Почему подготовка к единому государственному экзамену по русскому языку часто не даёт желаемого эффекта?
Почему даже у отличников результаты ЕГЭ далеки от ожидаемых?
Почему полученный на ЕГЭ тестовый балл не всегда соответствует реальным знаниям учащихся?
Почему ни один учитель не может гарантировать стопроцентный результат на ЕГЭ?
Как исправить ситуацию? Что, наконец, конкретно нужно сделать для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку?
Это вопросы, на которые ищут ответа и выпускники, и родители, и учителя.
На ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем)
только 80%-85% заданий. Основная проблема в том, что изучение русского
языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это две большие разницы. Ежегодно у выпускников возникают одни и те же проблемы:
- неумение применять на ЕГЭ знания по русскому языку;
- отсутствие навыков тестирования;
- ошибочное понимание формулировок вопросов к заданиям ЕГЭ;
- незнание статистики результатов ЕГЭ по русскому языку (типичные
ошибки повторяются из года в год, и выпускники наступают на одни и те же
грабли);
- неправильное распределение времени на выполнение заданий;
- создание сочинения без учета критериев его проверки.
Все эти проблемы имеют решение. Подготовка к сдаче ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения
школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована
на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
Учителю необходимо знать, с какими трудностями сталкиваются учащиеся
при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку. Не пытаясь анализировать
природу этих трудностей, просто перечислю их в надежде на то, что эта
информация окажется полезной для преподавателей и выпускников и поможет
определённым образом скорректировать программу подготовки к экзамену.
В части А:
- орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения,
твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения
гласных и согласных звуков); соблюдение основных орфоэпических норм
русского литературного языка;
- морфологические нормы русского литературного языка;
- синтаксические нормы русского литературного языка (употребление
деепричастного оборота в речи, нормы согласования, нормы управления,
построение предложений с однородными членами, построение
сложноподчиненных предложений).
В части В:
- способы связи слов в словосочетаниях;
- морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
- типы сложных предложений и их специфика;
- анализ средств выразительности.
В части С:
- композиционное оформление сочинения;
- логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
- грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
- теория аргументации (зачастую в работах аргументы отсутствуют, и
собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением
"согласен" /" не согласен").
Для того чтобы учащиеся удачно сдали ЕГЭ, учителю необходимо скорректировать содержание календарно-тематического и поурочного планирования
в соответствии с актуализацией личностно ориентированного,
деятельностного и компетентностного подходов к определению целей,
содержания и методики обучения русскому языку. Экзаменационная работа не
проверяет элементы содержания, которые выходят за пределы
общеобразовательного минимума по русскому языку. Однако такая подготовка
(как и подготовка к традиционному экзамену) не исключает необходимого
обобщения и систематизации изученного в школе. За годы подготовки
учеников к ЕГЭ сложилась система повторения на уроках русского языка и
элективных занятиях в 11 классе.
1. Сентябрь-октябрь.
Повторение трудных тем:
а) орфоэпия (А1);
б) орфография:
- правописание н / нн в словах различных частей речи (А12);
- правописание гласных в корне слова (А13);
- правописание приставок (А14);
- правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (А15);
- правописание не и ни (А17);
- слитное, дефисное, раздельное написание слов (А18);
в) синтаксис и пунктуация:
- типы односоставных предложений;
- типы сложных предложений;
- типы сложноподчиненных предложений;
- типы связи придаточных частей с главной;
г) наиболее трудные задания части В:
- основные способы словообразования (В1);
- тип подчинительной связи в словосочетании (В3);
- средства выразительности в тексте (В8).
На данном этапе подготовки к ЕГЭ информация подается в схемах и
таблицах, которые систематизируют и обобщают все изученное в 5-9
классах, создают базу, на основе которой можно продолжить углубленное
освоение норм русского правописания.
2. Ноябрь.
Работа с текстом:
а) определение типа речи; определение средств и способов связи предложений в тексте;
б) подготовка к выполнению части С:
- знакомство с критериями оценивания задания С;
- устная и письменная работа по формулированию проблемы,
комментированию текста и определению позиции автора, умению
аргументировать свою точку зрения;
- анализ подобных сочинений в соответствии с критериями;
- написание, анализ и редактирование собственных сочинений.
Очень важно, чтобы за первое сочинение ученик получил как можно большее
количество баллов (пусть и не с первого раза). Тогда он поймет, что от
него требуется, и будет стремиться к лучшему выполнению работы. Сначала
выпускник, возможно, будет писать по определенному шаблону (и для слабых
учащихся это спасение), но постепенно он начинает отступать от образца и
творчески оформляет свое сочинение.
3. Декабрь.
Проведение пробного экзамена.
Эта работа – диагностическая, она позволяет не только выявить типичные
ошибки, но и определить, над какими проблемами необходимо работать
непосредственно с каждым учеником.
4. Январь-май.
Работа по предупреждению ошибок на экзамене (интенсивная тренировка).
- Комплексный анализ текста и написание сочинения по нему.
- Тестирование (тематическое, выполнение заданий по образцам вариантов ЕГЭ).
- Дифференцированное домашние задание (с учетом трудностей каждого ученика).
- Постоянное обращение на уроках к таким темам, как «Разряды
местоимений», «Производные и непроизводные предлоги», «Разряды частиц».
- Синтаксический и пунктуационный разбор предложений (с
дополнительными заданиями по словообразованию, определению типа
подчинительной связи в словосочетании, морфологическому анализу слов).
- Предэкзаменационный контроль.
Диагностическая работа по определению уровня освоения обязательного
минимума образования по русскому языку проводится мною в два этапа.
Сначала учащиеся выполняют работу на основе демонстрационных версий
КИМов (частей А и В), затем я анализирую качество выполнения тестовых
заданий. Работы анализируются после каждого тестирования. Составляется
таблица индивидуального освоения разделов и тем русского языка учащимися
выпускного класса, в которой напротив фамилий учащихся отмечается
выполнение/невыполнение заданий КИМов.
Затем составляется сводная таблица, которая помогает сделать вывод об
уровне освоения отдельных разделов и тем русского языка и провести
дополнительную работу по устранению пробелов в знаниях. Также данная
таблица позволяет определить:
- процент учащихся, не справившихся с тем или иным заданием;
- динамику состояния качества знаний и умений по темам русского
языка как относительно каждого учащегося в отдельности, так и
относительно всего класса в целом.
Мною составляется индивидуальная картотека ошибок.
Материалы собираются в папки учета, затем каждый ученик работает над
своим проблемным заданием. Можно скорректировать результаты следующей
диагностической работы, спланировав дальнейшую деятельность, организовав
фронтальную, групповую и индивидуальную работу с целью устранения
пробелов в знаниях и умениях учащихся, выявленных в результате
предыдущего диагностирования.
К заданию повышенной сложности относится написание сочинения в части С.
Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части С –
соблюдение всех формальных критериев, которыми руководствуются эксперты
при выставлении оценок. Критериев всего 12, и делятся они на 3 основные
группы:
- содержание сочинения (К1 – К4);
- речевое оформление сочинения (К5 – К6);
- грамотность (К7 – К12).
Основным, чему необходимо обучить учащихся, на мой взгляд, это
составлению содержания сочинения в свете требований, что включают в себя
К1 – К4.
К1 – формулировка проблем исходного текста. Максимальный балл –
1, если верно сформулирована одна из проблем текста, фактических ошибок,
связанных с пониманием текста нет.
Специфика написания сочинения в данном случае состоит в том, что
сочинение необходимо написать по незнакомому тексту (отрывку из
какого-либо большого произведения, общая тема при этом никак не
обозначена). Тем не менее это текст и в нем заключается определенная
тема. Поэтому, опираясь на полученные знания, я учу детей определять
тему, а через нее – проблему.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Нужно обратить внимание
и на абзацное членение текста, ибо каждый абзац – микротема, и в них
также можно определить тему.
Называть проблему нужно конкретно, избегать расплывчатости
формулировки. Например: "В своих размышлениях автор обращается к
проблеме…" и т. д. Слово "проблема" должно присутствовать конкретно,
автор сочинения не должен оставлять для экспертов возможности "догадки"
названной им проблемы.
К2 – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Приступая к данному пункту, необходимо помнить, что это позиция
учащегося. Комментарий сводится к тому, что учащийся должен объяснить,
почему данная проблема, по его мнению, является актуальной, в чем ее
значимость. Например: "Актуальность рассматриваемой проблемы заключается
в том…", "Значимость данной проблемы определяется …", Проблема,
поднятая автором, актуальна, ибо…" и т. д. В К2 должны присутствовать
слова "актуальный, значимый" во избежание расплывчатости формулировки,
за которой часто никакой мысли и нет.
К3 – отражение позиции автора исходного текста. Между К2 и К3
очень нечеткая граница, поэтому присутствует опасность замены одного
другим. Нужно научить учащихся ясно представлять, что К2 – это позиция
ученика об актуальности проблемы, а К3 – позиция автора к поднятой
проблеме: почему автор поднял такую проблему? Что он хотел сказать?
Рассуждать нужно конкретно по данному тексту, выделяя позицию автора.
Здесь возможно цитирование, но слишком увлекаться нельзя. Я учила
цитировать обороты речи, словосочетания, вставлять часть предложения из
текста в свои рассуждения. Они делают язык сочинения богаче, красочнее.
В данном пункте также должны быть определенные лексические средства.
Например: "Автор считает…, предупреждает…", "Позиция автора такова…" и
др. Отвлекаться на рассуждения вне текста нельзя!
К4 – аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
В данном пункте опять присутствует опасность уйти в рассуждения вне
текста. Приводить необходимые аргументы нужно с "оглядкой" на текст, на
названную проблему. Часто прибегать к вводным словам, словосочетаниям,
предложениям. Например: "В тексте говорится, что подобное явление в
жизни встречается часто. Трудно не согласиться с автором. Недавно в
печати была статья, которая поднимает эту же проблему. В ней говорилось
о… Наверное,…". Для получения высшего балла требуется не менее двух
аргументов, подтверждающих собственную позицию (с опорой на знания,
жизненный или читательский опыт). То есть это должны быть собственные
аргументы, отличные от авторских, как бы дополняющие их (в случае
согласия с автором), и, подбирая их, можно опираться и на художественные
произведения, изучавшиеся в классе или прочитанные самостоятельно.
Экзаменующийся должен продумать, чем он закончит сочинение.
Сочинение должно состоять из 6 абзацев: это вступление, 4 пункта
критериев, заключение. Каждый приведенный аргумент желательно начинать с
нового абзаца.
Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:
1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2) поэтапный разбор каждого критерия:
- проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
- комментарий, виды комментария, способ оформления;
- выявление позиции автора и способы ее оформления;
- аргументация собственной позиции, виды аргументов;
3) работа над композицией сочинения;
4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания. |