В отрывке из повести В. Распутина
«Прощание с Матерой» выделите имена существительные, выполняющие
экспрессивную функцию. Дайте оценку стилистическому использованию форм
рода и числа существительных.
Матёру, и остров и деревню, нельзя было
представить без этой лиственницы на поскотине. Она возвышалась и
возглавлялась среди всего остального, как пастух возглавляется среди
овечьего стада, которое разбрелось по пастбищу… Но говорить «она» об
этом дереве никто, пускай пять раз грамотный, не решался; нет, это был
он, «царский листвень» - так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в
полверсте от деревни… ‹…›
За век свой он наронял так много хвои и шишек,
что земля вокруг поднялась легким, прогибающимся под ногой, курганом, из
которого и выносился могучий, неохватный одними руками ствол…
А неподалеку, метрах в двадцати ближе к Ангаре,
стояла береза, все еще зеленеющая, дающая листву, но уже старая и
смертная. Лишь она решилась когда-то подняться рядом с грозным «царским
лиственем». И он помиловал ее, не сжил. Быть может, корни их под землей и
сходились, знали согласие, но здесь, на виду, он, казалось, выносил
случайную, заблудшую березу только из великой и капризной своей милости.
И вот настал день, когда к нему, к «царскому
лиственю», подступили чужие люди. Это был уже не день, а вечер, солнце
село, и на остров спускались сумерки. Люди эти возвращались со своей
обычной работы…
Тот, что шел первым, с маху, пробуя листвень,
стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдернув
голову, - с такой силой он спружинил обратно.
- Ого! - изумился мужик. - Зверь какой! Мы тебе, зверю… У нас дважды два - четыре. Не таких видывали…
Он отбросил в сторону бесполезный топор и взялся
собирать и ломать ногами валявшиеся кругом сучья, складывая их
крест-накрест под дуплистой нишей. Товарищ его молча, все с той же
позевотой, полил из канистры ствол бензином и остатки побрызгал на
приготовленный костерок. Отставил позадь себя канистру и чиркнул спичку.
Огонь тотчас схватился, поднялся и захлестнул ствол. ‹…›
Но утром, когда они шли на нижний край острова,
где еще оставалась работа, листвень как ни в чем не бывало стоял на
своем месте.
‹…› Бригадир, по стати самый невзрачный из всех, но с усиками, чтобы не походить на мальчишку, задрал вверх голову:
- Здоровый, зараза! Не примут. Надо что-то делать.
- Пилу надо. ‹…›
- Развести пожарче, и пыхнет как миленький… Горючки надо побольше. ‹…›
Огонь поплясал, поплясал и начал, слизнув
бензин, сползать, отделяться от дерева, точно пылал вокруг воздух, а
листвень под какой-то надежной защитной броней оставался невредимым. ‹…›
- Надо завтра бензопилой все-таки попробовать, -
согласился бригадир, только что уверявший, что для такой твердыни и
махины бензопила не годится. ‹…›
На третий день с утра уже как к делу первой
важности, а не пристяжному, подступили к «царскому лиственю» с
бензопилой… Она дрыгнула, едва не выскочив из рук, однако легонький
надрез оставить успела. Угадывая по этому надрезу, бригадир нажал
сильнее - пила зашлась высоким натужным воем, из-под нее брызнула
легонькая струйка бесцветных пыльных опилок, но бригадир видел, что пила
не идет. Качать ее толстый ствол не позволял, можно было лишь опоясать
его кругом неглубоким надрезом - не больше. Это было все равно что
давить острой опасной бритвой по чурке, стараясь ее перерезать, -
результат один. И бригадир остановил пилу.
- Неповалимый, - сдался он и, зная теперь лиственю полную цену, еще раз смерил его глазами от земли доверху.
Определите экспрессивную роль
имен существительных, учитывайте при этом их принадлежность к различным
функционально-смысловым типам речи (описание, повествование,
рассуждение), монологический или диалогический характер. Мотивируйте
использование в тексте существительных различных лексико-грамматических
разрядов (конкретных, отвлеченных и т.д.), а также употребление их в
прямом или переносном значении.
1.1. Эти стихи [«Дума» М.Ю. Лермонтова] писаны
кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа; это вопль, это стон
человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу
раз ужаснейшее физической смерти (Бел.).
2. Сестра была блондинка, светлая блондинка,
совсем не в мать и не в отца волосами; но глаза, овал лица были почти
как у матери. Нос очень прямой, небольшой и правильный; впрочем, и еще
особенность - мелкие веснушки на лице… Версиловского было очень немного,
разве тонкость стана, немалый рост и что-то такое прелестное в походке
(Дост.).
3. В короткое время Антошка успел сколотить
несколько сотен рублей. Главный же результат сказался в том, что цена на
Антошкину услугу внезапно повысилась и отношения к нему местных
обывателей в значительной степени изменились. С тех пор он делается
солидным человеком, вместо Антошки начинает именоваться Антоном
Валерьяновичем, прозвище «Стрела» заменяет фамилиею «Стрелов»… Репутация
Антошки установилась уже настолько прочно, что даже самому Дерунову не
приходило в голову назвать его по-прежнему «Антошкой» (С.-Щ.).
4. Уходить из города, от борьбы, от житейского
шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм,
лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига. Человеку
нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа,
где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего
свободного духа (Ч.).
II. В политических отношениях между
государствами и народами используются любые возможности. Образно говоря,
здесь нужны и понтонные мосты, однако куда предпочтительнее мосты на
крепких опорах, рассчитанные на века, кропотливо возводимые с обеих
сторон. Только на такой основе могут держаться подлинное международное
сотрудничество, безопасность, мир (из газ.).
Определите экспрессивную роль имен существительных собственных; укажите источники комизма речи.
I. Родильнице предоставили на выбор любое из
трех [имен], какое она хочет выбрать: Моккия, Сессия, или назвать
ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, -подумала покойница, - имена-то
все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; -
вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, -
проговорила старуха, - какие всё имена; я, право, никогда и не
слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и
Варахасий». Еще переворотили страницу - вышли: Павсикахий и Вахтисий.
«Ну, уж я вижу, - сказала старуха, - что, видно, его такая судьба. Уж
если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был
Акакий, так пусть и сын будет Акакий» (Г.).
II. - Ты пирожка не хочешь ли? Кушай на
здоровье, Скорпион Мардарьич! - Боже ты мой милостивый! Да какой же я
Скорпион! Это ты скорпион, а я Серапион (Остр.).
III. 1. - Эх, Трубецкой, Трубецкой!.. Да,
кстати, Ляпсус, почему вы Трубецкой? Почему вам не взять псевдоним еще
получше? Например, Долгорукий! Никифор Долгорукий! Или Никифор Валуа?
Или еще лучше: гражданин Никифор Сумароков-Эльстон? Если у вас случится
хорошая кормушка, сразу три стишка в «Гермуму», то выход из положения у
вас блестящий. Один бред подписывается Сумароковым, другая макулатура -
Эльстоном, а третья - Юсуповым… Эх вы, халтурщик! (И. и П.) 2. Сотни
тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки… НКПС
построит железнодорожную магистраль Москва-Васюки… Аэропорт «Большие
Васюки» - регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все
концы света, включая Лос-Анджелес и Мельбурн (И. и П.).
Приведите примеры использования в
публицистике географических названий и фамилий в экспрессивной функции.
Каковы выразительные возможности этих существительных?
Образец. Бонн протестует против налоговых убежищ в странах ЕС; за рубежом в свое время тоже были свои мавроди. |