Пятница, 22.11.2024, 22:01


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Эффективные приемы работы по формированию орфографических навыков

Формирование орфографических навыков у учащихся – одна из сложнейших проблем при обучении русскому языку. Как найти оптимальные пути при ее решении? Я каждый раз задаю себе этот вопрос, когда в нашу гимназию приходят семиклассники.

В первую очередь необходимо поставить грамматику на службу орфографии, использовать грамматические познания учеников при выработке орфографических навыков, затем организовать мыслительную деятельность, т.е. заставить семиклассников думать. Этому трудному умению я и обучаю детей. Кстати, Н.Алгазина предлагала изучать все орфографические правила исходя из общих опознавательных признаков. В своей практической работе я придерживаюсь такого же подхода.

Основным приемом обучения является составление лингвистического текста, который строится в соответствии с логикой изучаемого материала. Постижение этой логики и есть основная задача, которая ставится перед учащимися. Всегда надо помнить, что нечетко усвоенные логические этапы применения правила в конечном счете ведут к ошибочным действиям; навык вырабатывается полустихийно, так как обучающийся не сумеет воспользоваться правилом, не осознав его логического построения. Поэтому следующим этапом является обучение детей составлению плана-рассуждения, руководствуясь которым учащиеся гораздо легче определяют то или иное написание слов.

Ответы-рассуждения по плану очень нужны в период усвоения правил. Они заставляют детей думать, анализировать, а не автоматически воспринимать информацию и выполнять задания.

Кроме того, я использую параллельно и прием сравнения, который помогает, во-первых, логически мыслить, рассуждать, во-вторых, лучше осмыслить изучаемый материал, установить сходство или различие, обобщить его, свести несколько правил в одно и таким образом сократить количество правил, подлежащих запоминанию. Так, десять правил о правописании не с частями речи можно свести к одному – «Правописание не со знаменательными частями речи». Другой пример: «Правописание н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях». Эти выводы должны сопровождаться кропотливой работой. Хорошего результата помогают достичь различного рода выборочные диктанты.

 

Прилагательные

Причастия

Наречия

н

     

нн

     

Такие диктанты заставляют детей напряженно работать, выявить слабо усвоенные разделы и способствуют осознанной отработке тех или иных навыков.

С написанием слов, не регулируемых специальными правилами, проводится словообразовательная работа. Учащихся надо научить вчитываться, вдумываться в каждое слово, попробовать установить этимологию слова, найти родственные слова, выделить морфемы – и лишь тогда его записывать. Бесспорно, такого рода работа также приносит свои положительные результаты.

И, наконец, еще одно замечание. Делает детей грамотными не ежедневно выполняемая работа над ошибками, а серьезная, хорошо продуманная, из урока в урок работа по предупреждению возможных ошибок. Это и специально разработанные подготовительные упражнения, и планомерное повторение, систематизация, обобщение изученного материала, и подбор словарного материала, и семантико-стилистический и грамматико-орфографический анализ текста – без них невозможно выработать у детей орфографические навыки.

В качестве примера можно привести упражнение на тему «Правописание знаменательных частей речи с основой на шипящие».

Задание. Впишите в данную таблицу указанные слова.

Смерч, врач, помощь, из-за туч, замуж, настежь, много афиш, шалаш, стеречь, беречь, шипуч, жгуч, ландыш, отрежь, рисуешь, тишь, пять тысяч, полночь, молодежь и т.д.


Цели:

I – осознать трудность написания отдельных орфограмм, относящихся к разным правилам.

II – продолжить дифференцирование правил и закрепить умение логически рассуждать при выборе написания.

Таким образом, только единство всех видов подготовительных работ, осуществляемых в процессе выполнения комплексных тренировочных упражнений, способствует сознательному и прочному овладению необходимым орфографическим материалом, приводит, в конце концов к грамотному изложению своих мыслей на письме, что и является серьезным фундаментом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Категория: ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА | Добавил: admin (29.05.2012)
Просмотров: 1414 | Теги: доклад на МО учителей русского язык, доклад на семинаре, доклад учителя-словесника, доклад на педсовете | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0