Вторник, 23.04.2024, 12:28


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » СТИЛИСТИКА

Звукопись в художественной речи
 В отрывках из произведений А.С. Пушкина укажите звуковые повторы, разграничивая аллитерацию (повторение согласных) и ассонанс (повторение гласных). Дайте оценку звуковой организации речи.

    1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. 2. Пирует Петр. И горд, и ясен, и славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. 3. Наследников сердитый хор заводит непристойный спор. 4. Настанет ночь; луна обходит дозором дальный свод небес. И соловей во мгле древес напевы звучные заводит. 5. Пора, пора, рога трубят. 6. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм… 7. А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден. 8. Гляжу, как безумный, на черную шаль, и хладную душу терзает печаль. 9. Как часто милым лепетаньем иль упоительным лобзаньем задумчивость мою в минуту разогнать умела.


   Покажите фонетические средства создания звуковой гармонии поэтической речи. Укажите повторяющиеся звуки; против каждой строки выпишите ее ассонансы, аллитерации и проследите их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.


    Урну с водой уронив, об утес ее Дева разбила.
    Дева печально сидит, праздный держа черепок.
    Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
    Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

    (А.С. Пушкин.)


   Проанализируйте звуковую организацию отрывка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дары Терека». Назовите слова, объединенные общим звучанием; покажите зависимость между фонетическим подобием слов и художественно-смысловой стороной речи.


    Терек воет, дик и злобен,
    Меж утесистых громад,
    Буре плач его подобен,
    Слезы брызгами летят.
    Но, по степи разбегаясь,
    Он лукавый принял вид
    И, приветливо ласкаясь,
    Морю Каспию журчит:
    «Расступись, о старец-море,
    Дай приют моей волне!
    Погулял я на просторе,
    Отдохнуть пора бы мне.
    Я родился у Казбека,
    Вскормлен грудью облаков,
    С чуждой властью человека
    Вечно спорить был готов.
    Я, сынам твоим в забаву,
    Разорил родной Дарьял
    И валунов, им на славу,
    Стадо целое пригнал».
    Но, склонясь на мягкий берег,
    Каспий стихнул, будто спит,
    И опять, ласкаясь, Терек
    Старцу на ухо журчит…

    Покажите роль звуковой организации речи в отрывке из стихотворения Н.А. Некрасова «Зеленый Шум».


    Идет-гудет Зеленый Шум,
    Зеленый Шум, весенний шум!
    Играючи, расходится
    Вдруг ветер верховой:
    Качнет кусты ольховые,
    Подымет пыль цветочную,
    Как облако, все зелено:
    И воздух и вода!
    Идет-гудет Зеленый Шум,
    Зеленый Шум, весенний шум!..
    Как молоком облитые,
    Стоят сады вишневые,
    Тихохонько шумят;
    Пригреты теплым солнышком,
    Шумят повеселелые
    Сосновые леса;
    А рядом новой зеленью
    Лепечут песню новую
    И липа бледнолистая,
    И белая березонька
    С зеленою косой!
    Шумит тростинка малая,
    Шумит высокий клен…
    Шумят они по-новому,
    По-новому, весеннему…

   И. Сельвинский так объясняет звуковую организацию одного стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Когда Лермонтову понадобилось изобразить полет ангела, он стремился удалить из своего стихотворения тяжкие звуки, в особенности «р», для придания стиху невесомости:


    По небу полуночи ангел летел
    И тихую песню он пел,
    И месяц, и звезды, и тучи толпой
    Внимали той песне святой.

    Но мысль требовала такого развития, которое никак не могло обойтись без этой буквы. В этом случае автор подбирал для звука «р» такие слова, смысл которых носил бы по крайней мере неземной или хотя бы возвышенный характер:


    Он пел о блаженстве безгрешных духов
    Под кущами райских садов,
    О боге великом он пел, и хвала
    Его непритворна была.

    Безгрешный, райский, непритворный - содержание этих понятий смягчает рокот этой громовой буквы и содействует невесомости ангельского полета».

    Что общего в звуковом строе этих лермонтовских строк и приведенных ниже отрывков?


    1. На темно-голубом эфире
    Златая плавала луна…
    Сквозь окны дом мой освещала
    И палевым своим лучом
    Златые стекла рисовала
    На лаковом полу моем.

    (Держ.)


    2. В час полуночных явлений
    Я не стану в виде тени
    То внезапу, то тишком
    С воплем в твой являться дом.

    (Бат.)


    3. В час полуночных видений
    В дыме облака, толпой,
    Прах оставя гробовой
    С поздним месяца восходом,
    Легким, светлым хороводом
    В цепь воздушную свились.

    (Жук.)


    4. Ты помнишь: в страшной тишине,
    В ту ночь, как стала я твоею,
    Меня любить ты клялся мне.

    (П.)


    Дайте стилистическое обоснование использованным поэтом созвучиям в отрывках.


    1. Он слышит, сокрушилась ель,
    Станица вранов встрепетала,
    Кремнистый холм дал
    страшну щель,
    Гора с богатствами упала;
    Грохочет эхо по горам,
    Как гром, гремящий по громам.

    (Держ.)


    2. Случалося, что, бурею разима,
    Дрожала твердая скала;
    А мертвых вод поверхность
    недвижима
    Была спокойнее стекла.

    (Жук.)


    3. Но ты поднялся, ты взыграл,
    Ты прошумел грозой и славой -
    И бурны тучи разогнал,
    И дуб низвергнул величавый.

    (П.)


    4. Буря на небе вечернем,
    Моря сердитого шум -
    Буря на небе и думы,
    Много мучительных дум.

    (Фет.)


    5. Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    Гремят раскаты молодые,
    Вот дождик брызнул, пыль летит,
    Повисли перлы дождевые,
    И солнце нити золотит.

    (Тютч.)


    Проанализируйте звуковую организацию речи; укажите типы звуковых повторов и их стилистические функции.

    1. Буря воет в саду, буря ломится в дом (Н.). 2. Играючи расходится вдруг ветер верховой (Н.). 3. Волга! Волга!.. Весной многоводной ты не так заливаешь поля, как великою скорбью народной переполнилась наша земля (Н.). 4. Горе вам, горе, пропащие головы (Н.). 5. И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл.). 6. Самое это! С донышка душ! Жаром, жженьем, железом, светом жарь, жги, режь, рушь! (Маяк.) 7. Прижались шлюпки в люльках входов к сосцам железных матерей. В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей (Маяк.). 8. Съестного в чикагских барах чего-чего не начудено! Чудно человеку в Чикаго! Чудно человеку! И чудно! (Маяк.) 9. Возлюбленный мой! Дай мне руки - я по-иному не привык, - хочу омыть их в час разлуки я желтой пеной головы. Ах, Толя, Толя, ты ли, ты ли, в который миг, в который раз… (Ес.) 10. Свищет ветер, серебряный ветер, в шелковом шелесте снежного шума. В первый раз я в себе заметил - так я еще никогда не думал (Ес.). 11. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы -дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть (Бл.). 12. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах. Бегах, погонях, Нечаянности впопыхах, Локтях, ладонях (Паст.). 13. Когда я гляжу на летящие листья, Слетающие на булыжный торец. Сметаемые - как художника кистью. Картину кончающего наконец… (Цв.) 14. Легши на бок, напрягши плечо, - Я вперед уплываю еще, Постепенно волной овладев. По веселой и светлой воде. И за мной, не оставив следа, Завивает воронки вода (Н. А.). 15. По-чешски чешет, по-польски плачет, Казачьим свистом по степи скачет И строем бьет из московских дверей От самой тайги до британских морей (Луг.).


    Дайте оценку звуковой организации речи в отрывке из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». Назовите слова, усиленные звуковыми повторами, отметьте случаи звукописи. Определите, какова художественная роль фоники в данном отрывке.

    Все эти давние, необыкновенные происшествия заменились спокойною и уединенною жизнию, теми дремлющими и вместе какими-то гармоническими грезами, которые ощущаете вы, сидя на деревенском балконе, обращенном в сад, когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на ваши члены, а между тем радуга крадется из-за деревьев и в виде полуразрушенного свода светит матовыми семью цветами на небе. Или когда укачивает вас коляска, ныряющая между зелеными кустарниками, а степной перепел гремит, и душистая трава вместе с хлебными колосьями и полевыми цветами лезет в дверцы коляски, приятно ударяя вас по рукам и лицу.


    Дайте оценку звуковой организации речи в следующих отрывках. Укажите звуковые повторы, разграничивая анафору (повторение начальных звуков в словах) и эпифору (повторение конечных звуков). Постарайтесь дать эстетическое обоснование усилению звуковой выразительности слов, подчеркнутых средствами фоники.

    1. Для нас не столько важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось им, хотя бы и не намеренно… В нашей жизни до сих пор нет публичности, кроме официальной; везде мы сталкиваемся не с живыми людьми, а с официальными лицами, служащими по той или другой части: в присутственных местах - с чистописателями, на балах - с танцорами, в клубах - с картежниками, в театрах - с парикмахерскими пациентами и т.д. Всякий хоронит дальше свою душевную жизнь; всякий так и смотрит на вас, как будто говорит: «Ведь я сюда пришел, чтоб танцевать или чтоб прическу показать; ну и будь доволен тем, что я делаю свое дело, и не вздумай, пожалуйста, выпытывать от меня мои чувства и понятия». И действительно - никто никого не выпытывает, никто никем не интересуется, и все общество идет врозь… (Добр.) 2. Во всем ее [Елены] существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое… (Т.) 3. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз (Т.).


    Дайте оценку звуковой организации отрывка из рассказа А.П. Чехова «Невеста». Когда писатель обращается к звукописи? Укажите звуковые повторы; объясните их эстетическое значение.

    Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна. …И теперь Наде - она вышла в сад на минутку - видно было, как в зале накрывали на стол для закуски, как в своем пышном шелковом платье суетилась бабушка; отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении сквозь окно почему-то казалась очень молодой…

    В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, очень далеко, должно быть, за городом, кричали лягушки. Чувствовался май, милый май! Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах, развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека. И хотелось почему-то плакать.


    Укажите, чем достигается звуковая выразительность речи

    1. Маленькие глазки [Плюшкина] еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли кот или шалун-мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух (Г.). 2. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз (Т.).


    Укажите звукоподражательные и звукообразные слова, определите стилистическую роль их фонетического окружения.

    1. Из мертвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала (П.). 2. Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь (П.). 3. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал (П.). 4. Как будто грома грохотанье - тяжело-звонкое скаканье по потрясенной мостовой… (П.) 5. Я знаю, чем утешенный по звонкой мостовой вчера скакал как бешеный татарин молодой (Л.). 6. Много травили, много скакали, гончих из острова в остров бросали (П.).


    7. По холмам, по лесам, над долиной
    Птицы севера вьются, кричат,
    Разом слышны - напев соловьиный
    И нестройные писки галчат,
    Грохот тройки, скрипенье подводы,
    Крик лягушки, жужжание ос,
    Треск кобылок, - в просторе свободы
    Все в гармонию жизни слилось

    (Н.).


    8. Осенний лес заволосател,
    В нем тень, и сон, и тишина.
    Ни белка, ни сова, ни дятел
    Его не будят ото сна.

    (Паст.)


    9. Словно тройка коней оголтелая
    Прокатилась во всю страну.
    Напылили кругом, накопытили
    И пропали под дьявольский свист

    (Ес.).


    10. Изба-старуха челюстью порога жует шершавый мякиш тишины (Ес.). 11. На улице дождь. Подо мной бесшумный, блестящий плывущих машин поединок. «На улице дождь…» - вот слова этой песни ночной. Играет гармоника песню дрожащих дождинок (Луг.). 12. Будет буря, будет бой, битва забушует (Луг.). 13. Стучат каблучки, как будто копытца, - девчонка к колонке сбегает напиться (Возн.). 14. О чем поскрипывает шхуна? Не может быть, чтоб ни о чем, когда, дыша машиной шумно, несется в сумраке ночном (Евт.).


    Исследуйте фонетическую организацию речи; укажите ономатопеи; отметьте те места в тексте, где звуки выполняют изобразительную функцию.

    Прежде чем лечь спать, я каждый вечер делаю маленькую прогулку по двору. Вчера я остановился и начал прислушиваться. Вот различные звуки, услышанные мною:

    Шум крови в ушах и дыхания.

    Шорох - неумолкаемый лепет - листьев.

    Треск кузнечиков; их было четыре в деревьях на дворе.

    Рыбы производили на поверхности воды легкий шум, похожий на звуки поцелуя.

    От времени до времени падала капля с легким серебристым звуком.

    Ломалась какая-то ветка, кто сломал ее?

    Вот глухой звук… что это? шаги по дороге? или шепот человеческого голоса?

    И вдруг тончайшее сопрано комара, которое раздается над вашим ухом.

    (И.С. Тургенев.)


    Проанализируйте звуковую организацию речи; укажите, какие приемы усиления звуковой выразительности речи использует писатель; какие звучания играют изобразительную роль; отметьте случаи звукоподражания.

    Тетке приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой, и она проснулась от страха.

    В комнате было тихо, темно и очень душно. Кусались блохи. Тетка раньше никогда не боялась потемок, но теперь почему-то ей стало жутко и захотелось лаять. В соседней комнате громко вздохнул хозяин, потом немного погодя в своем сарайчике хрюкнула свинья, и опять все смолкло. Когда думаешь о еде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку и спрятала ее в гостиной между шкафом и стеной, где очень много паутины и пыли. ‹…› Вдруг недалеко от нее раздался странный крик, который заставил ее вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы. Это крикнул Иван Иваныч, и крик его был не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий, пронзительный и неестественный, похожий на скрип отворяемых ворот. Ничего не разглядев в потемках и не поняв, Тетка почувствовала еще больший страх и проворчала: «Ррррр…» ‹…› … И вдруг опять раздался пронзительный крик. «К-ге! К-ге-ге!» - крикнул Иван Иваныч. Тетка проснулась, вскочила и, не сходя с матрасика, залилась воющим лаем. Ей уже казалось, что кричит не Иван Иваныч, а кто-то другой, посторонний. И почему-то в сарайчике опять хрюкнула свинья.

    Но вот послышалось шарканье туфель, и в комнатку вошел хозяин в халате и со свечой. Мелькающий свет запрыгал по грязным обоям и по потолку и прогнал потемки.

    (А. П. Чехов.)


    Исследуйте фонику отрывков; определите виды звуковых повторов и покажите их стилистическую функцию в речи.

    I. Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезнувшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели… Герасим не мог их слышать, и не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев (Т.).

    II. Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо (Ч.).


    Рассмотрите звуковую организацию речи; обратите внимание на художественное значение фоники в прозе.

    Направо от огорода, тихо пошептывая и изредка вздрагивая от невзначай налетавшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле. Там, где глаз не мог уже отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек ‹…›… Заря еще не совсем погасла, а летняя ночь уж охватывала своей нежащей, усыпляющей лаской природу.

    Все замирало в первом, глубоком сне, лишь какая-то неизвестная мне ночная птица протяжно и лениво произносила в роще длинный членораздельный звук, похожий на фразу: «Ты Ни-ки-ту видел?», и тотчас же отвечала сама себе:

    «Видел! видел! видел!» ‹…›

    Наступило молчание… Потемки между тем все более сгущались, и предметы теряли свои контуры. Полоска за бугром совсем уже потухла, а звезды становились все ярче, лучистее… Меланхолически-однообразная трескотня кузнечиков, Дерганье коростеля и крик перепела не нарушали ночной тишины, а, напротив, придавали ей еще большую монотонность. Казалось, тихо звучали и чаровали слух не птицы, не насекомые, а звезды, глядевшие на нас с неба… ‹…›

    В потемках глухо зазвучали робкие шаги, и из рощи показался силуэт женщины. Я узнал ее, несмотря даже на то, что было темно, - это была Агафья Стрельчиха. Она несмело подошла к нам, остановилась и тяжело перевела дыхание. Запыхалась она не столько от ходьбы, сколько, вероятно, от страха и неприятного чувства, испытываемого всяким при переходе в ночное время через брод.

    (А.П. Чехов.)


    Охарактеризуйте фонику стихотворения; покажите звуковую близость слов, тематически связанных с образами утеса и тучки.


    Ночевала тучка золотая
    На груди утеса-великана:
    Утром в путь она умчалась рано,
    По лазури весело играя;
    Но остался влажный след в морщине
    Старого утеса. Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне

    (М.Ю. Лермонтов.)


    Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи.


    1. Только ночью видишь ты вселенную.
    Тишина и темнота нужна,
    Чтоб на эту встречу сокровенную,
    Не закрыв лица, пришла она.
    2. Замерзший бор шумит среди лазури,
    Метет ветвями синеву небес.
    И кажется, - не буря будит лес,
    А буйный лес, качаясь, будит бурю.
    3. Без музыки не может жить Парнас.
    Но музыка в твоем стихотворенье
    Так вылезла наружу, напоказ,
    Как сахар прошлогоднего варенья

    (Из произведений С.Я. Маршака.)


    Укажите звуковые повторы; рассмотрите грамматические связи слов, сходных в звучании; определите стилистическую функцию звукописи; проиллюстрируйте примерами из поэтической речи звуковое сближение грамматически зависимых членов предложения.

    1. Волшебник страшный Черномор, ревнивый трепетный хранитель замков, безжалостных дверей, он только немощный мучитель прелестной пленницы своей. 2. Руслан на мягкий мох ложится. 3. Очнулась, пламенным волненьем и смутным ужасом полна. 4. Дробясь о мраморны преграды, жемчужной, огненной дугой валятся, плещут водопады. И ручейки в тени лесной чуть вьются сонною волной. 5. Оно умрет, как шум печальный волны, плеснувшей в берег дальный, как звук ночной в лесу глухом. 6. И, озарен луною бледной, простерши руку в вышине, за ним несется Всадник Медный на звонко скачущем коне. 7. Разумный муж уехал вскоре в свою деревню… 8. Он был простой и добрый барин. 9. Почтил он прах патриархальный. 10. Владимир тут же начертал ему нагробный мадригал. 11. Запутанный в сетях судьбы суровой…

    (Из произведений А.С. Пушкина.)


    Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определенной звуковой окраски.


    I. 1. Любви печальную тревогу
    Я слишком, может быть, узнал.

    1. Любви безумную тревогу
    Я безотрадно испытал.

    2. Услышишь суд глупца
    И черни смех холодный…

    2. Услышишь суд глупца
    И смех толпы холодной…

    3. Твори, питая жар глубоких,
    чистых дум.

    3. Усовершенствуя плоды
    любимых дум (П.).

    II. 1. Убит!.. К чему теперь рыданья,
    Похвал и слез ненужный хор…
    Не вы ль сперва так долго гнали
    Его свободный, чудный дар…
    Отравлены его последние
    мгновенья
    Коварным шепотом
    (презрительных)
    бесчувственных невежд…

    1. Убит!.. К чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор…
    Не вы ль сперва так злобно гнали
    Его свободный, смелый дар…
    Отравлены его последние мгновенья
    Коварным шепотом
    насмешливых невежд…

    2. Ей снится прекрасная пальма
    В далекой восточной земле,
    Растущая тихо и грустно
    На жаркой песчаной скале.

    2. И снится ей все, что в пустыне далекой -
    В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утесе горючем
    Прекрасная пальма растет.

    3. Слова надежды повторяя,
    Чужда тоски душа твоя.

    3. Слова разлуки повторяя,
    Полна надежд душа твоя (Л.).

    III. 1. Начал на лодке кататься с Ульяшей да восхищаться природою нашей.

    1. …да над природой подтрунивать нашей.

    2. Я почему-то вспомнил вдруг о яблоне красивой в моем саду: там жил паук, паук трудолюбивый.
    Я отвечал ему не вдруг, я вспомнил клен красивый…
    Я отвечал ему не вдруг, припомнил я рябину…

    2. Встречаясь с ним, я вспоминал невольно дуб красивый в моем саду: там сети ткал паук трудолюбивый.

    3. Княгиня просит, чтоб живей перепрягали лошадей.

    3. Выходит путница: «Скорей перепрягайте лошадей!»

    4. Приехал сам митрополит… Прощенье царское сулит.

    4. Явился сам митрополит… «Покайтесь, братия!» - гласит.

    5. Между тем расплатились бы с прачкой.
    Право, лучше б разделаться с прачкой.

    5. Рассчитайтесь, сударыня, с прачкой (Н.).

    IV. 1. Пальцы огромной руки идут на Питер.

    1. Пальцы корявой руки прут на Питер.

    2. И красные мчались на юг эскадроны.

    2. И красные скакали на юг эскадроны (Маяк.).
Категория: СТИЛИСТИКА | Добавил: admin (04.10.2012)
Просмотров: 3668 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, русский язык в школе, культура речи, карточки для учеников, дидактический материал по стилистик | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0