Вопрос об анализе поэтического лирического произведения
– один из самых острых профессиональных вопросов. Никто не будет
спорить, что разговор о поэзии – сложная работа, требующая от учителя
литературоведческой, методической, психологической подготовки. Как
сделать зримой, слышимой, ощущаемой « материю стиха»? С другой стороны, «
не засушить», сделать эту работу не формальной, а интересной и
увлекательной для учеников?
Эти вопросы задает себе каждый
словесник, приступая к анализу лирического произведения. Но для того,
чтобы учитель, готовый к такой работе, мог бы ее успешно осуществлять,
необходимо еще одно очень важное условие – наличие мотивации у тех, с
кем эта работа будет проводиться. «Зачем нужно анализировать стихи?» -
если задуматься над этим вопросом с учениками с пятого класса и
постепенно, из года в год, расширять их представление о том, какие
богатства таят в себе элементы стихотворной формы, можно научить их
получать удовольствие от этой работы. Самое распространенное мнение на
этот вопрос - чтобы глубже понять стихотворение - раскрыть мысли и
чувства. Кроме этого, научиться понимать поэзию – значит обогатить себя
духовно, развить эстетический вкус.
Именно поэзия отражается в духовном мире, именно она формирует личность.
Как следует подступаться к анализу поэтического произведения?
В самом начале важно закрепить первое впечатление.
Лучше записать, то есть зафиксировать. Что с первого взгляда бросается и
почему? Если нет какой- то вспыхнувшей мысли, но определена тема,
выделяем образы и мотивы, которые ложатся на наши впечатления.
А если совсем непонятно - медленно прочитать еще раз. И наконец, читать по частям речи,
группируя сначала существительные ( предметный, понятийный состав),
затем прилагательные ( чувства, эмоции, окраска) и глаголы ( действия,
состояния, мотивы).
Прежде всего, учащихся надо учить герметическому анализу, т. е. внутреннему, а затем – сопоставительному.
Самой распространенной сегодня является методика М. Л. Гаспарова, который выделяет 3 уровня анализа стиха:
1 уровень. Верхний, идейно- образный, содержательный.
В нем 2 подуровня. Во- первых, идеи и эмоции, во- вторых, образы и мотивы.
Сразу же обращаем внимание на
эмоциональный фон, пафос стихотворения ( пафос может быть лирический,
мировоззренческий, эпический).
Различаются эти уровни по тому, какими сторонами нашего сознания мы воспринимаем относящиеся к ним явления.
Верхний, идейно-образный
мы воспринимаем умом и воображением. Итак, определяем в стихотворении
главное: образы и мотивы. Нередко тема уже заявлена в названии
стихотворения: « Тоска по родине», « Баллада о любви». Если
стихотворение не имеет названия,нужно найти ключевые слова – те, которые
насыщены максимальной информацией. Чтобы определить идею, после
прочтения задайтесь вопросом: зачем автору понадобилось обратиться к
этой теме, что он хочет сообщить с ее помощью. В идее стихотворения
отражено авторское восприятие описываемой ситуации. Когда мы анализируем
стихотворение, обращаем внимание на неожиданности, обращаем внимание на
систему конфликта. Это может быть конфликт слова, начало и конец
стихотворения.
2 уровень. Средний, стилистический мы воспринимаем чувством языка:
чтобы сказать, что такое-то слово употреблено не в прямом, а в
переносном значении; а такой-то порядок слов возможен, но необычен.
Прежде всего, рассматриваются тропы, слова в переносном значении, потому
что они работают на идею. Идет работа с лексикой и синтаксисом текста,
слова рассматриваются в их сочетании и расположении. Работая с
лексикой, мы неожиданно ловим себя на мысли, что где-то подобное уже
встречали. Здесь возможен выход за рамки герметического анализа, и
тогда рассматриваем ситуацию в интертекстуальном аспекте. Не забываем о
хронотопе, создающем ощущение вечности, а не только конкретного
эпизода.
3 уровень. Фонетический, собственно- стиховой. Этот звуковой уровень
мы воспринимаем слухом, чтобы уловить ритм стихотворения или
аллитерацию. Обращаем внимание на ритмику, строфику, звукопись. Размеры
стиха могут передавать настроение. Есть ощущение, что формы работают с
содержанием
Единой схемы анализа не существует, но опираться на три уровня необходимо.
Существует все- таки иерархия при анализе: что важно, что
второстепенно. При анализе важно учитывать хронотоп – пространство места
и времени. Стиховеды говорят, что в анализе не обязательно идти строго
по уровням. Анализ стихотворения субъективен, но надо искать
доказательства. |