Разные виды чтения
От правильного обучения детей чтению во многом
зависит формирование личности ученика, его
отношения к учению, школе, самому себе.
Программа для основной школы ставит задачу
научить учеников 5-, 6-, 7-го классов «осмысленно и
бегло» читать учебник и научные тексты,
выразительно читать тексты художественного и
публицистического стилей. Цель
совершенствования техники чтения в средней
школе – научить «зрелому» чтению: высокой
скорости чтения и гибкости, т.е. умению читать с
разной скоростью в зависимости от речевой
ситуации.
Это методика оптимального чтения Г.С. Швайко,
система И.Т. Федоренко – И.Г. Пальченко,
методика В.Н. Зайцева и др. В.Н. Зайцев
рекомендует обучать учащихся оптимальному
чтению – в темпе разговорной речи,
обеспечивающем осмысление. Это темп 120–150 слов в
минуту. Как же добиться оптимальной скорости
чтения?
Необходимо иметь в виду следующие рекомендации:
1. Важна не длительность, а частота
тренировочных упражнений. Нужно ежедневно
проделывать с учащимися небольшие по объему
упражнения.
2. Выбрать режим «жужжащего чтения». «Жужжащее»
чтение было одним из основных элементов обучения
в школе В.А. Сухомлинского. Все ученики читали
одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать
товарищам, каждый со своей скоростью. Сейчас
почти все специалисты удостоверились в
эффективности такого чтения.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого
ребенка на парте лежит книга, и любой урок
начинается с того, что дети 5 минут читают в
режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный
урок.
4. Читать перед сном. Дело в том, что последние
события дня особенно отчетливо фиксируются
эмоциональной памятью, и во время сна человек
находится под их впечатлением.
5. Тренировать оперативную память, выполняя
ежедневные зрительные диктанты, тексты которых
разработаны И.Г. Пальченко.
6. Соблюдать режим щадящего чтения (с
кратковременным отдыхом), который необходим в
том случае, если ребенок не любит читать.
Оптимальное чтение.
Комплексное выполнение упражнений
1. Многократное чтение. После того как
начало прочитано учителем и осмыслено учениками,
учитель предлагает начать чтение, читают
одновременно все ученики вполголоса. По
истечении минуты каждый из учеников отмечает, до
какого слова он успел дочитать. Затем следует
повторное чтение этого же отрывка. При этом
ученик снова отмечает, до какого слова он
дочитал, и сравнивает с результатами первого
прочтения. Естественное увеличение темпа чтения
вызывает положительные эмоции: у учеников
возникает желание читать еще раз, однако более
трех раз этого делать не следует. Далее переходим
на чтение в темпе скороговорки.
2. Скороговорка. Этот вид работы
предназначен для развития артикулярного
аппарата, поэтому требования к выразительности
речи здесь понижены, зато повышены требования к
четкости прочтения окончаний слов. Окончания
слов должны четко проговариваться. Упражнение
длится не более 30 секунд, затем переходим к
следующему упражнению.
3. Выразительное чтение с переходом на
незнакомую часть текста. Дети прочитывают
знакомую часть текста и продолжают читать
дальше. И вот здесь, по выражению
И.Г. Пальченко, совершается маленькое чудо.
Ребенок продолжает читать незнакомый текст в
таком же повышенном темпе, как и знакомый. |