В отрывке из рассказа И.С. Тургенева
«Льгов» определите эстетическую функцию различных частей речи в процессе
образной конкретизации. Анализируя содержание текста, покажите, как
нарастание динамизма действия отражается на частности употребления
именных и глагольных форм. Назовите глаголы, которые передают динамику
борьбы, охоты, и глаголы, которые изображают жест, поведение человека;
укажите их грамматические особенности (вид, наклонение, время и др.).
Дайте оценку стилистическому использованию глаголов.
Через четверть часа мы уже сидели в дощанике
Сучка… У тупого, заднего конца стоял Сучок и «пихался»; мы с Владимиром
сидели на перекладине лодки; Ермолай поместился спереди, у самого носа.
Несмотря на паклю, вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью,
погода была тихая, и пруд словно заснул.
Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом
выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными
нитями подводных трав; сплошные, круглые листья болотных лилий тоже
мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла
потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим
неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед
за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались в
воздухе и тяжко шлепались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно,
не достали: легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в
такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их;
но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.
Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял
вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся,
осматривал и продувал ружье, недоумевал и, наконец, излагал нам причину,
почему он промахнулся. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я -
довольно плохо, по обыкновению. Сучок посматривал на нас… изредка
кричал: «Вон, вон еще утица!» - и то и дело почесывал спину - не руками,
а приведенными в движение плечами. Погода стояла прекрасная: белые
круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде;
тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. Мы
собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно
неприятное происшествие.
В отрывке из романа И.С.
Тургенева «Отцы и дети» определите экспрессивную функцию глаголов.
Укажите, в каком временном плане ведется повествование, обратите
внимание на смену форм настоящего и прошедшего времени в речи автора и
участников диалога, на употребление глаголов в изъявительном и
повелительном наклонении. Выделите те предложения, в которых усиливается
выразительное значение глаголов. Дайте оценку художественному
использованию писателем стилистических ресурсов морфологии.
- Вы так разочарованы? - спросил Базаров.
- Нет, - промолвила с расстановкой Одинцова, -
но я не удовлетворена. Кажется, если б я могла сильно привязаться к
чему-нибудь… ‹…›
«Ты кокетничаешь, - подумал он, - ты скучаешь и
дразнишь меня от нечего делать, а мне…» Сердце у него действительно так и
рвалось. ‹…›
- Что это Катя так поздно играет, - заметила Одинцова. Базаров поднялся.
- Да, теперь точно поздно, вам пора почивать.
- Погодите, куда же вы спешите… мне нужно сказать вам одно слово.
- Какое?
- Погодите, - шепнула Одинцова. Ее глаза остановились на Базарове; казалось, она внимательно его рассматривала.
Он прошелся по комнате, потом вдруг приблизился к
ней, торопливо сказал «прощайте», стиснул ей руку так, что она чуть не
вскрикнула, и вышел вон. Она поднесла свои склеившиеся пальцы к губам,
подула на них и внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась
быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова… Горничная вошла в
комнату с графином на серебряном подносе. Одинцова остановилась, велела
ей уйти и села опять, и опять задумалась. Коса ее развилась и темной
змеей упала к ней на плечо. Лампа еще долго горела в комнате Анны
Сергеевны, и долго она оставалась неподвижною, лишь изредка проводя
пальцами по своим рукам, которые слегка покусывал ночной холод.
В отрывке из романа А.И. Герцена
«Былое и думы» покажите особенности использования глагольных форм в
разных частях текста, разграничивая описание, повествование,
рассуждение; монологическую и диалогическую речь. Проанализируйте выбор
форм вида, наклонения, времени, лица, числа; оцените их выразительные
возможности.
Раз, длинным зимним вечером в конце 1838, сидели
мы, как всегда, одни, читали и не читали, говорили и молчали и молча
продолжали говорить. На дворе сильно морозило, и в кабинете было не
совсем тепло. Наташа чувствовала себя нездоровой и лежала на диване,
покрывшись мантильей, я сидел возле на полу; чтение не налаживалось, она
была рассеянна, думала о другом, ее что-то занимало, она менялась в
лице.
- Александр, - сказала она, - у меня есть тайна, поди сюда поближе, я тебе скажу на ухо, или нет - отгадай. ‹…›
Как человеческая грудь богата на ощущения
счастья, лишь бы люди умели им отдаваться, не развлекаясь пустяками. …Мы
тратим, пропускаем сквозь пальцы лучшие минуты, как будто их невесть
сколько в запасе. Мы обыкновенно думаем о завтрашнем дне, о будущем
годе, в то время как надобно обеими руками уцепиться за чашу, налитую
через край, которую протягивает сама жизнь, непрошеная, с обычной
щедростью своей, - и пить и пить, пока чаша не перешла в другие руки.
Природа долго потчевать и предлагать не любит.
В отрывке из рассказа М.
Горького «Калинин» выделите глаголы, отмечая особенности использования
их видо-временных форм. Определите функционально-смысловой тип речи и
покажите экспрессивную функцию глаголов в контексте.
Осень, осень - свистит ветер с моря и бешено
гонит на берег вспененные волны, - в белых гривах мелькают, точно змеи,
черные ленты водорослей, и воздух насыщен влажной, соленой пылью.
Сердито гудят прибрежные камни; сухой шорох
деревьев тревожен, они качают вершинами, сгибаются, точно хотят вырвать
корни из земли и бежать в горы, одетые тяжелой шубой темных облаков.
Над морем облака изорваны в клочья и мчатся к
земле, обнажая бездонные синие пропасти, где беспокойно горит осеннее
солнце. Тени скользят по изрытому морю; на земле ветер прижимает тучи к
бокам гор, тучи устало ползут вверх и вниз, забились в ущелья и дымно
курятся там.
Все вокруг нахмурено, спорит друг с другом,
сердито отемняется и холодно блестит, ослепляя глаза; по узкой дороге,
прикрытой с моря грядою заласканных волнами камней, бегут, гонясь друг
за другом, листья платанов, черноклена, дуба, алычи. Плеск, шорох, свист
- все скипелось в один непрерывный звук, его слушаешь, как песню,
равномерные удары волн о камни звучат, точно рифмы.
Определите экспрессивную функцию глаголов, отмечая особенности использования форм вида, времени, наклонения.
Зеленая «Антилопа», скрипя всеми своими частями,
промчалась по внешнему проезду Бульвара Молодых Дарований и вылетела на
рыночную площадь. Там взору экипажа «Антилопы» представилась странная
картина. С площади, по направлению к шоссе, согнувшись, бежал человек с
белым гусем под мышкой. Левой рукой он придерживал на голове твердую
соломенную шляпу. За ним с криком бежала большая толпа. Убегавший часто
оглядывался назад, и на его благообразном актерском лице можно было
разглядеть выражение ужаса.
- Паниковский бежит! - закричал Балаганов.
- Вторая стадия кражи гуся, - холодно заметил
Остап. - Третья стадия начнется после поимки виновного. Она
сопровождается чувствительными побоями.
О приближении третьей стадии Паниковский,
вероятно, догадывался, потому что бежал во всю прыть. От страха он не
выпускал гуся, и это вызывало в преследователях сильное раздражение.
- Сто шестнадцатая статья, - наизусть сказал
Козлевич. - Тайное, а равно открытое похищение крупного скота у
трудового земледельческого и скотоводческого населения.
Балаганов захохотал. Его тешила мысль, что нарушитель конвенции получит законное возмездие.
Машина выбралась на шоссе, прорезав галдящую толпу.
- Спасите! - закричал Паниковский, когда «Антилопа» с ним поравнялась.
- Бог подаст, - ответил Балаганов, свешиваясь за борт. Машина обдала Паниковского клубами малиновой пыли.
- Возьмите меня! - вопил Паниковский из последних сил, держась рядом с машиной. - Я хороший.
Голоса преследователей сливались в общий недоброжелательный гул.
- Может, возьмем гада? - спросил Остап.
- Не надо, - жестко ответил Балаганов, - пусть в другой раз знает, как нарушать конвенции.
Но Остап уже принял решение.
- Брось птицу! - закричал он Паниковскому и, обращаясь к шоферу, добавил: -Малый ход.
Паниковский немедленно повиновался. Гусь
недовольно поднялся с земли, почесался и как ни в чем не бывало пошел
обратно в город.
- Влезайте, - предложил Остап, - черт с вами! Но больше не грешите, а то вырву руки с корнем.
Паниковский, перебирая ногами, ухватился за
кузов, потом налег на борт животом, перевалился в машину, как купающийся
в лодку, и, стуча манжетами, упал на дно.
Полный ход, - скомандовал Остап.
Заседание продолжается.
(Ильф И. и Петров Е.)
Выделите глаголы; укажите их
грамматические признаки (вид, время, наклонение, лицо, число, залоговые
значения); отметьте особенности использования в контексте глагольных
форм. Оцените выразительные возможности глагола как части речи и
сложившиеся в русской литературе традиции его стилистического
использования в экспрессивных целях.
1. Вся изба затряслась, затрепетала, а кочеток в
сенцах как крикнет дурным голосом, как взовьется да головой трах об
стреху (Пауст.). 2. Та, бывало, прибежит: «Дядя Миша, поймайте выхухоля,
очень нужно!» Сейчас беру сачок, норы все мне в известности, подведешь
сачок к выходу, пугнешь - готово (Сол.). 3. А что… и верно, создадим-ка
мы с тобой такую вот комплексную бригаду, чтобы без бюрократизма
(Полев.). 4. Иди сюда, Глоба!.. Вот такое дело. Пойдешь на ту сторону,
найдешь Василия, передашь ему, что взрыв моста отставить (Сим.). 5. Свет
пройди, - нигде не сыщешь дружбы той святей и чище, что бывает на войне
(Твард.). 6. Что же мне, словно камню, на месте лежать, по-вашему? Я
вот здоров, как бык, ни разу в жизни не хварывал (Кар.). 7. Мальчик… изо
всей силы крутанул колесо (Н. Евдокимов). 8. …И доктора, имеющие свое
мнение… про-мол-чали. Шестнадцатилетний же юноша умер, взял да и умер!
(Герм.) 9. На Лесогорском заводе нам с Юлей вначале было трудно… Тут и
появись вот эта Сонечка Челищева! (Кар.) 10. Нет, так на тебе - кисет!
Запропастился куда-то, хвать-похвать, пропал и след (Твард.). 11. Я
вообще соскучилась. По работе, по школе, по людям. А вы возьми и приди. -
Значит, все-таки соскучились? - уже менее уверенно спросил он (Герм.).
12. - Ляжем спать, пока солнце, - предложил новый товарищ. - Сейчас хоть
выспимся, а то ночью из-за холода глаз не сомкнуть (Гайд.). 13. У
Кирилла они [глаза] быстро менялись: то вдруг тяжело блеснут матовым
отливом старой меди, то посветлеют, как табак (Фед.). 14. Среди горьких
дум и сожалений Катя внезапно вспомнила песчаную мокрую дорожку… По
дорожке идет она сама - Катя - в коричневом платье и черном фартучке.
Под туфельками хрустит песок. Катя чувствует, какая она вся легкая,
тоненькая, волосы треплет ветерок… (А. Т.)
Дайте оценку употреблению
спрягаемых форм глагола. Отметьте немотивированное использование
глаголов настоящего времени в значении прошедшего и наоборот; укажите
разнобой временных, видовых, видо-временных форм. Отредактируйте текст.
1. После окончания школы Ковалев поступает
работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.
2. Московские голубеводы ежегодно проводят различные состязания, во
время которых пернатые преодолевали расстояние от 300 до 1500 км. 3.
Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.
4. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им
пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой. 5.
Неправильную позицию занимает облбытуправление. Оно не только спокойно
отнеслось к нарушениям в работе «Рембыттехники», но и само устанавливало
такие задания, в которых нуждам земледельцев отведена второстепенная
роль.
Проанализируйте употребление
глаголов. Укажите смешение субъектно-объектных отношений и возникающие
при этом неясность, двусмысленность высказывания в результате
неправильного использования возвратных глаголов.
Укажите речевые ошибки в употреблении глагольных
форм (использование просторечных вариантов, употребление непереходных
глаголов в значении переходных, немотивированное обращение к возвратным
формам, ошибки в выборе видо-временных форм глагола и пр.). Устраните
замеченные ошибки, предложив варианты стилистической правки.
1. Машина за машиной подходили и нагружались
овощами. 2. Продолжали вестись капитальные исследования в области теории
животноводства. 3. Магнитогорский металлургический комбинат ежегодно
заносился на Доску почета… 4. 250 га, которые занимались кукурузой,
после глубокой вспашки обрабатывали дисковыми боронами. 5. Теперь наш
участок занялся жильем. 6. Циклон грозился наводнением. 7. Небо
охватывается заревом, и становится жутко. 8. Работы выполняются с
высоким качеством. 9. В последнее время ослабла связь между коллективом
цеха и учащимися профтехучилища. 10. Семена помещают в банку, которую
закупоривают и залипают сургучом или парафином. 11. Скипятите 1/4 литра
молока и разведите в нем 10 грамм размоченной желатины. 12. Дерево
развешало густые ветви, так что под ним могли удобно примоститься наши
машины. 13. Ханов бросил на ходу: «Я спешу, машина сломалась». Но
товарищам он отказать не смог, и машина вдруг исправилась. 14. Я
добился, чего хотел. Пусть другие подерзят! 15. Спектакль давался на
сцене 18 лет подряд. За это время старились актеры и зрители, но, мне
кажется, настроение в зале не изменилось. 16. Первицкого обхаживала
шумная слава и отходила к другим. 17. Писатель выводит героя, который
сам не умеет одеть чулки и целыми днями пролеживает на диване.
Сравните неотредактированный и
отредактированный варианты предложений; объясните, какие ошибки
устранены, внесите свои коррективы в стилистическую правку.
1. Анна Федоровна организовывает экскурсию в библиотеку, знакомит ребят с ее фондами и персоналом.
1. Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, знакомит ребят с ее фондами и персоналом.
2. Хорошая оценка, даже поставленная авансом, приободрила бы девочку, вдохнула желание учиться, рассеяла туман равнодушия.
2. Хорошая оценка, даже поставленная авансом,
подбодрила бы девочку, заставила бы поверить в свои силы, вызвала бы
желание учиться.
3. В течение года план неоднократно корректировался, некоторые темы разнообразились.
3. В течение года мы неоднократно корректировали план, в некоторые темы вносили изменения.
4. Чтобы смолоду работать над собственной идеей,
нужно быть гением, уметь не побояться трудностей, которые сразу же
возникают, захоти студент или даже аспирант заняться темой, не
работающей на теории своего научного руководителя.
4. Чтобы смолоду работать над собственной идеей,
нужно быть талантом, не бояться трудностей, которые сразу же возникнут,
если студент или даже аспирант захочет заняться темой, не связанной с
теорией своего научного руководителя.
5. При замерах освещенности следует избегать
случайных затемнений, однако тени, имеющиеся на рабочей поверхности, не
должны специально устраняться в момент обследования.
5. При измерении освещенности необходимо
избегать случайных затемнений, в то же время тени на рабочей поверхности
в момент измерения устранять не следует.
6. Мы изготавливаем изделия из железобетона, которые идут для строительства фабрик, заводов.
6. Мы изготовляем изделия из железобетона, которые используются для строительства фабрик, заводов.
7. Формулы упрощаются и будут иметь следующий вид…
7. Формулы упрощаются и получают такой вид…
8. Измученный, он забылся коротким сном, но вдруг просыпался от резкого толчка вагона.
8. Измученный, он забывался коротким сном, но временами просыпался от резкого толчка вагона.
9. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманные им произведения так и остались незаконченными.
9. Он мечтал посвятить себя литературной деятельности, но задуманные им произведения так и остались незаконченными.
10. Лучше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым постоянно бескорыстно помогает.
10. Лучше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым постоянно бескорыстно помогал.
11. Может быть, эта глобальность солдатского подвига написалась у меня слишком громко.
11. Может быть, величие солдатского подвига описано мною чересчур патетично. |