1. Ритмы и ударения
Один выпускной класс на последнем
звонке по моей просьбе хором произнес: «ФенОмен
звонИт по средАм» – и пообещал держаться таких
ударений даже тогда, когда словари сдадутся под
напором массового отступления от нормы. Мы
решили оставаться консерваторами, хотя, если
довериться некоторым справочникам, уже можно
заменить торжественный амфибрахий простодушным
хореем: «ФеномЕн звонИт по срЕдам». (Кажется,
глагол звонит пока никто не разрешает
произносить так, как его слишком многие
произносят, – с ударением на первом слоге.)
Стихотворный ритм поможет запомнить правильные
ударения в трудных словах. Предложим ученикам
прочитать такие почти бессмысленные
четверостишия (можно даже устроить состязание, у
кого это вернее и быстрее получится):
Феномен звонит по средам.
Приняв договор по годам,
Он отдал экспертам эскорта
Ходатайство аэропорта.
Танцовщик с танцовщицей любят
Своих малышей баловать.
На кухонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.
Мы с шофером пустились по грязи
И, подолгу буксуя в грязи,
Прорвались к отделению связи –
Нам типограф прислал жалюзи.
Сегодня – тошнота, вчера – в костях
ломота.
К тому ж дремота не пускает за ворота.
И лавки заняты, и печка занята.
Ворота отперты, а дверь не отперта.
Почти никому не удается сделать это
сразу. Единый ритм зазвучит, только если
правильно расставить ударения.
В награду за умственные усилия можно прочитать
ученикам настоящее стихотворение, посвященное
тому, как звучат для нашего уха стихи XIX века с
непривычными для нас, «неправильными»
ударениями.
В лазурные глядятся озера... Ф.Тютчев
.
В лазурные глядятся озерА
Швейцарские вершины, – ударенье
Смещенное нам дорого, игра
Споткнувшегося слуха, упоенье
Внушает нам и то, что мгла лежит
На хОлмах дикой Грузии, холмится
Строка так чудно, Грузия простит,
С ума спрыгнУть, так слово шевелится.
Пока еще язык не затвердел,
В нем рЕзвятся, уча пеньЮ и вздохам,
РезЕда и жасмин... Я б не хотел
Исправить все, что собрано по крохам
И ластится к душе, как облачкО,
Из племени духОв, – ее смутивший
Рассеется призрАк, – и так легко
Внимательной, обмолвку полюбившей!
А.Кушнер
Уточним только, что такие ударения –
не «обмолвка», а норма для того времени, когда
писали цитируемые в стихотворении Пушкин,
Лермонтов, Тютчев, Грибоедов.
2. Как использовать окно
Многие учителя, чтобы помочь своим
ученикам запомнить прилагательные-исключения с
суффиксом -ЯНН-, предлагают посмотреть на окно –
стекло, деревянная рама и металлическая (хотя и
не оловянная, но все же) ручка подскажут нужные
слова. Об этом простом и эффективном приеме
напомнила нам Ирина Анатольевна Букринская.
Словом окно очень удобно проверять написание
наречий, образованных от прилагательных
приставочно-суффиксальным способом. Ударное
окончание существительного с предлогом –
проверка для безударных суффиксов наречий:
влево, направо, заново – в окно, на окно, за окно;
издавна, досуха, слева – из окна, до окна, с
окна. Об этом мы писали совсем недавно – в № 4
нашей газеты за этот год на с. 15.
3. О голодном интеллигенте
Известно, как трудно научить правильно
писать слово интеллигент. Одни, как говорила
когда-то героиня старого телефильма, проверяют
его словом телега, другие, более развитые, –
словом интеллект, – и опять плохо. На
дополнительных занятиях я случайно придумала
спасительное мнемоническое предложение: «ЕЛ ЛИ
интЕЛЛИгент?». Эффект поразительный.
4. Честная бедность на службе
правописания
Словесник с многолетним стажем Ольга
Петровна спрашивает своих учеников: «Почему труженик
пишется с одной буквой н, а мошенник – с
двумя?». И отвечает: «Потому что у мошенника всего
гораздо больше, чем у честного труженика». Хотя
есть горькая правда в этом рассуждении, да и
тревога в вопросе об интеллигенте имеет
некоторые основания, не будем смешивать
социальные проблемы с орфографическими и
постараемся произнести наши мнемонические
предложения легко и шутливо.
5. Не будьте ветрены, или
Доказательство от обратного
Наряду со словом раненый закавыкой
для многих не таких уж неспособных учеников
является слово ветреный. Еще бы: ветреный
(день) – почему-то с одним н, безветренный
(день) – с двумя нн. Как это объяснить?
Может быть, запомнить написание этих слов вам
поможет такое «народно-этимологическое»
рассуждение.
Будем исходить из данности. Если бы слово ветреный
произошло от существительного ветер, то оно
писалось бы с суффиксом -енн-. Так почему не
предположить, что оно образовано от глагола? Ведь
если есть глаголы обветрить, заветрить, выходит,
может быть и глагол без приставки: *ветрить.
(Пишем под звездочкой, так как в действительности
такого глагола нет. Но он мог бы быть!)
Реконструированный нами глагол несовершенного
вида – значит, и в прилагательном должна быть
одна буква н.
Для учеников можно нарисовать
пропорцию:
6. Игры с мячом (вместо физкультминутки).
Совместим полезное с приятным! Когда ребята
устают писать, мы продолжаем изучение русского
языка, но уже в игре. Вариантов – множество! Время
игры 4–5 минут.
1) Сочиняем рассказ. Дети встают. Ученик,
получивший мяч, придумывает предложение, бросает
мяч другому, тот продолжает еще одним
предложением, подходящим по смыслу, и т.д., в конце
должен получиться связный рассказ. Тот, кто не
смог ничего придумать, садится на место.
Иногда получившийся рассказ можно записать.
2) Повторяем. Учитель бросает мяч
ученикам по очереди и называет части речи (в
зависимости от темы). Ученик, получивший мяч,
должен определить: например, у глагола – вид,
спряжение, переходность; у существительного –
склонение, падеж и т.п. (что-либо одно). Так же
можно повторять разряды прилагательных
местоимений.
3) Алфавит. Сначала выбирается тема:
«Игры», «Цветы», «Животные» и др. Дети по очереди
называют буквы алфавита по порядку и тут же
придумывают слово на эту букву.
Любой учитель может продолжить перечень
подобных игр.
7. Диктант с подвохом. Почему так называется?
Потому что этот диктант призван «заманить»
ребят… в книгу. (Не секрет, что современные дети
неохотно берут книгу в руки.) Им об этом,
разумеется, не надо говорить.
Итак, мы проводим любой из видов диктанта:
предупредительный, творческий, выборочный,
комментированный и т.д. Но текст берется из
детской книги, которую учитель держит в руках, и
именно из нее он читает предложения, слова,
отрывок. Предварительно скажем пару слов об
авторе и книге. Дальше выполняем все как обычно.
Но… подвох заключается в том, что у некоторых
ребят уже появится интерес: «А что за книга»? А
можно ли прочитать?». После урока они окружают
меня с просьбой взять почитать, а потом бегут в
библиотеку. Способ проверенный. Я считаю, что
если даже один заинтересовался и прочитал
интересную книгу, то это уже здорово.
Разумеется, для подготовки этого вида диктанта
учителю понадобится больше времени. Но ведь
можно, пользуясь любым методическим пособием,
взять на урок именно ту книгу, отрывок из которой
используется.
8. Сказка, помогающая крепко-накрепко
запомнить правописание ы – и после ц
(6-й класс).
Жили-были буквы-сестры ы и и.
Буква и всегда важничала, считала себя
самой известной, интересной, искусной,
ведь она полагала, что все лучшие слова
начинались с нее. А ы была скромницей,
всегда держалась в тени, думала, что она очень
неуклюжая и некрасивая, раз в русском языке нет
слов, начинающихся с буквы ы.
И вот однажды к ним в город прибыли приставки под-,
об-, без-, раз- и другие, и решили они, что
многие слова теперь будут начинаться с них. Таким
образом буква и перестала быть первой.
«Ну уж нет! Не бывать этому! Я никогда не буду
стоять после кого-то!» – воскликнула она,
обидевшись, и ушла. Приставки задумались: «Как же
быть?». И тут на помощь пришла буква ы. О
ней так редко вспоминали, что для нее и после
приставок стоять было очень приятно. С тех пор в
словах с приставками на согласный, которые без
приставок начинались с и, теперь пишется ы.
А буква и подружилась с приставкой меж-,
потому что она похожа на существительное, и
приставкой сверх-, потому что она
означает что-то самое-самое!
Да еще очень любила и принарядиться,
неравнодушна была она к модной импортной одежде.
Так что водила она знакомство с иностранцами и не
считала зазорным для себя стоять после
иноязычных приставок. |