Пятница, 06.12.2024, 22:25


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » СТИЛИСТИКА

СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ. НАРЕЧИЕ
  В отрывках из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» укажите наречия и выделите в их составе такие, которые выполняют в речи экспрессивную функцию. К каким разрядам по значению относятся эти наречия, в чем особенности их словообразования? Определите стилистические приемы усиления выразительности наречий, выполняющих экспрессивную функцию (повторение их, сочетание синонимов, антонимов, усиление их значения с помощью наречий меры и степени и т.д.).

    Весь следующий день посвящен был визитам; приезжий отправился делать визиты всем городским сановникам. …Жаль, что несколько трудно упомнить всех сильных мира сего; но довольно сказать, что приезжий оказал необыкновенную деятельность насчет визитов: он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору. И потом еще долго сидел в бричке, придумывая, кому бы еще отдать визит, да уж больше в городе не нашлось чиновников. В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай…

    О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира сего и недостоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства… После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер мылом обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное свое лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде раза два в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой. …Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Все было залито светом. Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета… Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста… Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят.


    Дайте стилистическую оценку использованию наречий. Укажите наречия, выполняющие функцию эпитетов, сравнений; выделите наречия, выступающие в различных формах степеней сравнения и степеней качества; в составе их разграничьте книжные, устаревшие формы и разговорные, народнопоэтические. Приведите свои примеры стилистически мотивированного употребления поэтами наречий, имеющих различную стилистическую окраску.

    I. 1. Она меж делом и досугом открыла тайну, как супругом самодержавно управлять, и все тогда пошло на стать. 2. Проворно Онегин с Ольгою пошел; ведет ее, скользя небрежно, и, наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал, и руку жмет - и запылал в ее лице самолюбивом румянец ярче. 3. Чу… снег хрустит… прохожий; дева к нему на цыпочках летит, и голосок ее звучит нежней свирельного напева. 4. Приятно дерзкой эпиграммой взбесить оплошного врага; приятно зреть, как он, упрямо склонив бодливые рога, невольно в зеркало глядится и узнавать себя стыдится; приятней, если он, друзья, завоет сдуру: это я! Еще приятнее в молчанье ему готовить честный гроб и тихо целить в бледный лоб на благородном расстоянье; но отослать его к отцам едва ль приятно будет вам. 5. Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед; на красных лапках гусь тяжелый, задумав плыть по лону вод, ступает бережно на лед, скользит и падает. 6. Ветер дале побежал. Королевич зарыдал. 7. Иван Петрович довольствовался сим первым сведением и далее меня не слушал. 8. Не вызывай меня ты боле к навек оставленным трудам. 9. Лиза час от часу более нравилась Алексею. 10. Мария, верь: тебя люблю я больше славы, больше власти. 11. «Суета сует, - сказал священник - и Кирилу Петровичу отпоют вечную память, все как ныне и Андрею Гавриловичу, разве похороны будут побогаче, да гостей созовут побольше». 12. Купи, что можно будет, подешевле и получше (П.).

    II. 1. Услышал я голос веселый: «А! Здравствуйте, мой дорогой! Давненько я вас не видала» (Ес.). 2. «Шутник вы…» - «Вы тоже, Анна». - «Кого-нибудь любите?» - «Нет». - «Тогда еще более странно губить себя с этих лет: пред вами такая дорога…» (Ес.). 3. Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла (Ес.). 4. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой - белей белил (Паст.). 5. Мы забыты, одни на земле. Посидим же тихонько в тепле. …Только вот принялась ты опять светлый бисер на нитки низать, как когда-то, ты помнишь тогда… О, какие то были года! Но, когда ты моложе была, и шелка ты поярче брала, и ходила рука побыстрей… Так возьми ж и теперь попестрей, чтобы шелк, что вдеваешь в иглу, побеждал пестротой эту мглу (Бл.).

    III. 1. Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой (Кр.). 2. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (Гр.) 3. Председатель казенной палаты, представительный тучный старик, и директор. Я слышал дебаты, но о чем? хорошенько не вник (Н.). 4. Жаль бедного крестьянина, а пуще жаль скотинушку; скормив запасы скудные, хозяин хворостиною прогнал ее в луга, а что там взять? Чернехонько! (Н.) 5. Направо ли, налево ли с дороги поглядишь: идут дружненько парочки, не к той ли роще правятся? (Н.) 6. Гляжу, Федота бледного Силантий держит за ухо. «Что держишь ты его?» - «Посечь хотим маненичко: овечками прикармливать надумал он волков!» (Н.). 7. Завтра раненько пойду на работу, до свету надо покрепче уснуть (Н.). 8. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися (Никит.).


    Укажите окказиональные наречия, создающие образность речи; определите источники их экспрессии (соотносительность с изобразительными прилагательными и причастями, заключенное в них значение сравнения, нарушение лексической сочетаемости с глаголами и т.п.).

    1. Оно [поле] ровно светилось (Бон.). 2. Над головой густо шумели вершины сосен (Бон.). 3. Степь белесо и рыже лежала впереди (Лид.). 4. Рассветно и холодно клубилась туманом Десна (Нос.). 5. Закатно полыхали окна каких-то зданий (Нос.). 6. Онега, предзимне темнея, валко ходила меж островами (Нос.). 7. Разве забыть, как дымилась тогда вода, колокольно вызванивая ноябрьской шугой? (Ю. С.) 8. Голубела, чешуйчато поблескивала в привольном изгибе Москва-река (Ст.). 9. Солнце возносится выше, и море слепяще отражает его (Хол.). 10. Стеклянно звенел на вьюжном ветру обмерзшими ветвями тополь (Кал.). 11. А Лидия Анисимовна подошла к столу, летуче поцеловала мужа в щеку, села (Лип.). 12. Его аллергические пятна свекольно пылали (Наг.). 13. Глаза у нее янтарно засветились (Юш.). 14. На деревянном помосте бело, алюминиево сияли бидоны (Рощ.). 15. Металл послушно, стеариново осел (Нос.).


  Сравните разные редакции отрывков из произведений русских писателей; объясните предпочтение одних наречий другим, отказ от использования отдельных наречий и включение их в текст. При этом учитывайте лексическое значение и стилистические особенности наречий, употребление их в прямом и переносном значении, их фонетическое соответствие звуковому строю поэтической речи. Дайте стилистическую оценку художественному использованию наречий писателями.


    I. 1. Петр, услыша хохот и сии крики, немедленно вышел из другой комнаты.

    1. Петр, услыша хохот и сии крики, вышел из другой комнаты.

    2. Петр был чрезвычайно им доволен.

    2. Петр был очень им доволен.

    3. Таким образом узнал я конец повести, коей начало так поразило меня в моей первой молодости.

    3. Таким образом узнал я конец повести, коей начало некогда так поразило меня.

    4. Они не только охотно приняли предложение Владимира, поклялись ему в вечной дружбе и готовности жертвовать для него жизнью.

    4. Они не только приняли предложение Владимира, но даже клялись ему в готовности жертвовать для него жизнью.

    5. Они поминают минувшие дни и битвы, где (славно) дружно рубились они.

    5. Они поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.

    6. Всех лучше оценить сумеешь ты свой труд.

    6. Всех строже оценить сумеешь ты свой труд (П.).

    II. И часто вдруг, окованный мечтами, один сидел до поздней ночи он.

    Порой в степи застигнутый мечтами, один сидел до поздней ночи он (Л.).

    III. 1. Море развернулось перед ними, уходя далеко вдаль, где из его вод выплывали в небо полные тучи.

    1. Море развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из вод его вздымались в небо горы облаков.

    2. Сонный шум волн, плескавшихся о суда, грозил чем-то, предупреждал о чем-то.

    2. Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен.

    3. Блестело море, все в южном солнце, и с шумом волны о берег бились.

    3. Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.

    4. Все эти звуки, нерешительно колыхаясь, стоят в небе над гаванью.

    4. Все эти звуки, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью (М. Г.).


    Укажите стилистические недочеты и ошибки в употреблении наречий (немотивированное использование сниженного (устаревшего) варианта, плеонастические сочетания при употреблении степеней сравнения, просторечные их формы, неправильный выбор наречия и т.п.); исправьте их, если нарушение нормы стилистически не мотивировано.

    1. «Дальше к Карскому морю берег поширше, километра три, а то и поболе», - заметил сержант Антипов, за простоватой внешностью которого скрывался умный, волевой человек, для которого опасность и риск были родной стихией. 2. В каждом дереве здесь частица души Мичурина, и всегда чудится, что он только вышел из сада и сейчас вернется к своим зеленым питомцам. 3. Свойства выведенных сортов более интенсивнее проявляются при условиях точного соблюдения всех требований агротехники. 4. Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая - только почти родилась. 5. Новый метод оказался простее и экономичнее, но освоение его потребовало более лучше организовать нашу работу. 6. Никто в бригаде не может выполнить эту операцию ловчее, чем Нина Петровна. 7. Вторая выкройка была выполнена несколько получше, но замечаний все же было еще многовато. 8. К завтраму надо было сдавать работу, но на успешное ее завершение мы надеялись все менее. 9. Туман за дверью все густей… 10. Вот дог. Насколько он простей старинных пышных крепостей! 11. Нет ничего мерзее двуличия и холуйства, с которыми решительно и все более принципиальнее мы будем вести борьбу. 12. Вика надела на Митю плащ и застегнула пуговицы. «Воротник поднимите, - сказал я. - Надо уходить в ночь с поднятым воротником. Так красивше».

Категория: СТИЛИСТИКА | Добавил: admin (04.10.2012)
Просмотров: 2731 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, русский язык в школе, культура речи, карточки для учеников, дидактический материал по стилистик | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0