На всех уроках в школе дети и говорят, и слушают,
и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов
следят за речью учащихся, объясняют значения
новых слов, оценивают последовательность и
выразительность ответа и т.п. Но только на уроках
русского языка и литературы задача развития речи
решается в определенной системе, с опорой на
лингвистические знания и осмысление речевого
опыта школьников.
Приходя в школу, ученики практически уже
владеют родным языком. Однако речь их требует
совершенствования с самых различных точек
зрения.
В методике выделяются три взаимосвязанных
направления в работе по развитию речи: овладение
нормами литературного языка, обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся, обучение различным видам речевой
деятельности.
I. Овладение нормами литературного языка
По программе наши ученики должны владеть
некоторыми произносительными, лексическими и
грамматическими нормами. Важно, как будет
организован процесс усвоения этих норм на уроке.
Достижению поставленной цели способствуют:
1) письменное изложение или устный пересказ
текста, содержащего необходимые для усвоения
языковые средства (в данном тексте они являются
опорными);
2) свободный или творческий диктант;
3) письменный пересказ с дополнительным
заданием: употребить в тексте данные слова или
конструкции;
4) составление словосочетаний, предложений,
небольшого текста с языковыми средствами, норму
употребления которых следует не только
осмыслить, но и запомнить;
5) замена ошибочных вариантов нормативными
(исправление ошибок в произношении слов, в
словоупотреблении, в построении предложений и
т.д.);
6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
7) выбор или поиск одного из данных
(нормативного и ошибочного) языковых средств.
Наиболее эффективными являются виды работы,
способствующие запоминанию самой нормы (да и
детям очень нравятся):
1) заучивание стихотворных строк, включающих в
себя слова для запоминания (правильный вариант
произношения, словоупотребления поддерживается
ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
2) «немые диктанты» (орфоэпические);
3) проговаривание вслух по слогам необходимого
материала;
4) объединение слов в определенные группы по
смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же
формой и т.д. (см. Приложение 1).
Эффективность этого приема увеличивается при
использовании цветных мелков; рисунков,
обозначающих предметы, наименование которых
следует запомнить; игровых форм работы.
II. Обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся
В своей работе я использую следующие приемы и
методы:
Словарная работа
• работа со словами, данными в учебнике:
условно разбиваем все слова, данные в рамках, на
группы (улица и движение, наука, спорт,
нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем
слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4,
которые встретятся позже (принцип опережающего
обучения);
• различные виды диктантов: словарный диктант
(1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка
домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (я
читаю толкование слова, а дети записывают само
слово); зрительный диктант (берем 3–5 предложений,
включающих словарные слова, поочередно их
демонстрируем по 10–30 секунд). За это время
учащиеся должны прочитать, запомнить и записать.
Работа ведется до тех пор, пока все учащиеся не
будут писать эти предложения безошибочно;
• сочинение-миниатюра по опорным словам;
• карточки с разнообразными заданиями;
• «Объясни разницу» – работа с парами слов,
сходных по звучанию, но разных по значению;
• работа со словарями: оформление карточек (это
делаю я или учащиеся) и знакомство класса с новым
словом; работа с толковым словарем учебника
(анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих
определенные пометы, объяснение назначения той
или иной пометы);
• традиционная словарная подготовка к
изложению или сочинению.
Обогащение грамматического строя
речи учащихся
• Упражнение на построение (составление,
конструирование) определенных словосочетаний,
предложений, мини-сочинений, а также предложений
с изучаемыми языковыми средствами: по
графической схеме, по данному образцу.
Эффективность таких упражнений увеличивается,
если указать учащимся на содержательную основу
для конструирования.
• Упражнения на замену одних конструкций
другими, параллельными; на выбор из данных
конструкций более уместной с точки зрения задачи
высказывания, его стиля.
Кроме того, для привлечения внимания учащихся я
использую иллюстрации из книги В.М. Бурмако
«Русский язык в рисунках», в изготовлении
которых принимали участие и старшеклассники.
III. Обучение различным видам речевой
деятельности
Обучение слушанию:
• повторить услышанный текст (пересказ
подробный, сжатый, выборочный, с творческим
заданием);
• записать во время слушания опорные слова;
• конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е
классы).
Обучение чтению (обучающее,
ознакомительное, просмотровое и т.д.).
Развитие скорости чтения:
• прочитать выразительно, ответить на вопросы
или вспомнить, что из текста было известно ранее,
а что оказалось новым;
• прочитать и определить, что и почему вызывает
смех (радость, печаль...);
• разбить текст на абзацы, озаглавить,
подобрать эпиграф;
• обсудить текст во время беседы;
• «жужжащее» чтение (правил, заданий, текстов с
доски и др.);
• чтение «по цепочке».
Еще К.Д. Ушинский рекомендовал проводить
непринужденную беседу в связи с прочитанным,
поэтому я стараюсь как можно чаще вовлекать
ребят в обсуждение текста.
Стремясь оживить процесс работы, я попробовала
взять поэтические тексты для выразительного
чтения и обсуждения в классе, отработки
орфограмм и пунктограмм. Такой вариант был
принят ребятами с удовольствием.
Обучение устной и письменной речи
Все предыдущие виды работ (словарная,
создание словосочетаний и предложений,
мини-сочинений) также служат обучению устной и
письменной речи.
Не буду подробно останавливаться на
традиционных сочинениях и изложениях. В 8–9-х
классах в основном это изложения с элементами
сочинения и сочинения-рассуждения. Приведу
примеры других форм, используемых в работе:
• сочинение-репортаж на экологическую тему;
• сочинение-интервью с литературным героем
романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» (9-й
класс);
• сочинение-рецензия на самостоятельно
прочитанное небольшое произведение современной
литературы (11-й класс);
• отзыв о просмотренном фильме;
• сочинение-эссе «Природа и мы в XXI веке» (7-, 8-, 9-,
10-, 11-й классы);
• доклады и рефераты (подготовка и защита):
«Русские лингвисты», на одну из тем курса
русского языка, о родном крае, о писателе или
поэте;
• сочинение – портретный очерк «Моя мама
(бабушка, сестра)».
Обычно я не ставлю детей в тесные рамки –
предлагаю несколько (3–8) тем на выбор.
Для анализа творческих работ и работ над
ошибками стараюсь выделить отдельный урок или
рассредоточить эту работу на ближайших уроках.
Но в основном это требует только индивидуальной
работы. |