним: вместо тото, чтобы
сказать «старый город» или «дореволюционный Таганрог», говорят
«чеховский город», «чеховский Таганрог». Это значит: город «лавочников,
трактирщиков и ханжей», город эксплуатации, насилия, беззакония. Право
же, писатель заслуживает более бережного и более осмотрительного к нему
отношения. Он заслуживает того, чтобы его именем называли новые,
советские города, что, собственно, и делает наш народ.
Выясняя сложность отношения Антона Павловича к
родному городу, мы столкнулись в чеховедении с твердо установившимся
взглядом на Таганрог юности Чехова, как на город вообще, город, который
якобы великий писатель «не любил», «презирал» и даже «ненавидел». На
такой позиции стоят, например, Соболев, Войтинская, Скиталец и др. На
самом же деле в высказываниях Чехова мы ничего подобного не находим.
Опровергают такую позицию и воспоминания земляков писателя, с которыми
нам привелось встретиться.
Чтобы разобраться в противоречии, мы обратились к
точке зрения Ленина, согласно которой было две России, а, следовательно,
и два Таганрога: верхушечный, буржуазный и трудовой, народный. К какому
же Таганрогу Чехов относился с презрением, а к какому - с любовью?
Чехов любил народ и в образе родного города видел город своего народа,
частицу русского отечества. Таганрог народа был для Чехова родной
почвой, соединяющей его с большой Родиной, синонимом которой являлась
для него Москва. Отсюда: «После Москвы я более всего люблю Таганрог» (А.
П. Чехов). Родной город был для писателя источником гражданственности и
патриотизма. Эту свою позицию мы изложили в статье «Чехов « его родной
город» («А. П. Чехов». Сборник статей и материалов. Выпуск 2-ой
Ростов-на-Дону, 1960).
В связи с этим возникли следующие педагогические выводы:
1) Сочетание и взаимодействие впечатлений и знаний о
родном крае с масштабными представлениями о большой Родине - единственно
верный путь формирования патриотических чувств у школьников. Средств,
которыми это сочетание достигается, много: газеты, журналы, книги,
радио, телевидение, экспедиции, поездки по стране, переписка и т. д. Без
такого подхода к решению вопроса школьное краеведение теряет смысл.
2) Большая Родина и родной край - единство общего и
конкретного. Патриотическое воспитание надо начинать с изучения родного
края. Школа должна научить своих воспитанников видеть в нем приметы
большой Родины. Школьное краеведение помогает ей в этом. Оно позволяет,
учитывая возрастные особенности школьников, постигать сложное понятие
Родины в двух аспектах: Родина в узком, прямом значении, как место
рождения человека, и Родина в широком, наиболее общем понимании, как
земля предков, на которой живет и трудится в наше время братская семья
советских народов («Горсть земли», «Таганрогская правда», 16 августа
1966 г).
Так, в сущности, смотрел на Родину великий Чехов, и
его без преувеличения можно назвать союзником советского учителя в деле
патриотического воспитания молодежи.
Биографические подробности, о которых говорит В.
Лакшин, оживляет образ писателя, существенно дополняют его человеческий и
творческий портрет. В многолетних поисках таких подробностей-деталей мы
повстречались более чем с десятью современниками-земляками Антона
Павловича Чехова и записали их воспоминания. Эти воспоминания относятся к
школьному периоду жизни Чехова, а также к тем годам, когда писатель
навещал родной город. В сделанных нами записях много краеведческого
материала, широкий исторический фон. Это помогает лучше воспринимать
рассказанные эпизоды, сопоставлять с другими, уже известными, фактами
чеховской биографии, точнее судить о месте и роли Таганрога в жизни и
творчестве Антона Павловича. Главное же в сделанных нами записях -
характеристика художника, идущая от народа.
Вот - несколько новых фактов из сделанных записей.
Известный в свое время в Таганроге краснодеревщик Ефим Тихонович Ефимьев
сидел с Антошей Чеховым за одной партой в 1-3 классах гимназии и был
его добрым приятелем. Ефимьев и Чехов вместе учились на ремесленных
курсах. Ефим Тихонович помнит много любопытных подробностей из быта
семьи Чеховых и школьной жизни Антона Павловича. Он отмечает редкую
доброту и тюдельчивость своего друга. Неизвестные до сих пор эпизоды из
детства Антона Павловича, сообщенные старым столяром, рисуют отца
писателя той поры крутым и своенравным человеком. Представляют интерес и
некоторые соображения Ефима Тихоновича относительно прообраза чеховской
«Каштанки». «Этот рассказ, - говорит Ефимьев, - мне особенно дорог:
ведь Каштанкой звали рыжую собачонку моего хозяина-столяра. Она была
верным спутником во время наших с Антошей прогулок по берегу моря,
участницей всяческих мальчишеских тгроказ. Антон Павлович, конечно, имел
в виду и нашу Каштанку, когда писал свой рассказ». Интересно, что всю
свою долгую жизнь Ефим Тихонович в память о днях детства держал у себя
собак рыжей масти, неизменно называя их Каштанками.
Евгения Иасоновна Савельева (до замужества -
Блонская), жена Дмитрия Тимофеевича Савельева, друга А. П. Чехова,
отмечает необыкновенную сердечность и остроумие Чехова, чуткость его и
товарищескую внимательность. Сообщая очень важные детали из таганрогской
жизни той поры, когда Антон Павлович заканчивал гимназию, Евгения
Иасоновна навела нас на мысль о связи этих деталей с рассказом Чехова
«Шуточка». Сравнение воспоминаний Савельевой с другим краеведческим
материалом позволило бесспорно установить, что весь реквизит рассказа,
точность деталей, атмосфера, в которой совершается действие, - все это
верно воспроизводит жизнь Таганрога школьных лет Чехова и, таким
образом, обнаруживает «таганрогское» происхождение его рассказа
(«Биография еще не окончена... Новые воспоминания земляков об Антоне
Павловиче Чехове», Сборник статей и материалов. Выпуск третий.
Ростов-Дон, 1963 г).
Наша собирательская литературно-краеведческая работа
пополнила новыми фактами и творческую историю таких произведений А. П.
Чехова, как сцена в одном действии «Свадьба» и рассказ «Свадьба с
генералом». Нам удалось повстречаться и записать воспоминания дочери
податного инспектора - губернского финансового ревизора Густава
Романовича Осташев-ского, Евгении Густавовны Поповой.
17-19 апреля 1887 года, находясь в Таганроге, Чехов
писал сестре Марии Павловне: «Дядя ездит с ревизором. Ревизор - податной
инспектор играет такую роль, что Л(юдмила ) П(авловна) дрожит, когда
видит его... Заметно, большой пройдоха и умеет пользоваться своим
положением. Выдает себя за генерала, в каковой чин веруют и дядя, и
Лободины».
«Генерал» Осташевский был приглашен на свадьбу
Онуфрия Ивановича, младшего брата Лободы. Была с отцом на свадьбе и
Евгения Густавовна. «В обширном зале, - рассказывает она, - собралось
много купцов, таможенных и других чиновников, приказчиков, священников,
гимназических учителей. Говорили, что был даже какой-то генерал... В
роли шаферов на свадьбе выступали братья Чеховы - Антон и Николй. Антон
неутомимо шутил, до слез смешил публику. Казалось, веселье брызжет из
него».
Свадьба Онуфрия Ивановича Лободы послужила сюжетом
юморески-карикатуры Николая с текстом Антона Чеховых. Юмореска была
помещена в 18-м номере журнала «Зритель» за 1881 год. Мотив «свадьбы с
генералом» нашел отражение в творчестве Чехова, и., как показывают
записанные нами воспоминания, этот мотив взят из таганрогской
действительности.
В разное время нами были записаны воспоминания П.
Филевского, М. Рабиновича, А. Баландина, Н. Аргиропуло, В.
Маркевича-Евтушевского. Мы обратили внимание на то, что все они
указывают на пребывание А. П. Чехова в Таганроге в 1901 или 1902 году.
Между тем, до сих пор было известно, что в последний раз Антон Павлович
посетил свой родной город в 1899 году. Видимо, стоит прислушаться к
показаниям современников писателя и продолжать поиски, которые могли бы
подтвердить эти показания.
Новые данные о связях Антона Павловича Чехова с
Таганрогом и таганрожцами, собранные школьным музеем, мы опубликовали в
статье «Биография еще не окончена». Мы надеемся, что наши материалы с
пользой пополнят биографию великого писателя, которая, как мы убеждены,
далеко еще не окончена.
Чеховское направление в деятельности школьного музея существенно дополняется воспитанием учащихся на чеховских традициях.
Большинство традиций школы, связанных с именем Чехова, родилось в музее или под его влиянием.
Какие это традиции?
В создании школьного музея принимала разностороннее
участие широкая советская общественность. Коллектив котлостроительного
завода, например, подарил музею бронзовый бюст А. П. Чехова. Этот
бюст-памятник был установлен перед зданием школы и вызвал к жизни одну
из самых красивых и волнующих традиций. Ежегодно, в первый и последний
день занятий, все учащиеся возлагают к памятнику любимого писателя
букеты живых цветов.
На городские праздничные демонстрации школьники
выходят с нагрудными эмблемами с изображением А. П. Чехова, которые сами
мастерят.
Лучшие учащиеся удостаиваются чести быть сфотографированными за партой А. П. Чехова в школьном музее.
Уроки по теме «А. П. Чехов» обязательно даются в
школьном музее. Здесь же проходят пионерские сборы и комсомольские
собрания, посвященные Чехову-патриоту.
В январе и феврале в школе проводятся Чеховские дни.
программой которых руководит методическая комиссия учителей-словесников и
музей. В эти дни читаются лекции и доклады, пишутся сочинении о жизни и
творчестве писателя, выпускаются стенные газеты, радиопередачи,
альбомы, устраиваются выставки, конкурсы на лучший рисунок-иллюстрацию,
на лучшее исполнение произведений Чехова. Проводятся читательские
конференции, литературно музыкальные утренники и вечера.
В музее идут Чеховские чтения, в которых участвуют
все учителя литературы. Устраивается прослушивание механических записей
произведений Антона Павловича в исполнении мастеров театра. На
краеведческих пятницах музея выступают писатели, журналисты, ученые,
артисты. Выставляются для обозрения новые материалы о Чехове.
Школьная библиотека руководит сбором литературы с
дарственными надписями. Сбор проходит, под девизом: «По примеру великого
Чехова».
29 января пионеры несут в Домик-музей А. П. Чехова именинный букет цветов и возлагают его к памятнику в саду музея.
В этот же день бывшие воспитанники школы собираются на традиционную встречу, посвященную дню рождения писателя.
Литературно-творческая группа музея, состоящая из
пионеров и комсомольцев, издает свой машинописный альманах «Чеховцы». В
альманахе публикуются литературно-художественные работы учащихся,
развивающих в группе свои творческие способности. Уже издано 6 сборников
альманаха. В них напечатано более 300 рассказов, очерков,
стихотворений, пьес, переводов и других сочинений юных литераторов.
В литературной группе родилась и песня о родной школе
- «Песня юных чеховцев». Ее слова написала десятиклассница, теперь
студентка Таганрогского пединститута, Светлана Высоцкая. Слова песни
положены на музыку бывшим учителем пения чеховской школы, преподавателем
музпедфака Таганрогского пединститута Анатолием Васильевичем Митиным.
Теперь школа будет выходить на демонстрации со своей песней. Таким
образом, родилась еще одна традиция и она будет иметь большое
воспитательное значение.
Музей истории школы - имени А. П. Чехова принимает
посильное участие во всенародном деле увековечения светлого и
благородного имени писателя-земляка. Еще в 1950 году стараниями музея
был приобретен в дар бронзовый памятник-бюст А. П. Чехова, установленный
перед школой. Его гипсовая копия находится в музее. Здесь же, в
картинной галерее, хранится гипсовое изваяние головы великого писателя,
выполненное скульптором Рукавишниковым, автором памятника А. П. Чехову в
Таганроге.
Школьный музей сам является народным памятником
писателю-земляку. Это - единственный в стране мемориальный музей
школьных лет Чехова. Он создан в классной комнате, из которой Антон
Павлович вышел в большую творческую жизнь. Здесь хранится подлинная
парта гимназических лет писателя, приборы по физике, которыми он
пользовался, гимназические учебники и различная документация, фотоснимки
учителей и товарищей.
Музей располагает подлинными письмами и фотографиями
Чехова, его родителей и родственников. Здесь можно увидеть хрустальную
рюмочку, подаренную Антону Павловичу в Венеции почитателями его таланта,
серебряный подстаканник, подаренный писателем бывшему его учителю Ф.
Покровскому, серебряный венок с могилы Чехова. Среди чеховских писем,
хранящихся в музее, есть и письмо, обнаруженное и впервые опубликованное
нами с комментариями («Антон Павлович Чехов». «Статьи, исследования,
публикации». Ростовское книжное издательство, Ростов-Дон, 1954 г.,
Александру Игнатьевичу Иваненко. Неопубликованное письмо А. П. Чехова).
Это письмо - вклад школьного музея в эпистолярное наследство великого писателя.
Музей накопил богатые фонды газетных и журнальных
публикаций, монографий, посвященных жизни и творчеству А. П. Чехова, и
сам сделал много публикаций. Музей стал постоянным участником
традиционных Чеховских чтений, проводимых Таганрогским литературным
музеем А. П. Чехова и пединститутом, городских, областных и центральных
педагогических чтений и конференций чеховских музеев страны. Уже много
лет подряд музей посещают советские и иностранные делегации и туристские
группы. За 18 лет здесь побывало около 100 тысяч школьников, студентов,
учителей, ученых, трудящихся нашей страны и иностранных граждан.
Крупнейшие советские педагоги Н. К. Гончаров, Ф. Ф.
Королев и Э. М. Моносзон назвали музей чеховской школы «драгоценным
сокровищем для учащихся», «чудесным сочетанием истории с
современностью». (См. запись в книге посетителей музея от 21 ноября 1962
г.).
Таковы некоторые итоги работы музея истории школы
имени А. П. Чехова по изучению жизни и творчества великого русского
писателя и, в частности, его жизненных связей с родным городом. Свою
работу музей осуществляет в тесном контакте и с помощью чеховских музеев
и ученых - чеховедов Таганрога, Москвы, Мелихова, Ялты, Ленинграда и
других городов. |