Четверг, 02.05.2024, 06:43


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Морфемный и словообразовательный анализ слова в школе

В грамматике раздел «Морфемика» представляет разработанную систему знаний. Объясняю ученикам, что морфемика (от греч. «морфе» – форма) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Первое знакомство с морфемой происходит в начальной школе. Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Морфемы – самые маленькие значимые части слова. Они образуют морфемный состав слова.

Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

Морфемный и словообразовательный анализ слова помогают детям проникнуть в тайны нашего языка – его семантические глубины. Значения слов лучше усваиваются, а различия между однокоренными словами ярче ощущаются говорящими, если у них воспитана привычка анализировать морфемный состав слов и способы их словообразования.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов. На уроках знакомлю учеников со словообразовательными словарями, которые содержат сведения о словообразовательных связях слов. В 1978 г. был издан «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, а в 1985 г. вышло двухтомное издание словаря этого автора. Слова в них расположены гнездами. Например:

абитуриент

абитуриент-к

абитуриент-ск-ий

влия-ть

влия-ни-е

влия-тельн-ость

по-влия-ть

На уроках работаем со «Школьным словообразовательным словарем» З.А. Потихи под редакцией С.Г. Бархударова. Он помогает определить морфемный состав русских слов, что особенно трудно для детей. Слова в нем членятся на отдельные морфемы. Например: дерев-ен-ск-ий, пе-вуч–есть, уступ-а-ть, аккурат-н-ый и т.д.

По-иному состав этих слов определяет А.Н. Тихонов (деревен-ск-ий, аккуратн-ый и т.д.). «Словарь морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой, вышедший в 1986 г., содержит информацию о существовании корневых и аффиксных морфем в русском языке. Они членят слова так: ви-л-к-а, важ-н-ый-, вет-вь. А.Н. Тихонов выделяет другой состав морфем: вилк-а, важн-ый, ветвь.

Итак, работая со словарями, вижу, что они противоречат друг другу, в них отсутствует единство толкования состава слов. С другой стороны, умение пользоваться различными словарями помогает лучшему усвоению и пониманию современного русского языка, обогащает словарный запас учащихся, дает возможность свободно пользоваться богатыми средствами языка. С помощью словаря не только повышается уровень культуры речи, но и развиваетcя интеллект. Вспомним изречение: «Не тот образованный, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

В 6-х классах детям было предложено изучение словообразования в двух направлениях: ученики знакомились с основными способами словообразования и как словообразование связано с морфологией (повторялись способы образования частей речи). Закреплялись знания о структуре слова и умении производить разбор.

Слова в русском языке образуются не только из морфем, но и на основе следующих языковых единиц: слов синь от синий; краснеть от красный; словосочетаний (вечнозеленый от вечно зеленый); предложений (перекати-поле от перекати (пов. накл.) поле.).

В зависимости от того, какие средства используются при образовании слов, различаются следующие способы образования слов: приставочный (при-носить – носить); суффиксальный (заказ-чик – заказать, ручка – рука); приставочно-суффиксальный (по-дорож-ник – дорога); бессуффиксальный (безаффиксный) (зелень – зеленый); сложение слов (ракета-носитель); сложение основ с помощью соединительных гласных о и е (пешеход, звездопад); аббревиация – сложение слогов и начальных букв (или звуков) слов (вуз (высшее учебное заведение), МГУ (Московский государственный университет)); начальной части слова с целым словом (автостанция (автобусная станция); слов, образующих словосочетание (сельскохозяйственная (выставка) – сельское хозяйство); переход слов из одной части речи в другую (столовая – сущ., столовая – прилаг.).

Образование одного-двух слов целесообразно записывать в виде «цепочки»:

беловатенький – беловатый – белый.

В процессе образования слов при прибавлении суффиксов могут происходить либо чередования звуков (смешной от смех х//ш), либо усечение конечных суффиксов или их частей (рубка от рубить, усечен суффикс -и-; крашение от красить с//ш и усечен суффикс -и-.

Ученики делают ошибки при разборе слова деревянный (молоток), которое означает «сделанный из дерева». Значит, оно образовано от слова дерево. В слове деревянный есть суффикс -янн-, которого не было в слове дерево; следовательно, он был прибавлен к нему. Подоконник можно определить как приставочно-суффиксальное образование.

Подоконник – «доска под окном», значит, подоконник – окно, как префиксально-суффиксальное образование. Но можно рассуждать и так: подоконник – это «подоконная доска» – значит, подоконник – подоконный суффиксальное образование. Такие слова называются словами с двойной мотивацией.

Приведу пример членения основы слова на морфемы. Вспомним строки из известного стихотворения С.Я. Маршака.

Учитель задал мне вопрос:
– Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин.

В словах Канин и Ванин ученик одинаково выделил морфему -ин-. Это неверно. Ванин нос – нос Вани, означает: «принадлежащий Ване». К морфеме Ван- прибавляется морфема -ин- (Танин, мамин, сестрин и т.д.). Везде означает принадлежность.

Канин Нос? Ученые установили, что название Канин (полуостров, мыс, нос) происходит от ненецкого слова канинзь «мерзнуть».

Критерий Г.О. Винокура в данном случае показывает: если слово не поддается объяснению через другое, более простое по значению слово, то и на морфемы членить такое слово нельзя.

В результате споров и расхождений в современной науке появились противоречия в подходе к морфемному и словообразовательному анализу слова.

Каждый из видов анализа слова имеет свои цели и задачи. На уроках обращаю внимание на цели морфемного анализа слова:

1) выявление морфем в слове и установление их форм и значений;

2) определение видов выявленных морфем;

3) установление границ между морфемами;

4) восстановление морфемно-словообразовательной структуры слова, т.е. порядка нанизывания аффиксов на непроизводную основу.

На уроках даю такую структуру морфемного анализа:

1. Определите лексическое значение слова.

2. Определите грамматическое значение слова: установите часть речи и грамматическую форму.

3. Выделите основы слова и аффиксов, стоящих вне основы (основа словоизменения и основа словообразования).

4. Членение производной основы слова на ее составляющие. Например: пред-у-сматр-ива-ть-ся.

5. Выделите деривационные аффиксы. (Например: у-бав-и-ть, при-бав-и-ть.)

Обращаю внимание на процессы усечения, наращения, совмещения фонем на морфемном шве.

Усекаться (имеется в виду замена суффикса при образовании нового слова) способны:

1) основы производящих имен существительных: ветвь – ветка;

2) основы слов – названия городов при образовании названий жителей: Томск – том-ич, Иркутск – иркут-янин;

3) основы слов – названия науки (или общественного направления), к которым принадлежит называемый человек: физика – физ-ик, химия – хим-ик;

4) основы производящих имен прилагательных: аккуратный – аккурат-ист, низкий – низ-ость;

5) основы производящих глаголов: боро-ться – борь-ба, вздохну-ть – вздох.

Усечение часто происходит при включении иноязычных слов в словообразовательный процесс. Например: кенгуру – кенгур-енок, соло – сол-ист.

Наращение происходит обычно перед словообразовательным суффиксом: ли-ть – ли-в-ень проза – проз-а-ик.

Совмещение морфем: лил-ов-ый – лил-оват-ый, коричн-ев-ый – коричн-еват-ый, Одесc-а – одес-ск-ий.

Наложение морфем: вчера – вчерашний;

Таким образом, используя в работе каждый из двух видов анализа, приходим вместе с учениками к выводу, что морфемный и словообразовательный анализы находятся в тесной связи и представляют по существу единый морфемно-словообразовательный анализ.

Категория: ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА | Добавил: admin (05.06.2012)
Просмотров: 4528 | Теги: доклад на МО учителей русского язык, доклад на семинаре, доклад учителя-словесника, доклад на педсовете | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0