Как развивать память на слова?
Известно, что память бывает разная –
зрительная, слуховая и рукодвигательная. На
уроках русского языка нашим ученикам нужны
разные виды памяти. Есть, конечно, среди учеников
счастливчики, которым достаточно посмотреть на
страницу, и они помнят каждое слово, даже где и
как оно напечатано. Но таких мало. Но чтобы память
по-настоящему помогала, о ней надо заботиться:
тренировать и развивать. Ведь хорошая
память – результат собственных усилий любого
человека. В течение учебного года ученики
постоянно пишут словарные диктанты, выполняя
домашние задания, они также задумываются над
правильным написанием непроверяемых слов, и,
наконец, словарные слова включены в
экзаменационные задания. Нашим ученикам к тому
же нужно не только запомнить написание
словарных, непроверяемых слов, но также знать их
произношение, поставить правильное ударение. Без
тренировок не обойтись.
Как же развивать память на слова?
Обычный совет – нужно больше читать! Но, увы,
наши ученики сейчас больше заняты компьютером и
телевизором, не слишком «обременяют» себя
чтением. И когда читают, им важнее не то, как
пишутся слова, а то, о чем рассказывается
в книжке.
Для укрепления зрительной памяти надо больше и
чаще «разглядывать» словарные слова: как
они написаны, как написаны в них трудные
(«ошибкоопасные») места. Когда человек что-нибудь
или кого-нибудь пристально разглядывает,
говорят, что он «ест глазами». Давайте «есть
глазами» слова!
Некоторые ученики (по моим наблюдениям, их
очень мало – 5–10%) запоминают со слуха гораздо
лучше, чем при чтении. Поэтому и классический
прием так называемого орфографического
проговаривания давайте также учитывать при
работе с трудными словами. Проговаривая вслух
слова на «тренировках памяти», решаем сразу
несколько задач. Во-первых, ученики услышат
правильно произнесенное слово; во-вторых,
учитель обратит внимание на правильное ударение;
в-третьих, ученики звена постарше поневоле
вспомнят правильное деление слова на слоги.
Проводя каждодневно «тренировку памяти», я
учитываю и то, что, помимо слуховой и зрительной
памяти, будет работать и память
рукодвигательная. Речь идет о памяти руки. Эта
память работает тогда, когда ученик водит рукой
по бумаге. У некоторых людей память руки
настолько сильная, что, если их спросить, как
пишется слово, они сначала его напишут, потом
смотрят, как получилось, и только тогда отвечают,
как его следует писать. Я сама, например, встретив
слово, в написании которого сомневаюсь, пишу его
несколько раз в разных вариантах, а внутренний
голос подсказывает, какой из вариантов
правильный. Чем больше ученики пишут и видят
трудные слова, тем больше они к ним привыкают.
Как проводится тренировка памяти?
В начале каждого урока (диктанты и контрольные
работы, естественно, в такие уроки не входят) я
заранее из ящичка (в нем слова сгруппированы по
классам) достаю 10 слов для тренировки зрительной
и 10 слов для тренировки слуховой памяти.
Алгоритм проведения тренировки
зрительной памяти
1. «Дети, положите ручки на тетради и
постарайтесь запомнить как можно больше слов,
которые я вам сейчас покажу, как бы
сфотографируйте их глазами».
2. Затем в полной тишине показываю классу
карточки со словами (в течение 1 минуты).
3. «Ребята, а сейчас в любом порядке запишите в
тетрадь как можно больше запомнившихся слов (в
течение 1–2 минут)».
4. «Поднимите руку те, кто запомнил и записал все
10 слов… 9 слов… 8 слов?..» Ученик, показавший
наилучший результат, читает вслух четко, по
слогам свои слова. Проверяю, ставлю оценку (по
желанию) в журнал.
Если «блестящего» результата нет ни у кого, а
самый лучший написал всего 5–6 слов из 10, оценка
«5» не ставится.
Ученики на полях своих тетрадей напротив
написанных слов оценивают в процентах свою
память на данном уроке.
10 слов – 100%; 9 слов – 90%; 8 слов – 80% и т.д.
Например, акварель, громадный, эшелон,
олимпиада, пессимист, восстание, великан.
70% (на полях)
Намерение, столяр, экстренный, тотчас,
простыня, парашют.
60% (на полях)
Алгоритм проведения тренировки
слуховой памяти
Порядок действий такой же, но только карточки
со словами не показываю, а четко, по слогам
проговариваю вслух 10 новых слов.
В это упражнение можно включить слова, в
которых написание не совпадает с произношением (скучно,
чтобы и т.д.), или слова, в которых ученики часто
ошибаются в ударении (обеспечение, щавель и
т.д.).
Мои ученики любят «тренировки памяти», т.к. они
похожи на игру. Плюсы в этой работе я вижу и в том,
что лучший результат может показать совсем не
отличник по русскому языку, а любой из учеников.
Иногда после «тренировки памяти» могу
спросить, что обозначает какое-либо слово, какое
слово самое трудное, какое слово по-особому
звучит, и т.д. Таким образом, обогащается и
словарный запас учеников.
На самых первых тренировках ученики пытались
«подглядеть» или тайком записать предъявляемые
на карточке слова, или спросить у соседа
незапомнившееся слово. Потом в этом отпала
необходимость, т.к. ребята поняли, что их
результат, какой бы он ни был, не оценивается без
их желания, а любопытство проверить именно свою
память взяло верх.
Подготовка словарной базы для
«тренировок памяти»
Каждый учитель без труда сможет создать свою
словарную базу, обращаясь к орфографическим и
орфоэпическим словарикам в конце учебников, к
подготовительным тестам для учеников разных
классов, а также опираясь на собственный опыт
работы.
В
свою базу (см. Приложения на стр. 27–29) я включаю
словарные слова так: просматривая учебник,
тестовые задания, выписываю особо трудные слова.
После проверки тетрадей обнаруживаю, что почти
весь класс в упражнении неправильно написал
слово. Обязательно в свой «ящичек» положу и это
слово. Это может быть и не словарное, проверяемое
слово, и все-таки оно появится на карточке – ведь
это слово оказалось трудным для моих учеников.
В этот ящичек часто попадают и слова-термины (анапест,
ремарка, пароним, оксюморон, гипербола и т.д.).
Люблю слова с двояким написанием: детям они очень
запоминаются (ноль – нуль; тоннель – туннель;
оксиморон – оксюморон и т.д.).
Карточки оформляют сами ребята: раскрашивают
их, записывают ручкой – даже попросили меня,
чтобы слова не были написаны на компьютере. Я
думаю, это потому, что компьютерные шрифты
приелись: они безлики и однообразны, не
запоминаются так, как ярко написанные разными
цветами, разными печатными буквами. |