Суббота, 14.12.2024, 10:37


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » СТИЛИСТИКА

СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
 В отрывках из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» укажите части речи, которые несут основную изобразительно-выразительную функцию. Выделите прилагательные. Какова их грамматическая и стилистическая роль в тексте? Какие разряды прилагательных использованы?

    1. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров… можно почерпнуть много любопытного и поучительного.

    2. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая - спросить себе чаю. «Эй, Дуня! - закричал смотритель. - Поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» - спросил я смотрителя. «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».

    3. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

    Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет.

    4. Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел… Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.


    Укажите стилистические особенности употребления прилагательных, выявляя приемы создания образности и эмоциональности речи (метафоризация, употребление относительных прилагательных в значении качественных, образование от них степеней сравнения, кратких форм, использование экспрессивного словообразования прилагательных, субстантивация и т.д.).

    I. 1. Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над ними; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню, - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу (Л.).

    2. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя (Л.).

    II. - Как вам показался наш город? - примолвила Манилова. - Приятно ли провели там время?

    - Очень хороший город, прекрасный город, - отвечал Чичиков, - и время провел очень приятно: общество самое обходительное.

    - А как вы нашли нашего губернатора? - сказала Манилова.

    - Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? - прибавил Манилов.

    - Совершенная правда, - сказал Чичиков, - препочтеннейший человек. И как он вошел в свою должность, как понимает ее! ‹…›

    - Очень обходительный и приятный человек, - продолжал Чичиков, - и какой искусник! Я даже никак не мог предполагать этого. Как хорошо вышивает разные домашние узоры! ‹…›

    - Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер! Не правда ли, что очень приятный человек?

    - Чрезвычайно приятный, и какой умный, какой начитанный человек! (Г.)


   В отрывке из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выделите прилагательные качественные и относительные; укажите случаи употребления их в переносном значении (как эпитетов) и в функции логических определений. Дайте оценку стилистическому использованию прилагательных.

    Теперь я должен нарисовать его портрет. Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сертучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера… В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные, - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади; чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; об глазах я должен сказать еще несколько слов.


    Сравните редакции стихотворных отрывков А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. Объясните предпочтение одних прилагательных другим, учитывая их принадлежность к качественным или относительным, употребление в прямом или переносном значении, особенности их звучания и экспрессивные свойства.


    I. 1. Сквозь печальные туманы пробирается луна.

    1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

    2. Он по полю едет на смирном коне.

    2. …на верном коне.

    3. Идет престарелый кудесник.

    3. …вдохновенный кудесник.

    4. И к гордому старцу подъехал Олег.

    4. …к мудрому старцу…

    5. Уж не ступит нога в твое заслуженное стремя.

    5. …позлащенное стремя.

    6. И кудри их белы, как утренний снег над ветхой главою кургана.

    6. …над славной главою кургана.

    7. Густо-зелеными садами ее покрылись острова.

    7. Темно-зелеными садами ее покрылись острова.

    8. И горек был холодный их привет.

    8. …небратский их привет.

    9. Ты им доволен ли, божественный (увенчанный) (разборчивый) художник?

    9. Ты им доволен ли, взыскательный художник? (П.)

    II. 1. Зеленый листок (молодой) оторвался от ветки родимой и в степь укатился, холодной (безжалостной) бурей гонимый.

    1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый.

    2. И корни мои умывает покорное (послушное) море.

    2. И корни мои умывает холодное море.

    3. К чему теперь рыданья, похвал и слез ненужный хор…

    3. …пустых похвал ненужный хор…

    4. Его свободный чудный дар.

    4. Его свободный смелый дар.

    5. Добыча ревности немой.

    5. Добыча ревности глухой.

    6. Зачем он руку дал клеветникам безбожным?

    6. …клеветникам ничтожным?

    7. Отравлены его последние мгновенья коварным шепотом презрительных (бесчувственных) невежд. И умер он с глубокой жаждой мщенья…

    7. …Коварным шепотом насмешливых невежд. И умер он с напрасной жаждой мщенья.. .(Л.)

    III. 1. Худой! Седые длинные усы, фуражка белая высокая, с околышем из красного сукна.

    1. Худой! Как зайцы зимние, весь бел, и шапка белая…

    2. Hoc с горбинкою, усы седые длинные. И - разные глаза: один здоровый - светится. А левый - тусклый, матовый…

    2. Hoc клювом, как у ястреба, усы седые длинные. И разные глаза. Один здоровый - светится, а левый - мутный, пасмурный, как оловянный грош!

    3. Когда б не (княжеская) (Чернышевых) кровь текла в вас - я б молчал.

    3. Когда б не доблестная кровь текла в вас - я б молчал.

    4. Сурово молчали родные мои, прощание было немое… Старик поднялся негодуя, по сжатым губам, по морщинам чела ходили угрюмые тени…

    4. Сурово молчали родные мои… по сжатым губам, по морщинам чела ходили зловещие тени.

    5. Мне снова жить среди клевет, интриг и жалких дел?.. Там места нет, там друга нет тому, кто раз прозрел.

    5. Вернуться? жить среди клевет, пустых и темных дел?..

    6. Дорога все трудней, но грезы мирны и легки - приснилась юность ей. (Широкий двор, высокий дом…) Дворец с наследственным гербом…

    6. …приснилась юность ей. Богатство, блеск! Высокий дом на берегу Невы… (Н.)


    Проанализируйте примеры авторской правки прозы А.С. Пушкина А.П. Чехова, А.И. Куприна. Попытайтесь объяснить, чем вызвано исключение из текста тех или иных прилагательных (они даны в скобках), введение новых (они выделены курсивом), замена одних прилагательных другими? Дайте оценку стилистического использования имен прилагательных русскими писателями.

    I. 1. Лиза вошла в сумрак рощи. (Невнятный) Глухой перекатный шум ее приветствовал девушку. 2. В одну минуту окрестность исчезла в мутной и желтоватой мгле. 3. Перед ним была равнина, устланная (чистым) белым волнистым ковром. 4. И (добрый) хозяин Кистеневки в последний раз перешел за порог своего дома. 5. Перед домом расстилался (овальный) густозеленый луг, на коем паслись (прекрасные) (величавые) швейцарские коровы. 6. (Славный проповедник) Молодой архиерей произнес надгробное слово. 7. Но предубежденный Ибрагим или ничего не замечал, или видел одно лишь (неловкое) кокетство. 8. Пол был обит (огромным) зеленым сукном и устлан (персидскими) коврами (П.).

    II. 1. Вошел отец Андрей со своей хитрой улыбкой. 2. (Говорили о том, что она [Аня]…) Осуждали ее за то, что она вышла (из-за денег) за нелюбимого, нудного, скучного человека. 3. Егорушка решил, что Дымов очень (нехороший) Злой человек (Ч.).

    III. 1. Чехов… разражался милым, искренним и глубоким смехом. 2. Захохотал своим громким (задушевным) ясным смехом. 3. Он требовал от писателей обыкновенных житейских сюжетов. 4. Вся сумма его (жизненного) (громадного) большого и тяжелого житейского опыта, все его огорчения, скорби, радости и разочарования выразились… в мечте… о счастье. 5. Удивительная деликатность, чуткость и внимание, но никогда не выходящие из рамок (простых) обыкновенных, как будто умышленно будничных отношений. 6. Как часто приходилось ему выслушивать тяжелые исповеди, помогать словом и делом, протягивать падающему свою нежную и твердую руку. 7. Помнится мне теперь очень живо пожатие его большой, сухой и горячей руки. 8. В хорошие теплые утра его можно было видеть на скамейке за домом. 9. У него в рассказах профессор говорит и думает именно как (типичный) старый профессор, а бродяга - как истый бродяга (Купр.).


    Дайте оценку употреблению относительных прилагательных. Проследите, как усиливаются их изобразительно-выразительные возможности (путем метафоризации, сообщения им качественных оттенков, образования от них степеней сравнения, кратких форм, форм субъективной оценки, пояснения их сравнениями и т.д.).

    1. С хозяйкой у ней наибеспрерывнейшие раздоры (Дост.). 2. Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые (Т.). 3. Луна где-то сзади над городом, река под тенью его черна и бархатна (М. Г.). 4. Невыразимо прекрасен его [огня] великолепный, едва заметный для глаза трепет, создающий в пустыне неба и океана волшебную картину огненного города (М. Г.). 5. Весенний день горяч и золот (Сев.). 6. Рассвет этого дня был совсем зимний - неохотный, серый (Фед.). 7. Волосы Лизы как никогда были воздушны (Фед.). 8. О, я все могу выносить потому что у меня железная воля! (Леск.) 9. Деревянен братец твой, деревянен… Мозги у него прямые какие-то (Леон.).


    Укажите особенности образования и употребления форм сравнительной и превосходной степени прилагательных; выделите элятив. Какова стилистическая роль этих прилагательных в тексте? Попытайтесь заменить простые формы сложными и наоборот; прокомментируйте стилистический результат такой замены.

    1. Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее созданье! (Гр.) 2. Ты присягал наследнику престола законному; но если жив другой, законнейший? (П.) 3. Читатель, басни сей мысль самая простая: что равенство в любви и дружбе - вещь святая (Кр.). 4. Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука (Л.). 5. Ее рука была немногим меньше его руки, но гораздо теплей и глаже, и мягче, и жизненней (Т.). 6. Этот случай считаю самым сквернейшим поступком из всей моей жизни (Добр.). 7. В середине самой возвышенной скорби он вдруг зачинал смеяться самым простонароднейшим образом (Добр.). 8. Над всем этим царит беспримерная бесталанность и неслыханнейшая бедность миросозерцания (С.-Щ.). 9. У нас погода просто замечательная, изумительная, весна чудеснейшая, какой давно не было (Ч.). 10. В сплетенье проволок машины рука мертвее рычага (Бл.). 11. Чем рок был многотрудней, тем слаще вспомнить вас, - рубинней, изумрудней, алмазней, чем алмаз! (Брюс.) 12. Лица становятся каменней, дрожь пробегает по свечкам (Паст.). 13. И ты знаешь, что нас разлученней в этом мире никто не бывал (Ахм.). 14. И все же у них и башмаки были чуть моднее наших, казенных, и рубашки побелее наших белоснежных, и портфели у них были пороскошнее, и авторучки позаграничнее наших (Рек.).


    Определите стилистическую роль прилагательных; проанализируйте употребление полных и кратких форм. Попробуйте заменить одни другими. В каких случаях это возможно?

    Все наши дамы были без ума от нового гостя… Упомяну как странность: все у нас, чуть ли не с первого дня, нашли его чрезвычайно рассудительным человеком. Он был не очень разговорчив, изящен без изысканности, удивительно скромен и в то же время смел и самоуверен, как у нас никто. Наши франты смотрели на него с завистью и совершенно перед ним стушевывались. Поразило меня тоже его лицо: волосы его были что-то уж очень черны, светлые глаза его что-то уж очень спокойны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел, румянец что-то уж слишком ярок и чист, зубы как жемчужины, губы как коралловые - казалось бы, писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен. Говорили, что лицо его напоминает маску; впрочем, многое говорили, между прочим, и о чрезвычайной телесной силе его. Росту он был почти высокого.

    (Ф.М. Достоевский.)


    Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных. Попытайтесь заменить использованные формы их вариантами, объясняя возможность и недопустимость такой замены. За справками обращайтесь к словарям.

    1. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ (П.). 2. Я был не только весел и доволен, - я был счастлив, блажен, я был добр (Л. Т.). 3. Левин не мог спокойно смотреть на брата, не мог быть сам естествен и спокоен в его присутствии (Л. Т.). 4. Человек во всей деятельности своей, а в искусстве всего больше, - должен быть художествен, то есть красив и силен (М. Г.). 5. Дельвиг в полезном медлен, а в шалостях скор (Тын.). 6. И вечер явно не про нас таинственен и черномаз (Паст.). 7. Он ветрен, как ветер (Паст.). 8. День был ярок и, пожалуй, немного ветреней (И. Павл.). 9. Он был прост и естествен в речах и движениях (Пауст.). 10. Я слишком невежествен в современной физике, чтоб об этом судить (Эрен.). 11. Дом как бы спит, но я знаю - внутри что-то делается, и от этого дом становится сразу таинствен (Каз.). 12. Подъем медленен и труден (А. Т.). 13. Он не одиночка, он - частица всех, он могуществен! (Тендр.) 14. И все, чем навек незабвенен и дорог, и все, чем единственен тот человек (Ант.). 15. В твоем сознании я ответственен за все (из газ.). 16. Петербург торжествен, строг и великолепен всегда (из газ.). 17. И если упрек справедлив, он убийствен для поэта (из газ.). 18. Помогало чувство, что ты не единствен (из газ.).


    В отрывках из текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям, употребите простые или сложные формы степеней сравнения, выбирая синонимические формы из данных в скобках. Обоснуйте выбор той или иной формы, особо отметьте случаи стилистически оправданного использования обоих вариантов и, напротив, такие, в которых возможно употребление лишь одной из форм.

    1. Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней (более непринужденный, непринужденнее) формы, чем в письменной. (Уч. пособие). 2. Если утверждается, что А (более сильный, сильнее) Б и (более сильный, сильнее) В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же рфемя А является (самый сильный, сильнейший, предельно сильный) относительно этих трех носителей признака (монография). 3. Различия между мерой и степенью проявляются (более контрастно, контрастнее), если рассматривать признак в динамике и в статике (монография). 4. Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря, от Карпат почти до самого Дона… (Самый благодатный, благодатнейший) край! (Из газ.) 5. Обычно поздно вечером, управившись с делами, Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь; кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой случай или что-нибудь (более веселое, веселее, повеселее) из довоенного прошлого (повесть). 6. С того вечера она стала еще (более веселый, веселее, повеселее), с беззаботной ловкостью прыгала между носилками, шутила с бойцами (повесть). 7. Он привязался к Анюте, как к (самый молодой, младший) сестре, а может, даже и больше (повесть). 8. Твардовский был (самый образованный, образованнейший) человеком, читателем, жадным к книге, но не безразборчивым (крит. статья). 9. Смягчение согласных перед мягкими согласными в старом московском произношении было значительно (более последовательный и полный, последовательнее и полнее), чем в современном русском языке (монография).


    Укажите усеченные формы прилагательных, отмечая их отличия от кратких. Определите их стилистическую нагрузку в тексте (архаизация слога, стилизация, создание возвышенного звучания речи, пародирование высокого слога).

    1. Так сердце может лишь мечтою услаждаться! Оно все хочет оживить… Услышать барда песнь священну… Так сердцем рождена поэзия любезна, как нектар сладостный, приятна и полезна (Бат.). 1. Ретивы кони бранью пышут, усеян ратниками дол, за строем строй течет… Бессмертны вы вовек, о росски исполины, в боях воспитанны средь бранных непогод (П.). 3. «Кто ты? - спросил ее [тень] Минос, - и кто сии?» - На сей вопрос «Мы все с Невы поэты росски, - сказала тень… - Стихи их хоть немного жестки, но истинно варяго-росски» (Бат.). 4. Я скажу вам, братцы любезные, что лиха беда со мною приключилася: опозорил семью нашу честную злой опричник царский Киребеевич… Супротив него он становится… Да кудряву бороду поглаживает (Л.).


    Выделите притяжательные прилагательные. Укажите их стилистические особенности (разговорную, просторечную, книжную окраску) и экспрессивную функцию.

    1. На то есть воля батюшкина, чтобы я шла замуж (Остр.). 2. Порфиша и себя, и семью - все вверил маменькиному усмотрению (С.-Щ.). 3. У нас кучерова жена своего мужа хозяином зовет (Остр.). 4. - Цыц, проклятая! - крикнул старик, поднимаясь на локте. - А, чтоб ты лопнула, бесова тварь! (Ч.) 5. Путешествуют обыкновенно: садятся на пароход, остальное - дело капитаново (М. Г.). 6. Гегелева «Феноменология духа» воспринималась им как нечто юмористическое (М. Г.). 7. Эка повадка у тебя, сватья! Княжья повадка, убей меня бог! (М. Г.) 8. От невестина дома подошла гурьба поезжан, собравшихся проводить жениха и невесту (Зл.). 9. Он поклонился барынину брату (Тын.).


    Дайте стилистическую оценку употреблению падежных окончаний имен прилагательных, различая устаревшие, разговорные и литературные формы. Укажите случаи стилистически мотивированного предпочтения автором одного из вариантных окончаний имен прилагательных.

    1. Душевных мук волшебный исцелитель, мой друг Морфей, мой давный утешитель (П.). 2. Емельян Пугачев, Зимовейской станицы служилый казак, был сын Ивана Михайлова, умершего в давних годах (П.). 3. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной: напоминают мне оне другую жизнь и берег дальный (П.). 4. Пустился в дальнюю дорогу, шагал, шагал, и, славу богу, как бы Пророчеству назло, все счастливо сначала шло (П.). 5. С тех пор у казаков охота к дальним походам охладела (П.). 6. Иногородные могут адресоваться в Газетную экспедицию (П.). 7. Зимовейский атаман спрашивал его на станичном сбору, откуда взял он карюю лошадь, на которой приехал домой? (П.) 8. Мы начали искать актеров: знакомились с местными, вызывали иногородних, рассылали письма (Гардин). 9. Я взошел на гору и сел там, глядя вниз на бескрайное могучее море (М. Г.). 10. [Григорий] ехал по раскинувшейся бескрайней заснеженной степи (Шол.). 11. Никаких выспренных требований к нему не предъявишь (Фед.). 12. Восхвалял театр, употребляя неимоверное количество иностранных слов и выспренних выражений (Н. Вирта). 13. Снимает трубку, звонит на нашу междугородную (Полев.). 14. Поехал на междугороднюю станцию (Сим.). 15. Бекетов жил и вырос в бескрайных песках Туркмении (Гайд.). 16. Перед Пашей он не мог кривить душою - перед нею ему хотелось быть откровенным, искренним (Гл.).


    Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных; назовите другие речевые ошибки. Дайте варианты стилистической правки предложений.

    1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 2. В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта. 3. Снаружи «ЛАЗ-698» выигрывает у своих более старших собратьев. 4. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. 5. А сейчас, накануне праздника, более лучшие условия для плодотворного труда получают служащие государственных учреждений: в районном центре вступает в строй административное здание. 6. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. 7. В истории фигурного катания эта пара сыграла очень выдающуюся роль. 8. Ленька подскочил к двери и с наивозможнейшим сарказмом спросил: «Свои?» 9. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.


    Укажите стилистические недочеты; исправьте их.

    1. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям. 2. Вера оказалась в преглупейшем положении. 3. Заказываем мы, к примеру, одно количество брюк и курток, а нам отпускают другое, в два раза меньшее необходимого. 4. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 5. Нищету этого зрелища Подчеркивают все более ординарнейшие «вставки» в представление. 6. Этот призыв и в настоящее время действен. 7. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы. 8. Результат работы актера становится зрим и ясен лишь после того, как заканчиваются съемки и фильм монтируется. 9. Писатель показывает, как человек с хорошими, здоровыми, самыми человеческими задатками теряет их, поддаваясь соблазну стать хозяином жизни, собственником. 10. В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трех недель.


    Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Укажите исправленные морфолого-стилистические и другие ошибки; предложите свой вариант стилистической правки.


    1. Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей.

    1. Разработка этого месторождения - самая важная задача.

    2. К еще более строжайшей экономии материалов призвала Л. Тюнина.

    2. К более строгой экономии материалов призвала Л. Тюнина.

    3. Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочный и легкий.

    3. Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочен и легок.

    4. Проверками установлено, что склад спецодежды нуждается в переводе в более лучшие условия и гораздо большее помещение.

    4. Проверка показала, что склад спецодежды необходимо перевести в лучшее и гораздо большее помещение.

    5. Все это требует от участников совещания наиболее серьезного подхода к делу.

    5. Все это требует от участников совещания самого серьезного подхода к делу

    6. Цифры - самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

    6. Цифры - самое убедительное доказательство снижения инфляции.

    7. В голосовании приняли участие жители самых отдаленнейших мест.

    7. В голосовании приняли участие жители самых отдаленных мест.

    8. Там и сям виднелись блестящие, сверкающие снегом горы. Однако самой замечательнейшей из всех была гора Хельмера Хансена.

    8. Видны были покрытые снегом сверкающие горы, и самой замечательной из них была гора Хельмера Хансена.

Категория: СТИЛИСТИКА | Добавил: admin (04.10.2012)
Просмотров: 3850 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, русский язык в школе, культура речи, карточки для учеников, дидактический материал по стилистик | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0