Формирование орфографических навыков
у учащихся – одна из сложнейших проблем при
обучении русскому языку. Как найти оптимальные
пути при ее решении? Я каждый раз задаю себе этот
вопрос, когда в нашу гимназию приходят
семиклассники.
В первую очередь необходимо
поставить грамматику на службу орфографии,
использовать грамматические познания учеников
при выработке орфографических навыков, затем
организовать мыслительную деятельность, т.е.
заставить семиклассников думать. Этому трудному
умению я и обучаю детей. Кстати, Н.Алгазина предлагала изучать все
орфографические правила исходя из общих
опознавательных признаков. В своей практической
работе я придерживаюсь такого же подхода.
Основным приемом обучения является
составление лингвистического текста, который
строится в соответствии с логикой изучаемого
материала. Постижение этой логики и есть
основная задача, которая ставится перед
учащимися. Всегда надо помнить, что нечетко
усвоенные логические этапы применения правила в
конечном счете ведут к ошибочным действиям;
навык вырабатывается полустихийно, так как
обучающийся не сумеет воспользоваться правилом,
не осознав его логического построения. Поэтому
следующим этапом является обучение детей
составлению плана-рассуждения, руководствуясь
которым учащиеся гораздо легче определяют то или
иное написание слов.
Ответы-рассуждения по плану очень
нужны в период усвоения правил. Они заставляют
детей думать, анализировать, а не автоматически
воспринимать информацию и выполнять задания.
Кроме того, я использую параллельно и
прием сравнения, который помогает, во-первых,
логически мыслить, рассуждать, во-вторых, лучше
осмыслить изучаемый материал, установить
сходство или различие, обобщить его, свести
несколько правил в одно и таким образом
сократить количество правил, подлежащих
запоминанию. Так, десять правил о правописании не
с частями речи можно свести к одному –
«Правописание не со знаменательными
частями речи». Другой пример: «Правописание н
и нн в прилагательных, причастиях и
наречиях». Эти выводы должны сопровождаться
кропотливой работой. Хорошего результата
помогают достичь различного рода выборочные
диктанты.
|
Прилагательные |
Причастия |
Наречия |
н |
|
|
|
нн |
|
|
|
Такие диктанты заставляют
детей напряженно работать, выявить слабо
усвоенные разделы и способствуют осознанной
отработке тех или иных навыков.
С написанием слов, не регулируемых
специальными правилами, проводится
словообразовательная работа. Учащихся надо
научить вчитываться, вдумываться в каждое слово,
попробовать установить этимологию слова, найти
родственные слова, выделить морфемы – и лишь
тогда его записывать. Бесспорно, такого рода
работа также приносит свои положительные
результаты.
И, наконец, еще одно замечание. Делает
детей грамотными не ежедневно выполняемая
работа над ошибками, а серьезная, хорошо
продуманная, из урока в урок работа по
предупреждению возможных ошибок. Это и
специально разработанные подготовительные
упражнения, и планомерное повторение,
систематизация, обобщение изученного материала,
и подбор словарного материала, и
семантико-стилистический и
грамматико-орфографический анализ текста – без
них невозможно выработать у детей
орфографические навыки.
В качестве примера можно привести
упражнение на тему «Правописание знаменательных
частей речи с основой на шипящие».
Задание. Впишите в данную
таблицу указанные слова.
Смерч, врач, помощь, из-за туч, замуж,
настежь, много афиш, шалаш, стеречь, беречь, шипуч,
жгуч, ландыш, отрежь, рисуешь, тишь, пять тысяч,
полночь, молодежь и т.д.
Цели:
I – осознать трудность написания
отдельных орфограмм, относящихся к разным
правилам.
II – продолжить дифференцирование
правил и закрепить умение логически рассуждать
при выборе написания.
Таким образом, только единство всех видов
подготовительных работ, осуществляемых в
процессе выполнения комплексных тренировочных
упражнений, способствует сознательному и
прочному овладению необходимым орфографическим
материалом, приводит, в конце концов к грамотному
изложению своих мыслей на письме, что и является
серьезным фундаментом для подготовки к ЕГЭ по
русскому языку. |