Четверг, 02.05.2024, 03:35


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ "Чтение художественной литературы: проблема и пути ее решения"
Многие родители и учителя жалуются на то, что дети перестали читать художественную литературу. Особенно заметно снижение интереса к чтению в последние годы. Учащиеся 5-7 классов увлечены компьютерными играми, а старшеклассники уделяют больше внимания тем предметам, которые им предстоит сдавать в формате ЕГЭ. Их уже не привлекают серьезные художественные произведения, а сочинение написать можно и без знания содержания текста: на это есть Интернет, где можно списать готовые работы. Что делать? Думаю, необходимо показать подростку окружающий мир, приоткрыть мир художественной литературы, который поможет ему найти себя. Для этого важно использовать разные виды деятельности как на уроках литературы, так и во внеурочное время.

Вокруг тебя - мир

При составлении тематических планов уроков литературы тщательно отби­рается материал для внеклассного чтения, включаются произведе­ния русских и зарубежных писателей, в том числе и современников. Кроме этого используется учебно-методический комплек­с "Вокруг тебя - мир".

Он разработан в рамках образователь­ной программы "Распространение знаний о международном гума­нитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ", в которой участвуют три стороны: Министерство образования РФ, Международный Комитет Красного Креста (МККК) и Россий­ское общество Красного Креста.

Специфика данного пособия состоит в том, что оно отличается гуманистической направленностью. Занятия проходят с опорой на коммуникативно-речевую деятельность. Предлагаются задания на выбор варианта ответа, проводятся речевые игры, организуются работы в парах и малых группах наряду с групповыми и индивидуальными заданиями. Домашние задания нацелены на общение учеников с родителями и друзьями.

Прежде чем состоится это общение, необходимо провести беседу на родительском собрании на тему: "Что я могу сделать, чтобы мой ребенок с интересом читал художественную литературу?" и дать рекомендации по воспитанию внимательного читателя.

Не секрет, что сегодня многие родители сами не читают художественную литературу и, оправдывая себя, говорят, что у них много работы и даже с детьми им общаться некогда. УМК прививает интерес к чтению не только ребенку, но и всем членам семьи. Происходит взаимообучение детей и родителей: родители слушают чтение произведений из УМК, узнают интересную информацию о деятельности Международного Комитета Красного Креста. Общаясь с родителями, дети задумываются о роли правил в жизни людей, об уважении человеческого достоинства, о деятельном сострадании, о том, что в самых сложных ситуациях (даже на войне) должно быть место проявлению гуманности.

На уроках литературы используются как традиционные, так и менее распространенные виды творческой деятельности: создание комикса, диафильма, сценария по произведениям известных писателей; можно услышать такие слова как добро, милосердие, сострадание, сочувствие, соучастие, соболезнование. Книги «Вокруг тебя – мир» помогают не только детям, но и взрослым пересмотреть свое отношение к чтению художественной литературы и, конечно, к окружающему миру. Вокруг тебя - мир…Мир полный серьезных проблем.

Чтение во время летних каникул

В конце учебного года подводятся итоги совместного творчества и учащиеся получают на лето список литературы для внеклассного чтения. Кроме этого, ученик может читать и другие интересующие его художественные произведения. Рекомендуется ведение читательского дневника (по особой форме). Некоторые учащиеся (по желанию) выполняют творческие работы : изучают биографии писателей, сочиняют сказки, рассказы, стихи и оформляют их с помощью ПК.

Лето - время отпусков, время, когда хочется всё забыть и расслабиться. О том, как надо отдыхать и при этом развиваться умственно и физически стоит говорить с ребятами не только перед каникулами.

В первых числах сентября провожу анкетирование, собираю читательские дневники и списки произведений, прочитанных учениками за лето. Статистика показала, что 53% учащихся прочитали весь рекомендованный список + 20 % – произведения по своему выбору. 22 % учащихся прочитали 50 %списка + 45 % - произведения по выбору. Следующую группу (19%) представляют учащиеся, прочитавшие много разных произведений, в том числе после просмотра художественных фильмов, а из списка прочитали от 5 до 7%. К сожалению, есть такие учащиеся (6%), которые не прочитали до конца ни одной книги.

Диаграмма опроса читательского интереса учащихся (летнее чтение)

Урок-презентация любимой книги

Ребятам нравятся такие уроки, хотя подготовка занимает немало времени. Они рассказывают о людях, которые создали эту книгу, оформили, иллюстрировали. Одноклассники узнают много интересного о писателях, о художественных произведениях. В последнее время ученики готовят презентации и с удовольствием показывают их на уроке. Презентация не оставляет равнодушными даже тех, кто не прочитал ни одной книги. Любители художественной литературы довольно сильно влияют на читательский интерес одноклассников.

Проектные технологии по литературе во внеурочной деятельности

Интерес ребенка к книге можно пробудить с помощью проектных технологий. Практика показывает, что любой ученик, работая над проектом, спокоен, потому что знает точно, что никто не поставит плохую оценку за невыполненную работу. Учитель-консультант поможет через художественное осмысление текста принять окружающий мир и найти себя в нем, обрести уверенность и почувствовать себя творческой и преуспевающей личностью. Работа над проектом дает учителю возможность доказать ребятам, что чтение художественной литературы помогает им стать успешными во всем.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи , получают навыки работы в команде. Учащиеся сами планируют работу и несут персональную ответственность за нее. Кроме этого, они учатся находить необходимую информацию в библиотеке (словари, справочники, учебные пособия, художественные тексты), пользоваться компьютерными программами и выходить в Интернет.

Проектная работа «Астрахань театральная» принесла неожиданные результаты. При постановке спектаклей слабоуспевающие учащиеся, а именно они мало читают, шили костюмы, делали декорации, учили наизусть большие роли и успешно выступали на сцене. Одни учащиеся увлеклись драматургией: сочиняли пьесы и ставили их на сцене, другие занялись поэзией, в результате чего был создан сборник стихов «Сочиняем сами».

Библиотечно-информационный центр и его читатели.

С целью повышения читательского интереса у учащихся используются разнообразные формы урока: урок-семинар, урок-диспут, заседание «круглого стола», инсценирование, урок-концерт, встреча с писателем или поэтом, конкурсы чтецов и другие. Особую роль в воспитании читателя играет библиотечно- информационный центр.

В центре широко представлены электронные версии учебной литературы, активно используются возможности компьютерной техники: просмотр компакт-дисков, распечатка информации с дискет, использование ресурсов Интернет для выполнения запросов пользователей. Привить вкус к хорошей литературе, выйти за рамки школьной программы в изучении классики помогают литературно-музыкальные вечера, вечера-портреты, литературные гостиные. Задача подобных мероприятий - развитие мышления, воображения, речи учащихся.

Использование возможностей мультимедиа, наличие CD-ROM-энциклопедий, словарей позволяет получить огромный объём информации, продемонстрировать видеоклипы, документальные записи, познакомиться с биографиями писателей, художников, композиторов, услышать фрагменты или полную версию художественного произведения.

Необходимо широко использовать дискуссионные формы работы («круглые столы», устные журналы, диалоги, диспуты, игровые программы). Такие мероприятия позволят учителю литературы и библиотекарю узнать ближе своих читателей, их интересы, склонности, проблемные области, отношение к информации и к чтению художественной литературы.

Социологический опрос среди посетителей библиотеки "Что любят читать школьники?" поможет определить их читательский интерес, а литературная дискуссия для старшеклассников "Модная литература: за и против" будет полезна для формирования литературных вкусов молодого поколения.

Влюбить читателя в литературу, содействовать развитию творческих способностей - вот задачи, которые решают учителя литературы и библиотекари гимназии. Путей развития читательского интереса много. Каждый выбирает свой. Воспитание вдумчивого читателя требует от учителя умения систематически, целенаправленно работать с каждым учеником, используя эффективные методы воздействия на ребенка.

Все предложенные варианты дают возможность учителю заинтересовать ученика и увлечь его в мир литературы , для того чтобы воспитать ребенка в духе хозяина своей жизни, своего города, своей страны, научить быть ответственным за свои поступки.
Категория: ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА | Добавил: admin (04.05.2012)
Просмотров: 4044 | Теги: доклад на МО учителей русского язык, доклад на семинаре, доклад учителя-словесника, доклад на педсовете | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0