В грамматике раздел «Морфемика» представляет
разработанную систему знаний. Объясняю ученикам,
что морфемика (от греч. «морфе» – форма) –
это раздел науки о языке, в котором изучается
состав (строение) слова.
Первое знакомство с морфемой происходит в
начальной школе. Выполнить морфемный разбор –
значит найти «строительные кирпичики», из
которых состоит это слово. Морфемы – самые
маленькие значимые части слова. Они образуют
морфемный состав слова.
Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. Морфемный и словообразовательный
анализ слова помогают детям проникнуть в тайны
нашего языка – его семантические глубины.
Значения слов лучше усваиваются, а различия
между однокоренными словами ярче ощущаются
говорящими, если у них воспитана привычка
анализировать морфемный состав слов и способы их
словообразования.
Словообразование – раздел науки о языке,
изучающий способы образования слов. На уроках
знакомлю учеников со словообразовательными
словарями, которые содержат сведения о
словообразовательных связях слов. В 1978 г. был
издан «Школьный словообразовательный словарь
русского языка» А.Н. Тихонова, а в 1985 г. вышло
двухтомное издание словаря этого автора. Слова в
них расположены гнездами. Например:
абитуриент |
абитуриент-к-а
абитуриент-ск-ий |
влия-ть |
влия-ни-е
влия-тельн-ость
по-влия-ть |
На уроках работаем со «Школьным
словообразовательным словарем» З.А. Потихи
под редакцией С.Г. Бархударова. Он помогает
определить морфемный состав русских слов, что
особенно трудно для детей. Слова в нем членятся
на отдельные морфемы. Например: дерев-ен-ск-ий,
пе-вуч–есть, уступ-а-ть, аккурат-н-ый и т.д.
По-иному состав этих слов определяет
А.Н. Тихонов (деревен-ск-ий, аккуратн-ый и
т.д.). «Словарь морфем русского языка»
А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой, вышедший в
1986 г., содержит информацию о существовании
корневых и аффиксных морфем в русском языке. Они
членят слова так: ви-л-к-а, важ-н-ый-, вет-вь.
А.Н. Тихонов выделяет другой состав морфем: вилк-а,
важн-ый, ветвь.
Итак, работая со словарями, вижу, что они
противоречат друг другу, в них отсутствует
единство толкования состава слов. С другой
стороны, умение пользоваться различными
словарями помогает лучшему усвоению и пониманию
современного русского языка, обогащает
словарный запас учащихся, дает возможность
свободно пользоваться богатыми средствами
языка. С помощью словаря не только повышается
уровень культуры речи, но и развиваетcя
интеллект. Вспомним изречение: «Не тот
образованный, который все знает (это и
невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти
ответ на возникший вопрос».
В 6-х классах детям было предложено изучение
словообразования в двух направлениях: ученики
знакомились с основными способами
словообразования и как словообразование связано
с морфологией (повторялись способы образования
частей речи). Закреплялись знания о структуре
слова и умении производить разбор.
Слова в русском языке образуются не только из
морфем, но и на основе следующих языковых единиц:
слов синь от синий; краснеть от красный;
словосочетаний (вечнозеленый от вечно
зеленый); предложений (перекати-поле от перекати
(пов. накл.) поле.).
В зависимости от того, какие средства
используются при образовании слов, различаются
следующие способы образования слов:
приставочный (при-носить – носить);
суффиксальный (заказ-чик – заказать, ручка –
рука); приставочно-суффиксальный (по-дорож-ник
– дорога); бессуффиксальный (безаффиксный) (зелень
– зеленый); сложение слов (ракета-носитель);
сложение основ с помощью соединительных гласных о
и е (пешеход, звездопад); аббревиация
– сложение слогов и начальных букв (или звуков)
слов (вуз (высшее учебное заведение), МГУ
(Московский государственный университет));
начальной части слова с целым словом (автостанция
(автобусная станция); слов, образующих
словосочетание (сельскохозяйственная
(выставка) – сельское хозяйство); переход
слов из одной части речи в другую (столовая –
сущ., столовая – прилаг.).
Образование одного-двух слов целесообразно
записывать в виде «цепочки»:
беловатенький – беловатый – белый.
В процессе образования слов при прибавлении
суффиксов могут происходить либо чередования
звуков (смешной от смех х//ш), либо
усечение конечных суффиксов или их частей (рубка
от рубить, усечен суффикс -и-; крашение
от красить с//ш и усечен суффикс -и-.
Ученики делают ошибки при разборе слова деревянный
(молоток), которое означает «сделанный из
дерева». Значит, оно образовано от слова дерево.
В слове деревянный есть суффикс -янн-,
которого не было в слове дерево;
следовательно, он был прибавлен к нему. Подоконник
можно определить как приставочно-суффиксальное
образование.
Подоконник – «доска под окном», значит, подоконник
– окно, как префиксально-суффиксальное
образование. Но можно рассуждать и так: подоконник
– это «подоконная доска» – значит, подоконник –
подоконный суффиксальное образование. Такие
слова называются словами с двойной мотивацией.
Приведу пример членения основы слова на
морфемы. Вспомним строки из известного
стихотворения С.Я. Маршака.
Учитель задал мне вопрос:
– Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин.
В словах Канин и Ванин ученик одинаково
выделил морфему -ин-. Это неверно. Ванин нос –
нос Вани, означает: «принадлежащий Ване». К
морфеме Ван- прибавляется морфема -ин- (Танин,
мамин, сестрин и т.д.). Везде означает
принадлежность.
Канин Нос? Ученые установили, что название Канин
(полуостров, мыс, нос) происходит от ненецкого
слова канинзь «мерзнуть».
Критерий Г.О. Винокура в данном случае
показывает: если слово не поддается объяснению
через другое, более простое по значению слово, то
и на морфемы членить такое слово нельзя.
В результате споров и расхождений в
современной науке появились противоречия в
подходе к морфемному и словообразовательному
анализу слова.
Каждый из видов анализа слова имеет свои цели и
задачи. На уроках обращаю внимание на цели
морфемного анализа слова:
1) выявление морфем в слове и установление их
форм и значений;
2) определение видов выявленных морфем;
3) установление границ между морфемами;
4) восстановление
морфемно-словообразовательной структуры слова,
т.е. порядка нанизывания аффиксов на
непроизводную основу.
На уроках даю такую структуру морфемного
анализа:
1. Определите лексическое значение слова.
2. Определите грамматическое значение слова:
установите часть речи и грамматическую форму.
3. Выделите основы слова и аффиксов, стоящих вне
основы (основа словоизменения и основа
словообразования).
4. Членение производной основы слова на ее
составляющие. Например: пред-у-сматр-ива-ть-ся.
5. Выделите деривационные аффиксы. (Например: у-бав-и-ть,
при-бав-и-ть.)
Обращаю внимание на процессы усечения,
наращения, совмещения фонем на морфемном шве.
Усекаться (имеется в виду замена суффикса
при образовании нового слова) способны:
1) основы производящих имен существительных: ветвь
– ветка;
2) основы слов – названия городов при
образовании названий жителей: Томск – том-ич,
Иркутск – иркут-янин;
3) основы слов – названия науки (или
общественного направления), к которым
принадлежит называемый человек: физика –
физ-ик, химия – хим-ик;
4) основы производящих имен прилагательных: аккуратный
– аккурат-ист, низкий – низ-ость;
5) основы производящих глаголов: боро-ться –
борь-ба, вздохну-ть – вздох.
Усечение часто происходит при включении
иноязычных слов в словообразовательный процесс.
Например: кенгуру – кенгур-енок, соло – сол-ист.
Наращение происходит обычно перед
словообразовательным суффиксом: ли-ть –
ли-в-ень проза – проз-а-ик.
Совмещение морфем: лил-ов-ый – лил-оват-ый,
коричн-ев-ый – коричн-еват-ый, Одесc-а –
одес-ск-ий.
Наложение морфем: вчера – вчерашний;
Таким образом, используя в работе каждый из
двух видов анализа, приходим вместе с учениками к
выводу, что морфемный и словообразовательный
анализы находятся в тесной связи и представляют
по существу единый
морфемно-словообразовательный анализ. |