Пятница, 21.06.2024, 11:26


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Духовно–нравственное воспитание на уроках литературы

Литература в школе, как ни один из предметов, способствует духовно-нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека.

Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, древнерусской литературы, наследия христианской культуры.

Обращение к богатому наследию христианской культуры – актуальная на сегодняшний день проблема.

Изучение фрагментов из Библии начинается с пятого класса. Задача учителя литературы – научить детей этическим принципам Христа, его учеников, научить детей понимать нравственную суть притчей, звучащих из уст Христа.

Учитель на уроке не должен доказывать детям, есть ли Бог, нет ли Его, достаточно обсуждать вопросы о нравственной сущности Библии, ее художественных особенностях.

Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием этой Великой книги, развивать способности к творческому мышлению, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами.

И писатели, и композиторы, и художники обращались и обращаются к Библии, черпая вдохновение, сюжеты своих произведений. Но чтобы понять такие произведения литературы и искусства, надо хорошо знать их первоисточник – Библию.

Так урок по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» можно провести в сопоставлении с притчей Соломоновой, представленной в Писании Ветхого Завета. И.А.Крылов, конечно, хорошо знал Библию и написал басню под влиянием одной из притч Соломоновых:

6. Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.
7. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя.
8. Но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

Вот откуда появились у великого русского баснописца образы мудрого труженика Муравья и беспечной ленивой Стрекозы. Полезно сравнить текст басни и притчи и попробовать с учащимися определить, что собой представляет мораль в басне, при помощи каких художественных средств преобразовал библейскую притчу в басню И.А.Крылов. А подбор эпиграфа к басне пословицы не только приблизит детей к храму слова русского, но и поможет глубже осознать идею произведения.

Например:

- Делу - время, а потехе – час.
- Кто рано встает, тому Бог подает и т.д.

Очень интересной может быть работа по притчам (небольшим историям иносказательного характера) Иисуса Христа, которыми он разговаривал с народом, чтобы они были понятны каждому.

Так в 6-ом классе изучается «Притча о добром самаритянине».

Обсуждение вопросов:

- Что побудило самаритянина взять на себя заботу о незнакомце?
- Что вы думаете о «необычном» поступке самаритянина:
- Как вы расцениваете поступок священника и левита?
- Как вы понимаете слова Иисуса Христа: «Люби ближнего своего как самого себя» - заставит детей рассуждать, чтобы глубже понять идею притчи.

Так ненавязчиво ребята должны постигать уроки нравственности, преподносимые им Великим словом Библии.

Не осталось ни одного события, ни единого имени, поведанного Библией, которое не было бы многократно переложено на язык поэзии, музыки, красок и философии.

Знакомство с библейскими сюжетами в хрестоматии, их анализ, обсуждение на уроках литературы способствует укреплению нравственных принципов в сознании детей, помогает глубже проникнуть в художественное произведение, понять его.

Доброе рождается только из доброго. И доброе, мудрое слово, нашедшее отклик в человеческом сердце, не умирает, а всегда живет в памяти людей, передаваясь от поколения к поколению, от родителей к детям и детям их детей. Вот как сказал об этом гениальный выразитель души русской А.С. Пушкин в стихотворение «Памятник»: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»…

Без знания Великой книги, без путешествия в слово «нерукотворный» нельзя понять поэтическую идею стихотворения.

На уроке в качестве наглядности должна быть икона Спаса Нерукотворного. На ней изображен только лик Христа, запечатленный на полотенце. Священное придание рассказывает нам историю этого изображения.

Однажды Иисус Христос по просьбе больного князя – Авгаря – посетил его. Умывшись, Иисус взял чистое полотенце и приложил его к Своему лику. И на полотенце отпечатался Его образ, как на фотографии. Когда Спаситель ушел, больной князь помолился перед Его образом и произошло Чудо – исцеление. С тех пор иконописцы повторяют этот образ с отпечатка на полотенце. Отсюда и пошло слово «нерукотворный», т.е. сотворенный не руками, а духом. На этом же уроке придется вновь обратиться к Библии для объяснения словосочетания «Александрийский столп». Рассказ о талантливом воине-полководце Александре Македонском, о покорении ему народов, о его гордыне, которая привела полководца к мысли, что он властелин всего мира, о памятнике своим подвигам, самому себе, приведет к постижению идеи стихотворения. В этом поможет вопрос, где же теперь Александрийский столп? /от него и камня не осталось/, который приведет учителя и детей к библейской притче о Вавилонском столпотворении, о Вавилонской башне, к наказанию Господом людей за их гордыню и тщеславие.

Без знания Библии не понять и Ф.М.Достоевского, его роман «Преступление и наказание». Только знание притчи о воскресении Лазаря поможет учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа.

Не разобраться и в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» без параллели образа Иисуса Христа из Великой книги и образа Иешуа М.Булгакова. На уроке могут звучать отрывки из Евангелия и вопросы:

- Как вы думаете, почему Христос назвал себя Сыном Человеческим?
- Знал ли Он, что к смерти, страшным мукам на кресте приведет его путь?
- Если знал, то зачем эти страдания?
- Отчего не облегчил Бог-Отец страдания сыну своему?

На уроке можно использовать сопоставление фрагментов разных авторов и отрывки из Библии. Так можно сравнить главу «Великий инквизитор» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» и главу «Понтий Пилат» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Вопрос, какой евангельский сюжет напоминают эти повествования, поможет понять, какова роль этих эпизодов в романах писателей и почему они обратились к этому евангельскому сюжету.

Одна из наиболее известных евангельских притч – притча о блудном сыне. Она включена в программу 6-го класса перед изучением А.С.Пушкина «Станционный смотритель» - это предостережение писателя читателю, для которого евангельские сюжеты перестали быть живыми нравственными уроками, а стали лишь частью быта или образом светского искусства.

Библия – религиозная книга. Но прочитать ее должны все культурные люди, а особенно учителя литературы. Нельзя грамотному человеку не знать Вечной Книги, которую уже тысячу лет читают и перечитывают люди, черпая из нее сокровища Мудрости, нравственные ценности.

Без знания Библии нельзя понять, что такое художественная литература, ее глубинный смысл. Библия – Вечная книга – является драгоценным сокровищем, способным возродить внутренний строй души человека. Но, привлекая к ней детей, следует соблюдать осторожность. Главное в таких случаях – не расплескать смысл, проявлять терпимость к различным мнениям, памятуя о том, что терпимость – результат высокого развития личности и культуры.

Категория: ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА | Добавил: admin (16.08.2012)
Просмотров: 2669 | Теги: доклад на семинаре, доклад на МО учителей русского язык, доклад учителя-словесника, доклад на педсовете | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0