Знаете, что меня всегда поражало и удивляло в младенцах? При всей их
беспомощности, неуклюжести, хрупкости человеческого существа всегда
пытливо обращенный к миру взгляд. Взгляд, жадно впитывающий непонятный,
но удивительно манящий к себе мир. В этом взгляде вся сила человека,
стремительно входящего в новое, неизведанное для него пространство.
А часто ли подобный взгляд мы видим у наших учеников? С таким же интересом открывают они новое, предлагаемое школой?
Именно желание увидеть подобный блеск в глазах своих учеников стало
основным вектором моей профессиональной деятельности. Как приучить
учащихся переживать процесс познания, открывать новое знание и творчески
его осваивать?
В книге Анатолия Гина вычитала основные принципы педагогической
технологии, которые оказались близкими мне. Это принцип свободы выбора,
который всегда уравновешивается осознанием ответственности за свой
выбор; принцип открытости, важно знать, чего ты еще не знаешь,
сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами
изучаемого курса; принцип деятельности, принцип обратной связи и принцип
идеальности, т.е. повышение результативности, уменьшая затраты.
Всем этим принципам отвечает технология проблемного обучения, которая становится ведущей в преподавании на 3 ступени. В
этой технологии ведется целенаправленная работа по формированию
мыслительных способностей и познавательных потребностей учащихся.
Возникает проблемная ситуация тогда, когда появляется противоречие между имеющимися знаниями и предъявляемыми
требованиями. Это противоречие позволяет организовать на уроке
микроисследование: «Почему говорят «гвоздь программы»?», «Могла ли
Татьяна Ларина остаться с Евгением Онегиным?», «Какой он, современный
Лужин?», «Чувства Желткова – это большая любовь или слепой восторг?». И
вот литература становится темой и поводом для обсуждения проблем
современности, а русский язык не просто набором правил и грамматических
категорий, а явлением культуры и способом мышления. А использование на
уроке информационно-коммуникационных технологий расширяет возможности
проведения исследования, ведь можно по скайпу связаться с представителями
различных организаций, родителями, знакомыми, можно найти необходимую
информацию в Интернете, можно выйти на различные форумы, сайты и блоги.
Это позволяет процесс обучения сделать личностно значимым, современным,
включенным в реальные жизненные процессы.
Результатом микроисследований, проведенных на уроке, иногда становится
творческая работа учащихся, групповая или индивидуальная. Так
результатом исследования мира поэзии Лермонтова стал мультимедийный
проект «Мое прочтение стихотворения Лермонтова»; результатом анализа
произведений классицизма стал проект «Создание модели понятия
классицизм».
На уроках литературы частыми формами работы становятся дискуссии и
диспуты, которые вводятся путем столкновения нескольких произведений на
одну тему или разных мнений литературоведов по той или иной проблеме.
Например, сопоставление нобелевской речи Солженицына и Бродского,
отражающих их взгляды на место и роль литературы в жизни общества.
Еще одним методом формирования исследовательской компетенции стало
выполнение исследовательского проекта, т.е. проекта, требующего поиска,
обработки, осмысления, систематизации информации, которая находит свою
реализацию в неком продукте. Самым сложным оказывается поиск социально
или личностно значимой проблемы. Часто эти проблемы подсказывают сами
ученики, задавая вопросы, главное услышать этот вопрос и закрепить
интерес. Так при изучении творчества Салтыкова-Щедрина, которое идет
всегда нелегко, появился вопрос: а о чем бы Салтыков-Щедрин написал,
живи он сейчас? Родился проект «Языком сатиры», в котором учащиеся
манерой Щедрина должны были написать собственное произведение, поднимая
проблемы современности. Изучив поэтику Щедрина, актуальную
проблему или известную личность современности, учащиеся написали свои
тексты, которые стали материалом для следующих уроков литературы, а
также материалом для школьной газеты «Большая перемена». Зачитаю
некоторые цитаты…
Возможность проявить сформированные в учебной деятельности
исследовательские компетенции учащиеся получают, принимая активное
участие в интеллектуальных играх-конкурсах («Русский медвежонок»),
предметных олимпиадах, где учащиеся демонстрируют достаточно высокий
уровень владения и исследовательской компетенции, занимая призовые места
на региональном уровне.
В условиях профилизации старшей школы становится важным
обучение учеников проведению самостоятельного учебного исследования,
которое осуществляется при условии включения его в
учебно-исследовательскую деятельность. Научное искание, формирование
исследовательского типа мышления становится основой базовой культуры
личности старшего школьника. Чтобы добиться результатов в процессе
формирования исследовательской компетенции, педагогу необходимо научить
воспитанника самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,
привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать
результаты, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать
полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий. Для
решения этих задач у нас в школе создано научное общество учащихся как
добровольное творческое формирование учащихся школы, стремящихся
совершенствовать свои знания в разных областях, развивать свой
интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской работы
под руководством научных консультантов: педагогов и представителей
высшей школы. Секция лингвистики и литературы вызывает у учащихся
непреходящий интерес. В этом году на школьной конференции были
представлены работы «Семантический объем понятия Россия в русском
языковом пространстве», «Личность и общественная система в
«Петербургских повестях» Н.В.Гоголя и «481 градус по Фаренгейту»
Р.Бредбери». Обе работы были представлены на Всероссийской конференции
обучающихся «Национальное достояние России» в г. Непецино. Одна работа
была удостоена серебряного знака отличия «Национальное достояние
России», другая оценена дипломом 1 степени. В отзывах учащихся о
конференции показательными будут следующие высказывания: «Приятно
ощущать то, что ты приближаешься к своей цели», «Получила большой опыт
публичного выступления, написания научной работы», «Понравилось защищать
свою точку зрения», «Удалось пообщаться с деканом факультета РХТУ, куда
хочу поступать», «Получила большой заряд положительных эмоций,
пообщавшись с интересными людьми», «Если смогу придумать интересную
тему, то в следующем году снова поеду на конференцию». Система работы в
НОУ позволяет выстроить индивидуальное сопровождение учащегося в его
самостоятельном исследовании, осознанном личностном продвижении. Т.е.
эта работа формирует и такие важные качества личности, как
самостоятельность, инициативность, креативность и умение выстраивать
собственные образовательные траектории.
Таким образом, все сказанное доказывает, что в старшей школе необходимо
создание развивающей среды, в которой задаются условия для формирования
исследовательской компетенции. Представить это можно в виде следующей
схемы: …
Но при всех этих составляющих система по формированию исследовательской
компетенции не будет работать без самого главного – без блеска в глазах
заинтересованного, увлеченного своим делом, влюбленного в свой предмет
педагога. |