Четверг, 02.05.2024, 06:01


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Развитие памяти на уроках русского языка при работе с непроверяемыми словами

Как развивать память на слова?

Известно, что память бывает разная – зрительная, слуховая и рукодвигательная. На уроках русского языка нашим ученикам нужны разные виды памяти. Есть, конечно, среди учеников счастливчики, которым достаточно посмотреть на страницу, и они помнят каждое слово, даже где и как оно напечатано. Но таких мало. Но чтобы память по-настоящему помогала, о ней надо заботиться: тренировать и развивать. Ведь хорошая память – результат собственных усилий любого человека. В течение учебного года ученики постоянно пишут словарные диктанты, выполняя домашние задания, они также задумываются над правильным написанием непроверяемых слов, и, наконец, словарные слова включены в экзаменационные задания. Нашим ученикам к тому же нужно не только запомнить написание словарных, непроверяемых слов, но также знать их произношение, поставить правильное ударение. Без тренировок не обойтись.

Как же развивать память на слова?

Обычный совет – нужно больше читать! Но, увы, наши ученики сейчас больше заняты компьютером и телевизором, не слишком «обременяют» себя чтением. И когда читают, им важнее не то, как пишутся слова, а то, о чем рассказывается в книжке.

Для укрепления зрительной памяти надо больше и чаще «разглядывать» словарные слова: как они написаны, как написаны в них трудные («ошибкоопасные») места. Когда человек что-нибудь или кого-нибудь пристально разглядывает, говорят, что он «ест глазами». Давайте «есть глазами» слова!

Некоторые ученики (по моим наблюдениям, их очень мало – 5–10%) запоминают со слуха гораздо лучше, чем при чтении. Поэтому и классический прием так называемого орфографического проговаривания давайте также учитывать при работе с трудными словами. Проговаривая вслух слова на «тренировках памяти», решаем сразу несколько задач. Во-первых, ученики услышат правильно произнесенное слово; во-вторых, учитель обратит внимание на правильное ударение; в-третьих, ученики звена постарше поневоле вспомнят правильное деление слова на слоги.

Проводя каждодневно «тренировку памяти», я учитываю и то, что, помимо слуховой и зрительной памяти, будет работать и память рукодвигательная. Речь идет о памяти руки. Эта память работает тогда, когда ученик водит рукой по бумаге. У некоторых людей память руки настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово, они сначала его напишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как его следует писать. Я сама, например, встретив слово, в написании которого сомневаюсь, пишу его несколько раз в разных вариантах, а внутренний голос подсказывает, какой из вариантов правильный. Чем больше ученики пишут и видят трудные слова, тем больше они к ним привыкают.

Как проводится тренировка памяти?

В начале каждого урока (диктанты и контрольные работы, естественно, в такие уроки не входят) я заранее из ящичка (в нем слова сгруппированы по классам) достаю 10 слов для тренировки зрительной и 10 слов для тренировки слуховой памяти.

Алгоритм проведения тренировки зрительной памяти

1. «Дети, положите ручки на тетради и постарайтесь запомнить как можно больше слов, которые я вам сейчас покажу, как бы сфотографируйте их глазами».

2. Затем в полной тишине показываю классу карточки со словами (в течение 1 минуты).

3. «Ребята, а сейчас в любом порядке запишите в тетрадь как можно больше запомнившихся слов (в течение 1–2 минут)».

4. «Поднимите руку те, кто запомнил и записал все 10 слов… 9 слов… 8 слов?..» Ученик, показавший наилучший результат, читает вслух четко, по слогам свои слова. Проверяю, ставлю оценку (по желанию) в журнал.

Если «блестящего» результата нет ни у кого, а самый лучший написал всего 5–6 слов из 10, оценка «5» не ставится.

Ученики на полях своих тетрадей напротив написанных слов оценивают в процентах свою память на данном уроке.

10 слов – 100%; 9 слов – 90%; 8 слов – 80% и т.д.

Например, акварель, громадный, эшелон, олимпиада, пессимист, восстание, великан.

70% (на полях)

Намерение, столяр, экстренный, тотчас, простыня, парашют.

60% (на полях)

 

Алгоритм проведения тренировки слуховой памяти

Порядок действий такой же, но только карточки со словами не показываю, а четко, по слогам проговариваю вслух 10 новых слов.

В это упражнение можно включить слова, в которых написание не совпадает с произношением (скучно, чтобы и т.д.), или слова, в которых ученики часто ошибаются в ударении (обеспечение, щавель и т.д.).

Мои ученики любят «тренировки памяти», т.к. они похожи на игру. Плюсы в этой работе я вижу и в том, что лучший результат может показать совсем не отличник по русскому языку, а любой из учеников.

Иногда после «тренировки памяти» могу спросить, что обозначает какое-либо слово, какое слово самое трудное, какое слово по-особому звучит, и т.д. Таким образом, обогащается и словарный запас учеников.

На самых первых тренировках ученики пытались «подглядеть» или тайком записать предъявляемые на карточке слова, или спросить у соседа незапомнившееся слово. Потом в этом отпала необходимость, т.к. ребята поняли, что их результат, какой бы он ни был, не оценивается без их желания, а любопытство проверить именно свою память взяло верх.

Подготовка словарной базы для «тренировок памяти»

Каждый учитель без труда сможет создать свою словарную базу, обращаясь к орфографическим и орфоэпическим словарикам в конце учебников, к подготовительным тестам для учеников разных классов, а также опираясь на собственный опыт работы.

В свою базу (см. Приложения на стр. 27–29) я включаю словарные слова так: просматривая учебник, тестовые задания, выписываю особо трудные слова. После проверки тетрадей обнаруживаю, что почти весь класс в упражнении неправильно написал слово. Обязательно в свой «ящичек» положу и это слово. Это может быть и не словарное, проверяемое слово, и все-таки оно появится на карточке – ведь это слово оказалось трудным для моих учеников.

В этот ящичек часто попадают и слова-термины (анапест, ремарка, пароним, оксюморон, гипербола и т.д.). Люблю слова с двояким написанием: детям они очень запоминаются (ноль – нуль; тоннель – туннель; оксиморон – оксюморон и т.д.).

Карточки оформляют сами ребята: раскрашивают их, записывают ручкой – даже попросили меня, чтобы слова не были написаны на компьютере. Я думаю, это потому, что компьютерные шрифты приелись: они безлики и однообразны, не запоминаются так, как ярко написанные разными цветами, разными печатными буквами.

Категория: ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА | Добавил: admin (13.05.2012)
Просмотров: 3053 | Теги: доклад на МО учителей русского язык, доклад на семинаре, доклад учителя-словесника, доклад на педсовете | Рейтинг: 3.2/4
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0