Пятница, 22.11.2024, 22:47


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Воспитание творческой личности, способной самостоятельно мыслить, выдвигать оригинальные идеи, принимать смелые, нестандартные решения — одна из самых важных проблем современной школы.

Работая над проблемой «Развитие творческой личности учащихся на уроках литературы», я придерживаюсь принципа: творческое мышление формируется только в творческой деятельности. Поэтому, поставив перед собой задачу — на уроках литературы и во внеурочной деятельности способствовать развитию комплекса литературно-творческих способностей старшеклассников, связанных с эмоциональной сферой и психическими особенностями ребенка, я попыталась разработать задания не совсем традиционного характера, которые бы способствовали выполнению поставленной задачи.

На мой взгляд, среди литературно - творческих способностей самыми важными являются следующие: умение детей мыслить художественными образами в процессе восприятия литературного произведения и собственного литературного творчества; способность к образным обобщениям овладению ассоциативным богатством слова и т. п.

В связи с этим я разделила все задания на две группы. Первая группа объединяет задания на формирование творческого воображения, фантазии, чувственной конкретности; во вторую группу включены задания на формирование образной речи.

 

Задания 1 группы

1. Найдите образные выражения для таких понятий, как любовь, время, молодость, детство, надежда, счастье, красота, пустота  души, оборванная жизнь и т. д.

2. В. Г. Белинский, отмечая свойство искусства отражать явления жизни целостно и всесторонне, даже если в произведении изображена какая-то одна из сторон, черта, грань, писал о героях гоголевского «Ревизора»: «Художественная обрисовка характера в том и состоит, что, если он дан вам поэтом в известный момент своей жизни, вы уже сами сможете рассказать всю его жизнь до в после этого момента». Расскажите подробно «биографии» героев Гоголя: Хлестакова, Городничего, Земляники и др.

3. Сочините «внутренние монологи» для участников финальной сцены гоголевского «Ревизора».

4. В романе Лермонтова «Герой нашего времени» описание чудесного горного утра перед дуэлью дано глазами Печорина. Попробуйте предположить, какие чувства в это время испытывает Грушницкий, и как бы он нарисовал эту картину.

5. Составьте текст письма, которое Родион Раскольников мог бы написать матери и сестре Дуне из Сибири.

6. Напишите творческую работу «Образ-ассоциация главной героини рассказа И. Бунина «Легкое дыхание” Оленьки Мещерской».

7. Что вы можете рассказать о «киноленте» видений (К. С. Станиславский), которая возникает в вашем воображении при чтении стихотворений А. Фета «Как хорошо ты, о море ночное», А. С. Пушкина «К морю», произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино», лирических отступлений в поэме    Н. Гоголя «Мертвые души»? Читая перечисленные художественные тексты, старайтесь во всех деталях «увидеть» создаваемую автором поэтическую картину, добивайтесь, чтобы изображение на вашем внутреннем «экране» было четким, контрастным, устойчивым.

8. Подготовьте поэтический монтаж или сценарий литературного вечера или литературной гостиной «при свечах» на одну из предложенных тем: «Его стихов пленительная сладость // Пройдет веков завистливую даль (А. Пушкин), «На любовь свое сердце настрою» (Б. Окуджава), «Итак, она звалась Татьяной...» (А. Пушкин), «Да святится имя твое...» (А. Куприн) и пр.

9. Сопоставьте музыку И. Глинки и текст пушкинских стихотворений, послуживших основой романсов. Какие произведения изобразительного искусства вы бы использовали на таком уроке? Какие образы и ассоциации возникают у вас? (Зрительные, музыкальные, словесные). Что объединяет эти образы?

10. Напишите небольшие киносценарии по литературным произведениям, события в которых разворачиваются на фоне природы. Избегайте абстрактных описаний, а создавайте наглядную картину-«кадр», в котором тем или иным образом располагаются предметы, совершаются определенные действия. Позаботьтесь, чтобы между «кадрами» была логическая связь, непрерывное движение. Возможные темы для «киносценария»: «Разговор с дубом» (по роману Л. Толстого «Война и мир»), «В плену у свободы» (по поэме М. Лермонтова «Мцыри»), «Дыша духами и туманами» (по стихотворению А. Блока «Незнакомка») и др.

Задания II группы

Проследите за внутренней логикой рождения словесного образа у различных писателей, попытайтесь объяснить причины и значения вносимых в художественный текст изменений (в скобках даны слова из черновых вариантов). Благодаря чему, на ваш взгляд, в окончательном варианте расширилась эстетическая основа, повысилась эмоциональность и художественная точность образного слова?

В пустыне чахлой мертвой,

знойной, тощей и скупой,       

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной.

                            А. С. Пушкин. «Анчар»

 

б) Вернер в разговоре с Печориным: «В одно прекрасное утро я умру». Печорин: «Я в один прегадкий (прекрасный) вечер имел несчастье родиться».

Почему во фразе Вассы Железновой «Хочешь, на колени встану? Я! Перед тобой!» после «Я» стоит восклицательный знак?

Покажите, какое разнообразие оттенков заключает в себе пушкинский эпитет. Насколько справедливы слова Н. В. Гоголя, считавшего, что пушкинский эпитет «так отчетлив и смел, что иногда один заменяет целое описание?.. Проанализируйте, например, следующие эпитеты поэта: «молчаливый кабинет» («Евгений Онегин»), «пышное природы увяданье («Осень»), «и зелень мертвую ветвей...» («Анчар»), «печаль моя светла» («На холмах Грузии...»), «бродил я тихий и туманный» («К морю»).

4. Напишите стихотворение - стилизацию в «духе» акмеизма, футуризма, символизма. Тему и проблему определите сами.

5. Придумайте, как можно больше сравнений одного предмета с другими. Попытайтесь для этого свести на первый взгляд несоединимые признаки этих предметов (например, у Чехова в «Тифе»: «Когда он, выпив воды, вернулся в вагон, чухонец сидел и курил. Его трубка синела и всхлипывала, как дырявая калоша в сырую погоду»).

6. Попытайтесь установить происхождение и определите основу для переносного значения слов в следующих метафорах:

а) А месяц будет плыть и плыть,

 Роняя весла по озерам...

 «Устал я жить

в родном краю»

С. Есенин.

 

б) Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени,

И красок звучные ступени

 На холст, как струпья, положил.

(О. Мандельштам «Художник»)

 

7. Составьте словарь народной этимологии по сказу «Левша».

8. Мысленно восстановите процесс работы В. В. Маяковского над рифмой по установленному им самим принципу: «Я всегда ставлю самое характерное слово в конце строки и нахожу к нему рифму во что бы то ни стало». Определите ключевое слово в самостоятельно подобранных строфах из стихов и поэм Маяковского. Рассмотрите все рифмопары. Обоснуйте, в чем ценность и значение того «единого» слова, которое нашел художник.

Необходимо подчеркнуть, что задания 1 группы направлены, с одной стороны, на развитие субъективно-индивидуальных эстетических ощущений в процессе восприятия произведения искусства, с другой — формируют инструментальный аппарат для логического художественного анализа.

Задания II группы учат вслушиваться в слово, вдумываться в него, заряжаться его эмоционально-нравственной силой, вырабатывают у учащихся вкус к художественному слову. Оба вида заданий ставят в центр учебно-воспитательного процесса личность ребенка, и это особенно! важно.

Кроме того, уровень развития литературно-творческих способностей ребенка можно определить на основании продукта его деятельности — творческой работы, где ставка должна быть сделана на оригинальность, новизну, нестандартность, культуру и образность письменной речи.

Своим ученикам я предлагаю разные типы таких заданий: составление киносценариев по художественным произведениям; написание сказок, рассказов, стихотворений, участие в ролевых играх (журналисты, критики, литературоведению, преподаватели литературы); разработка учащимися сценариев литературных вечеров, гостиных «при свечах»; составление проблемных вопросов по изученным произведениям.)

Все эти задания стимулируют культуру устной и письменной речи учащихся, развивают их воображение, фантазию, эмоционально-образную память, логичность суждений, умение последовательно развивать и связно оформлять свои мысли, владеть различными стилями речи, овладевать элементарными литературными навыками.

Таким образом, творческое мышление формируется только в творческой деятельности, а искусство слова и мастерство педагога открывают личность и создаются.

Категория: ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА | Добавил: admin (26.04.2012)
Просмотров: 2633 | Теги: доклад на МО учителей русского язык, доклад на семинаре, доклад учителя-словесника, доклад на педсовете | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0