Вторник, 23.04.2024, 20:18


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Педагогическая мастерская для учителей словесности

Цели:

  1. Ввести учеников в процесс познания.
  2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
  3. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
  4. Подвести ребят к осознанию того, что природа и человек едины; показать необходимость для человека осознанного отношения к своим поступкам и действиям, осмыслить понятие "милосердие”.
  5. Продолжить работу над литературоведческими понятиями тема и идея, способы выражения авторского отношения к персонажу произведения.

Структура урока:

  1. Вступительное слово Мастера.
  2. "Индукция”.
  3. "Самоконструкция”.
  4. "Социоконструкция”.
  5. "Социализация”.
  6. "Афиширование”.
  7. "Разрыв”.
  8. "Коррекция”.
  9. "Рефлексия”.

Ход Мастерской

1. Вступительное слово Мастера

Сегодня у нас необычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. А девизом нашей Мастерской я предлагаю взять слова таджикского поэта Джами:

"Лишь тот в делах своих подружится с
Удачей, кто пользу видит в них,
А от невзгод не плачет!”

2. Индукция (Наведение)

Начать сегодняшнюю Мастерскую мне хочется с вопроса: "Задумывались ли вы когда-нибудь над словом "милосердие”. (Слово написано на доске).

Я предлагаю задуматься.

3. Самоконструкция. (Индивидуальное решение вопроса)

Запишите это слово, подберите ассоциации, связанные с ним. Какие слова к нему притягиваются? Обратите внимание на морфемный состав слова.

Прочитайте свои варианты.

Итак, получился ряд слов (они записываются на доске).

Милый, человеколюбие, великодушие, тепло, сострадание, жалость, доброта.

К сожалению, мы не так уж часто употребляем это слово в нашей речи. А вот сегодня я прошу вас составить предложения, включив в них это замечательное слово.

В милосердии я чувствую…

В слове милосердие я слышу…

Услышав слово милосердие, я представляю…

Быть милосердным – значит…

Затем прослушиваем. (На этом этапе ученик непроизвольно будет анализировать свою работу, сопоставляя её с работами других, обогащая при этом свой опыт). Некоторые варианты предложений:

- Быть милосердным – значит заботиться об окружающих.

- В слове милосердие я чувствую тепло, заботу, добро. И т.д.

Сверим наше понимание слова с толкованием, которое дается в словаре Ожегова.

Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Записано на доске).

Мы не раз, ребята, говорили о том, что писатели, поэты (впрочем, как и другие творческие люди) часто обращают наше внимание на то, что мы просто не замечаем в повседневной жизни: им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.

Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом одного из них. Это В.П. Астафьев, писатель уже давно бьющий тревогу о судьбе земли, на которой мы живем, о судьбе каждого человека на это земле. А название рассказа такое: "И милосердия…”

Запишите тему нашей мастерской: "Тема милосердия в произведении В.П.Астафьева

"И милосердия…””

Перед прослушиванием подумайте над вопросами:

Почему рассказ так назван?

Какова позиция писателя?

Выразите своё отношение к ней.

Какова тема этого рассказа?

Прослушивание рассказа. (Последний абзац не зачитывается). Обсудите вопросы с сидящими рядом. Все желающие отвечают.

4. "Социоконструкция”

Отношение человека к природе может быть милосердным и немилосердным. И у меня, и у вас, я думаю, возникли вопросы к героям этого рассказа: К отцу, к дочери, а, может быть, к автору? И эти вопросы мы сейчас зададим героям.

Объединимся в группы.

1 группа – вопросы к девочке

2 группа – вопросы к отцу

3 группа – вопросы к автору.

Задание по группам:

  1. Каждый формулирует вопрос.
  2. Вопросы афишируются в группе, обсуждаются.
  3. Выбирается самый удачный, емкий, правильно поставленный вопрос.
  4. Затем группа продумывает вариант ответа на этот вопрос.

5. "Социализация”

(Заслушиваются вопросы и ответы групп, обмениваются мнениями).

Меня в этом рассказе больше всего возмущает позиция отца, этого "борца” за здоровье людей. Милосерден ли он по отношению к людям и, прежде всего к своей дочери?

Познакомьтесь с афоризмами, какой из них вы бы могли использовать для оценки поступка отца?

"Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев”. (Чарльз Бакстон, английский писатель).

"Мы есть плод наших собственных деяний” (Мигель Сервантес де Сааведра, испанский писатель).

"Смерть - зло для всех”. (Иоганн Вольфганг Гете, немецкий поэт и мыслитель)

(Работа в группах. Обмен мнениями).

Мы определили, что в произведении 3 героя, попытаемся их понять. Это будет не просто. И, может быть, кто-то из вас до сих пор не определился в своем отношении к героям.

Как вы считаете, произведение закончено или вам предложен неоконченный вариант?

(Текст звучит еще раз)

Задание: придумайте концовку. Это, скорее, будут мысли автора о случившемся. Его чувства, а, может быть, обращение к людям. (Работа в группах).

6. "Афиширование”. (Зачитывается концовка вслух).

(Обсуждение.)

Как вы оказались близки автору! А значит, поняли, что хотел сказать нам В.П.Астафьев.

7. "Разрыв”. (Чтение авторской концовки)

8. "Коррекция”.

Так почему у произведения такое необычное название? Строчка из одной старинной молитвы звучит так:"Ослепленный слезами, он не мог проклинать, а молил…”

Кого просит о милосердии автор?

Прежде всего, себя, детей своих, всех людей, таких беззаботных и жестоких.

Какова позиция писателя?

В.П.Астафьев, поднимая тему милосердия, обращается к своим современникам с призывом защитить природу, а значит и человека, потому что тот, кто губит природу, губит самого себя. В.П.Астафьев – писатель, на страницах произведений которого очень громко звучит тема экологии: экологии природы и экологии души человека. Быть милосердным – это значит быть, быть всегда.

9. "Рефлексия”.

Давайте, выразим свое отношение к этой позиции автора. Создадим панно.

Холодное безжизненное небо… А это голуби…Отношение к этой птице у нашего народа всегда было трепетным… голубь…мира, моя…голубка…

Вы уже догадались, что это небольшое произведение из книги В.П. Астафьева "Затеси” - так называл свои коротенькие рассказы миниатюры В.П. Затесь – это метка, заруб, стес, указывающий верную дорогу в нетронутых лесах. Мне кажется, что название для книги В.П. Астафьев выбрал удивительно верное, потому что каждый его рассказ для нас – это "затесь”, напоминание, как относиться друг к другу.

"Боже, милосердия нам воздаждь…
и милосердия, и милосердия…”.

" И МИЛОСЕРДИЯ…”

Девочка в красном пальтишке, в меховых башмачках, в пуховой шапочке кормила голубей из кулька.

И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя, друг дружку, оттирая боком. Девочка смеялась, сыпала крупу с крошками и все повторяла: "У, какие! У, какие!...”

А на скамейке сидел ее отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригревающего солнца и поощрял девочку, хвалил ее усердие, а ночью он сгребал лопатой мертвых голубей в кузов машины, и когда нагреб их полный кузов, отвез на свалку и сжег там.

Вернулся он домой наутре, осторожно прошел мимо кровати дочки, которая спала глубоко, руки ее были хорошо, с мылом омыты, и девочка сладко причмокивала губами, даже чему-то улыбалась.

И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как "несмышленая девочка” кормила голубей отравленной пищей. Полученной им в санэпидстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и животных, и нужно было их истребить, то вспомнил, как в другом месте, другие "борцы” за здоровье людей, обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. Но клеща в эту пору не убить – он, оцепенев, спит в гнилых пеньях, колодинах и под корой, а вот птицу той местности истребили всю подчистую.

А птицы там было, птицы! Уже отравленная, но все еще живая, способная двигаться, птица – глухари, тетерева, рябчики вылетали на солнцевсход, грелись и падали замертво на узкую, "обогревную” тропинку, и так их много упало, что, когда я шел весной по этой тропе, под ногами у меня хрустели птичьи скелеты и сапоги по щиколотку уходили в перо, и было идти тяжело и вязко, будто по мягко проседающему мху.

Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы, себя, детей своих, таких беззаботных и жестоких: "Боже, милосердия ми воздаждь… и милосердия ми воздаждь… и милосердия…”

В.П.Астафьев.

Категория: ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА | Добавил: admin (26.05.2013)
Просмотров: 2759 | Теги: доклад на семинаре, доклад на МО учителей русского язык, доклад учителя-словесника, доклад на педсовете | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0