Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом
письменной речи. Значит, орфографический навык – это речевой навык.
Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи
учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли через этап
совмещения двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и
соблюдать при этом орфографические нормы.
При таком совмещении орфографическое действие становится способом
выполнения другого действия. В результате вырабатывается прочный
орфографический навык.
Что значит развивать речь учащихся?
Развивать речь учащихся – это значит работать над произношением,
значением морфем, слов фразеологизмов, над морфологической формой слов,
над словосочетаниями, предложениями контекстной речью. Действующая
программа по русскому языку предусматривает работу по развитию речи в
трех направлениях:
- овладение нормами русского литературного языка (произношения,
словообразования, построения словосочетаний и предложений, употребления
слов в соответствии сих лексическим значением и стилевой
принадлежностью);
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.
Эти направления в работе по развитию речи и необходимо учитывать при
осуществлении связи между обучением орфографии и развитием речи.
Следовательно, дидактический материал подбирается, исходя из задач
обучения орфографии с учетом свойств русского правописания и
закономерностей его усвоения и исходя из задач формирования навыков
связной речи.
Когда говорится о работе над произношением, то, прежде всего,
имеется в виду предупреждение и преодоление ошибок в постановке ударения
в словах. Так, при изучении правописания безударных суффиксов -а , -о в наречиях учитель обращает внимание учащихся на правильную постановку ударения в таких, например, словах: досуха, досыта, дочиста, наглухо, накрепко, наскоро, надолго, задолго и т. д.
Работа над значением морфем проводится с тем, чтобы учащиеся глубже
осознали сущность того или иного орфографического правила и способ его
применения. Например, при изучении правил правописания приставок пре- и при- рассматриваются слова с приставкой пре-, близкой по значению к приставке пере-:
претерпеть (вытерпеть, перенести) , прервать(прекратить),
преобразовать(совершенно переделать, изменить к лучшему),превозмочь
(пересилить). Учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что глаголы с приставкой пре (прервать-перервать, преградить- перегородить), чаще всего они заменяется близкими по смыслу глаголами с приставкой пере- (претерпеть-перенести, прекратить-перестать, преобразовать-переделать, превозмочь-пересилить).
При изучении правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, в поле зрения учащихся должны попасть слова типа запевать-запивать, выжать-выжить, развеваться-развиваться. Применять соответствующее правило к данным словам учащиеся смогут в том случае, если вдумаются в значение корня.
При изучении правописания н-нн в суффиксах прилагательных необходимо обратить внимание школьников на то, что в некоторых прилагательных суффикс -енн- имеет значение «сделанный, приготовленный, состоящий из чего-нибудь»: тыквенный, соломенный, лиственный, клюквенный. Правописание этих прилагательных сопоставляется с написанием прилагательных с суффиксами –ан-, -ян-, которые также имеют указанное выше значение.
Как видим, работа над значением морфем важна как для усвоения орфографии, так и для развития речи учащихся.
При изучении орфографии систематически проводится работа над
значением слов и фразеологизмов, что способствует формированию
орфографических навыков и обогащению словаря учащихся. например: тушь-туш,
очевидец, великодушие, низвергаться, ниспадать, объект, субъект,
фамильярный, фельетон, компаньон, медальон, костный- косный, недостает-
не достает, не покладая рук и т. д.
Работая над словом, учитель обращает внимание учащихся на
морфологическую форму слов, если это важно для усвоения соответствующего
орфографического явления и для предупреждения и преодоления речевых
ошибок.
При изучении правописания безударных гласных е и и в
падежных окончаниях имен существительных надо иметь в виду, что
учащиеся часто неверно определяют склонение таких ,например,
существительных: простыня, пустыня. яблоня, постель.
Это объясняется тем, что школьники неправильно употребляют эти слова в своей речи (простынь, пустынь, яблонь, постеля). Это неправильное употребление ведет к орфографическим ошибкам: в пустыне, на постеле.
Работа над словосочетанием при изучении орфографии имеет свою
специфику: учащиеся по зависимому слову устанавливают основное слово,
например при изучении правил правописания безударных гласных в падежных
окончаниях существительных, прилагательных, причастий, тся-ться в глаголах, в этом трудность для учащихся, которая преодолевается только тренировочными упражнениями.
Учитель систематически обращает внимание школьников на лексическую и
грамматическую сочетаемость слов, рассматриваемых с орфографической
точки зрения. например при изучении безударных чередующихся гласных о-а в корне кос-кас:
коснуться клавиш, коснуться плечом. коснуться нечаянно, ; касается
этого вопроса, касается тебя; причинить боль касанием; прикосновение
маленькой руки, больно прикоснуться, тесное прикосновение.
Работа над предложением особенно уместна при изучении правописания окончаний, а также частиц и союзов, например, союзов тоже, также, чтобы.
Учащиеся составляют собственные примеры, заменяют или вставляют
отдельные слова в предложения, перестраивают различные синтаксические
конструкции.
Как уже говорилось, работа над связной речью ведется, исходя из
того, какие задачи ставятся по развитию связной речи. Работа по
орфографии осуществляется попутно.
Прежде чем писать с учащимися то или иное изложение или сочинение,
надо подумать, с какой конкретно целью проводится эта работа, что она
даст в отношении развития навыков связной речи.
В ходе подготовки учащихся к изложениям сочинениям предупреждаются
орфографические ошибки. Если, например, учитель решил написать с
учащимися изложение отрывка из рассказа И.С.Тургенева «Муму», то на
уроках русского языка рассматривается материал, связанный с орфографией.
В различные упражнения в течение 10 дней включаются слова с
непроверяемыми орфограммами: Герасим, кафтан. озорничать, возразить, который; слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением: толпа, стоять, глядеть. казаться, посмотреть, усмехнуться, слова с разделительными ъ : объяснить, объявить; существительные с безударными окончаниями е-и: на пороге, у подножия, в рубашке, у шеи; наречия: сверху, слегка, вперед, неподвижно, непременно.
Как видим, при подготовке к указанному выше изложению отрывка из
рассказа И.С.Тургенева «Муму» в поле зрения учащихся будет обширный
орфографический материал.
В процессе написания этого обучающего изложения, применяя
рассмотренные выше и другие орфографические правила, учащиеся в случае
затруднения наводят справки в орфографическом словаре. Кроме того, им
разрешается обращаться за соответствующими разъяснениями и к учителю.
Это помогает школьникам тренироваться в верном применении изученных и
повторенных орфографических правил.
Что касается сочинений, то орфографическая подготовка к ним ведется
при языковом анализе образцов и при языковом анализе отрывков из
критических статей и литературных произведений, если эти отрывки могут
быть использованы в качестве цитат или при вольном изложении их
содержания авторами сочинения. На учет берутся наиболее характерные для
данной конкретной темы слова, которые и рассматриваются с
орфографической точки зрения.
После проверки изложения или сочинения проводится работа над
орфографическими ошибками. Для коллективной работы в классе отбираются
1=2 типичные ошибки. Над остальными ребята работают самостоятельно.
Суть этой работы сводится к следующему: учащиеся записывают слово
верно, указывают страницы и параграф учебника, в котором сформулировано
следующее правило, повторяют это правило, письменно объясняют верное
написание слова, в котором была допущена ошибка. и из упражнений.
относящихся к данному параграфу, выписывают 5-6 аналогичных примеров:
глядеть – глядя, с. 8 & 2; росой – росы, в лесу – лес, весело – веселый, распевала – петь, бежала – бег.
Коллективная работа в классе над орфографическими ошибками
проводится не только на уроке, посвященном исправлению всех допущенных
ошибок в изложении или сочинении, но и на других уроках русского языка (
вплоть до следующей письменной работы – изложения или сочинения).
В этот момент как раз и осуществляется дифференцированный подход к
обучению учащихся: они под руководством учителя работают над тем, что
ими плохо усвоено.
Таким образом, готовя учащихся к очередному изложению или сочинению,
учитель, с одной стороны, систематически ведет работу над
орфографическими ошибками, допущенными в последнем изложении или
сочинении, с другой – систематически ведет работу по предупреждению
орфографических ошибок в очередной письменной работе.
Опыт показывает, что такое целеустремленное, хотя и попутное повторение орфографии, дает хорошие результаты. |