Пятница, 21.06.2024, 11:08


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Как должна выглядеть парная запятая, чтобы ученик не делал ошибок
Начну я с загадочного заявления: все дело в том, что у открывающей скобки усики смотрят вправо, а у открывающей запятой хвостик смотрит влево. А теперь по порядку….

С некоторых пор меня волнует далеко не праздный вопрос: почему из всех парных пунктуационных знаков школьники и, что гораздо важнее и печальнее, абитуриенты чаще всего не справляются с двойной запятой? Почему они пропускают закрывающую запятую, почему не находят ее пропуск при проверке сочинений и диктантов и в тестах? Почему они гораздо реже пропускают вторую скобку и закрывающую кавычку, что на экзаменах оценивается не так строго? И, как ни прискорбно, страдают этим пороком даже отличники и хорошисты.

Если бы этот вопрос носил сугубо теоретический характер, все, что по этому поводу думаю я или очень многие учителя русского языка, было бы интересно психологам, теоретикам пунктуации и самим этим учителям, задумывающимся о пунктуационных ошибках. Но, к сожалению, не поставленная в нужном месте запятая может привести к тому, что пятерка на вступительном экзамене превратится в четверку, тройка – в двойку, а учеба в вузе – в новые расходы на репетиторов и игры в прятки с безжалостной военной машиной.

Проблема закрывающей запятой действительно сложна. С ней, как ни странно, не справляются и более квалифицированные, чем ученики и абитуриенты, авторы и редакторы текстов. Мне случалось находить не закрытые запятой обособленный оборот, вводное предложение или придаточное внутри главного в диссертациях, причем филологических. Да и за собой я с некоторым изумлением замечаю этот грех: случается, что в своем конспекте (это хотя бы не стыдно), а то и в статье не нахожу закрывающую запятую. А вот пара примеров из публикаций в Интернете и печати.

Одна солидная научная гуманитарная программа объявляет конкурс проектов: Заявки, присланные после 23 апреля 2001 г._ рассмотрению не подлежат.

Газета «Аргументы и факты», № 17 за 2002 год: Некоторые их [скинхедов] лидеры открыто говорят, что выполняют заказ «больших дядь» из Государственной думы_ да еще «намекают», что в Кремле поддерживают их планы.

Значит, дело не в том, что школьники такие нерадивые. Корни проблемы лежат глубже, и даже блестящее знание синтаксиса и правил пунктуации не спасает от ошибки. В чем ее механизм?

Способ обучения пунктуации с опорой на синтаксис во многих случаях плодотворен. Неумение различить сложносочиненное предложение с союзом и и однородные сказуемые с тем же союзом обязательно приведет к ошибке. Однако для парной запятой одного знания синтаксиса оказывается недостаточно. Да, хороший ученик знает, где начинается вводное слово или обособленное определение, и поставит там запятую. Но к моменту, когда оно кончается, его оперативная память забита орфографией, грамматикой, правильным согласованием и управлением, внутренней речью, если это сочинение, и внешней, учительской, если это диктант. И в тексте нет дополнительного сигнала, который напоминал бы ученику (да и любому пишущему), что вводное слово или оборот надо закрыть. А при проверке сочинения ли, диктанта срабатывает тот же принцип: проверки требуют и орфография, и окончания, и сочетаемость слов, и структура предложения. На открывающую запятую хватает внимания, а на закрывающую – уже нет. Не сформированный навык приводит к тому, что и в тесте школьник или абитуриент не видит пропуске именно закрывающей запятой. Говорю это со всей ответственностью, потому что мне приходилось и проверять вступительные тесты по русскому языку образца 1996–1999 годов, и готовить к ним абитуриентов на подготовительных курсах. Задание на пропуск запятой и именно закрывающей – одно из самых плохо решаемых.

Значит, одного знания синтаксических конструкций, в которых используется парная запятая, мало для формирования навыка ее постановки.

Есть ли эффективные методики, позволяющие научить школьника/абитуриента «не терять» закрывающую запятую?

Я хочу предложить один довольно простой и наглядный методический прием, позволяющий снизить «забывчивость» ученика. Для этого вернемся к вопросам, с которых все начиналось. Действительно, школьники реже «теряют» закрывающую скобку, чем закрывающую запятую. Понятно, что скобки и встречаются реже, но даже в пересчете на доли или проценты получается, что закрывающая запятая теряется чаще. Почему?

Вот тут я готов напомнить и прояснить загадочное утверждение, которым я предварил статью. Все дело в том, что открывающая скобка своей формой, своим внешним видом показывает, напоминает, что должна быть где-то впереди закрывающая скобка. И именно потому, что концы («усики») открывающей скобки направлены вправо, а закрывающей – влево, то есть обе скобки охватывают выделяемую часть текста. Открыв скобку, мы мысленно как будто продолжаем ее загиб над и под строкой, охватывая сверху и снизу выделяемый фрагмент текста в «кружок», например:

Некоторые определения (стоящие после определяемого слова) выделяются скобками.

Но, поскольку пространство за пределами строки для знаков письма является запретной зоной, продолжение линий не изображается, а домысливается.

Открывающая запятая не напоминает о существовании впереди закрывающей запятой и даже все путает своим внешним видом, потому что «хвостик» запятой – и открывающей, и закрывающей, и одиночной – направлен влево. Это значит, что по внешнему виду мы не сможем отличить открывающую запятую от закрывающей и одиночной. Поэтому она не может быть сигналом начала выделяемого фрагмента текста. И, самое главное, продолжение ее хвостика уводит читателя влево, в часть текста, от которой она отделяет выделенный парной запятой фрагмент, например:

Некоторые определения, стоящие после определяемого слова, выделяются запятыми.

Получается, что функцию знака начала выделяемого фрагмента открывающая запятая выполняет только наполовину: она стоит в месте, где начинается этот фрагмент, но направлением своего конца уводит читателя от него. На самом деле она выполняет свою функцию всего лишь на треть. Для этого достаточно посмотреть на то, как расположены пробелы при парных скобках и парных запятых.

У закрывающей скобки и закрывающей запятой пробел стоит справа (сравните и направление – оно у них тоже одинаково). А вот у открывающей скобки пробел находится слева. Это еще один способ показать, какой фрагмент выделяется, – тот, который примыкает к скобке. Совсем другая картина с запятой: пробел у открывающей запятой находится справа. Снова проблема: и по месту пробела открывающую запятую невозможно отличить ни от закрывающей, ни от одиночной. Вот и гадай, читатель (если он, конечно, задумывается о пунктуации), отделяет автор фрагменты предложения друг от друга, начинает выделение или заканчивает.

Как показывает наш анализ формы знаков препинания, внешний вид открывающей запятой – вечный источник пунктуационной ошибки. Решить эту проблему можно двумя путями – законодательным и методическим. И в том и в другом случае нужно изменить форму открывающей запятой. Опять же исходя из нашего анализа она должна писаться «хвостиком» вправо, чтобы показывать, что выделяется фрагмент текста, расположенный справа от нее, а пробел должен находиться слева от запятой, как у открывающей скобки. Приблизительно так:

Некоторые определения стоящие после определяемого слова, выделяются запятыми.

По виду такая запятая будет похожа на очень маленькую открывающую скобку, опущенную в самый низ строки, как, например, нижний индекс. Аналогия неточна, потому что у запятой утолщение («капля») находится сверху, а у скобки (если она исполнена пером или шрифтом, имитирующим перо, например, «Таймс») – посередине. Но здесь более важен общий зрительный образ: теперь запятые охватывают выделяемый текст, а продолжение их «хвостиков» замыкает его снизу, а не с двух сторон, как у скобок.

Законодательно можно было бы ввести такой знак в русскую графику, но я понимаю, сколько проблем это создаст. Во-первых, это потребует решения на самом высоком уровне. А мы видим, что гораздо менее радикальные изменения, не претендующие на введение нового знака, вызывают общественную бурю, сопоставимую с парламентским кризисом. Во-вторых, это приведет к изменению состава письменных знаков, перекодировке компьютерных шрифтов, что предполагает большие – и прежде всего денежные – затраты. И в-третьих, это повлечет за собой значительные изменения в пунктуационных правилах. Например, что делать, если открывающая запятая встречается с одиночной по другому правилу? Сейчас на их месте ставится одна запятая, потому что у той и другой одинаковая форма. Разная форма открывающей и одиночной запятой потребует постановки обеих или другого приемлемого решения. И таких случаев не один и не два.

Поэтому возможно менее радикальное методическое решение – использование новой формы открывающей запятой как обучающего и вспомогательного средства: она проставляется карандашом, а затем, после окончательной проверки или в чистовом варианте, стирается, предварительно замененная на «нормальную» запятую.

Мое рассуждение не будет полным, если я не скажу еще об одном: «зрительный», «формальный» подход позволяет не только разрешить некоторые нормативные проблемы пунктуации. Он дает средства и для развития выразительного использования знаков препинания.

Ученик может оценить выразительность пунктуационного знака, понимая, как он выглядит. Возьмем, например, слэш – косую дробь. Именно выразительность позволила ему расширить сферу употребления. Во многих случаях он заменяет дефис или разрывает части аббревиатуры: ВЧ (воинская часть) воспринимается как единое слово, в то время как написание в/ч позволяет воспринимать это сочетание как просто сокращенное написание с сохранением самостоятельности обеих букв. И можно сразу оценить разницу между написаниями любовь-ненависть (единство) и любовь/ненависть (альтернатива), потому что дефис – горизонтальный знак, а слэш – диагональный. Особенно часто слэш используется в газетных объявлениях о знакомстве или купле-продаже: без в/п; ж/п обеспечен; из мест л/с (или даже м/л/с) не беспокоить(ся). Конечно, использование слэша из соображений экономии места и денег в объявлениях, где каждое слово оплачивается, – это крайность, но научить употреблять слэш (и не употреблять его там, где он исказит или затемнит смысл) можно, только понимая его формально-выразительную сторону.

Итак, у пунктуации, кроме нормативной и синтаксической сторон, есть еще сторона формальная – внешний вид, пространственные характеристики пунктуационных знаков. По большей части мы склонны не обращать внимания на внешний облик знака препинания, тем более что он не так бросается в глаза, как буква или цифра. Но иногда нам как обучающим, а нашим ученикам как пишущим не обойтись без полной логической цепи: пунктуационная норма – функция знака препинания – форма знака препинания.

Категория: ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА | Добавил: admin (16.06.2012)
Просмотров: 1689 | Теги: доклад на МО учителей русского язык, доклад на семинаре, доклад учителя-словесника, доклад на педсовете | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0