Пятница, 09.12.2016, 12:41

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Из опыта работы учителя-словесника "Анализ поэтического текста"

Вопрос об анализе поэтического  лирического произведения – один из самых острых профессиональных вопросов. Никто не будет спорить, что разговор о поэзии – сложная работа, требующая от учителя литературоведческой, методической, психологической подготовки. Как сделать зримой, слышимой, ощущаемой « материю стиха»? С другой стороны, « не засушить», сделать эту работу не формальной, а интересной и увлекательной для учеников?

Эти вопросы задает себе каждый словесник, приступая к анализу лирического произведения. Но для того, чтобы учитель, готовый к такой работе, мог бы ее успешно осуществлять, необходимо еще одно очень важное условие – наличие мотивации у тех, с кем эта работа будет проводиться. «Зачем нужно анализировать стихи?» - если задуматься над этим вопросом с учениками с пятого класса и постепенно, из года в год, расширять их представление о том, какие богатства таят в себе элементы стихотворной формы, можно  научить их получать удовольствие от этой работы. Самое распространенное мнение на этот вопрос  -  чтобы глубже понять стихотворение -  раскрыть мысли и чувства. Кроме этого, научиться понимать поэзию – значит обогатить себя духовно, развить эстетический вкус.

Именно поэзия отражается в духовном мире, именно она формирует личность.

Как следует подступаться к анализу поэтического произведения?

В  самом начале важно закрепить первое впечатление. Лучше записать, то есть зафиксировать. Что с первого взгляда бросается и почему? Если нет какой- то вспыхнувшей мысли, но определена тема, выделяем образы и мотивы, которые ложатся на наши впечатления.

А если совсем непонятно -  медленно прочитать еще раз. И наконец,  читать по частям речи, группируя сначала существительные ( предметный, понятийный состав), затем прилагательные ( чувства, эмоции, окраска) и глаголы ( действия, состояния, мотивы).

Прежде всего, учащихся надо учить герметическому анализу, т. е. внутреннему, а затем – сопоставительному.

 

Самой распространенной сегодня является методика М. Л. Гаспарова, который выделяет 3 уровня анализа стиха:

1 уровень.  Верхний, идейно- образный, содержательный.

В нем 2 подуровня. Во- первых, идеи и эмоции, во- вторых, образы и мотивы.

Сразу же обращаем внимание на эмоциональный фон, пафос стихотворения ( пафос может быть лирический, мировоззренческий, эпический).

Различаются эти уровни по тому, какими сторонами нашего сознания мы воспринимаем относящиеся к ним явления.

Верхний, идейно-образный мы воспринимаем умом и воображением.  Итак, определяем в стихотворении главное: образы и мотивы. Нередко тема уже заявлена в названии стихотворения: « Тоска по родине», « Баллада о любви». Если стихотворение не имеет названия,нужно найти ключевые слова – те, которые насыщены максимальной информацией. Чтобы определить идею, после прочтения задайтесь вопросом: зачем автору понадобилось обратиться к этой теме, что он хочет  сообщить с ее помощью.   В идее стихотворения отражено авторское восприятие описываемой ситуации. Когда мы анализируем стихотворение, обращаем внимание на неожиданности, обращаем внимание на систему конфликта.  Это может быть конфликт слова, начало и конец стихотворения.

2 уровень.  Средний, стилистический мы воспринимаем чувством языка: чтобы сказать, что такое-то слово употреблено не в прямом, а в переносном значении; а такой-то порядок слов возможен, но необычен.  Прежде всего, рассматриваются тропы, слова в переносном значении, потому что они работают на идею.  Идет работа с лексикой и синтаксисом текста, слова рассматриваются в их сочетании и расположении. Работая с лексикой, мы неожиданно ловим себя на мысли, что где-то подобное уже встречали.  Здесь возможен выход за рамки герметического анализа, и тогда  рассматриваем ситуацию в интертекстуальном аспекте. Не забываем о хронотопе, создающем ощущение вечности, а не только конкретного эпизода.

3 уровень.  Фонетический, собственно- стиховой.  Этот звуковой уровень мы воспринимаем слухом, чтобы уловить ритм стихотворения или аллитерацию. Обращаем внимание на ритмику, строфику, звукопись. Размеры стиха могут передавать настроение. Есть ощущение, что формы работают с содержанием

Единой схемы анализа не существует, но опираться на три уровня необходимо. Существует все- таки иерархия при анализе: что важно, что второстепенно. При анализе важно учитывать хронотоп – пространство места и времени. Стиховеды говорят, что в анализе не обязательно идти строго по уровням. Анализ стихотворения субъективен, но надо искать доказательства.

Категория: ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА | Добавил: admin (23.12.2013)
Просмотров: 788 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0