В стихотворении М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно»
охарактеризуйте синтаксические типы предложений, сравните их с
возможными синонимическими конструкциями.
И скучно и грустно! - и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья… что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить - но кого же? - на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно…
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа,
И радость, и муки, и все так ничтожно.
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка.
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка!
Дайте синонимические варианты
(утвердительные или отрицательные - в зависимости от смысла) приведенных
в упражнении предложений, сделайте стилистический анализ полученных
пар.
1. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку
повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот? (Глин.)
2. Я Петербург люблю, к его пристрастен лету: Так пышно светится оно в
водах Невы; Но более всего как не любить поэту Прекрасной родины, где
царствуете вы? (Вяз.) 3. Нужно ль вам истолкованье, Что такое русский
бог? Вот его вам начертанье, Сколько я заметить мог (Вяз.). 4. Смеясь,
он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей
славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. (Л.)
5. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет
завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? (Л.) 6.
Кого любить, кому же верить, когда мне ангел изменил? (Л.) 7. Не верь,
не верь себе, мечтатель молодой. Как язвы бойся вдохновенья… Оно -
тяжелый бред души твоей больной Иль пленной мысли раздраженье. (…)
Случится ли тебе в заветный чудный миг Открыть в душе давно безмолвной
Еще неведомый и девственный родник. Простых и сладких звуков полный, -
Не вслушивайся в них, не предавайся им. Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным Не передашь ты их значенья (Л.). 8.
Что стыд Марии? что молва? Что для нее мирские пени. Когда склоняется в
колени К ней старца гордая глава? (Л.) 9. «Чей взор, волнуя вдохновенье,
Умильной лаской наградил Твое задумчивое пенье? Кого твой стих
боготворил?» И, други, никого, ей-богу! Любви Безумную тревогу Я
безотрадно испытал (П.). 10. Когда б вы знали, из какого сора Растут
стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и
лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий. Таинственная плесень на
стене… И стих уже звучит, задорен, нежен. На радость вам и мне (Ахм.).
К приводимым предложениям дайте
все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы
двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических
вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения;
сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.
Образец. Уже шесть лет Виталий Вульф ведет на
телевидении авторские передачи о театре. - Уже шесть лет Виталием
Вульфом ведутся на телевидении авторские передачи о театре.
Виталий Вульф:
На записи передачи меня боятся прерывать -
я потом все говорю совершенно по-другому
Уже шесть лет Виталий Вульф ведет на телевидении
авторские передачи о театре. Сначала они выходили на первом канале
время от времени, а года два назад обрели и жесткое эфирное время
(последний понедельник месяца), и своих поклонников.
Мало кто из телезрителей знает, что
искусствоведческую передачу ведет человек «со стороны» - кандидат
юридических наук… Как же вы попали на телевидение?
- С середины 70-х я стал бесплатно выступать в
маленьких залах со своими театральными рассказами. На вечера постоянно
ходила прекрасный редактор телевидения Галина Борисова. Как-то она
приехала с камерой и записала передачу о Марии Ивановне Бабановой. 11
ноября 90-го года Бабановой исполнилось 90 лет. Срочно потребовалась
передача, и Галя Борисова предложила мой рассказ: я был уже известен в
театральном мире, написал много статей, немало перевел, опубликовал две
книги. Передачу пустили в эфир, она имела неожиданный успех.
Я начал делать театральные передачи - о
Тарасовой, о Степановой. Они подолгу лежали, шли нерегулярно. Взрывная
волна пошла, когда в эфире появилась передача о Валентине Серовой - ее
повторили раз шесть. Большой резонанс имел мой рассказ об Алле
Константиновне Тарасовой - я уже понимал, что важно тянуть детективный
сюжет, вытаскивать драму жизни, чтобы была судьба.
- Не секрет, что телепрограммы нуждаются в поддержке «сверху». Кто был вашим добрым гением?
- В 94-м году жизнь столкнула меня с Владом
Листьевым. Владик предложил работать вместе и пообещал сделать программу
постоянной. Я очень остро ощущаю, что его нет, - тогда у меня было
ощущение спины. Хотя рад, что сейчас президентом компании «ВИД» является
Андрей Разбаш - человек сдержанный, закрытый, очень умный, с хорошим
вкусом.
- Почему передачу назвали «Серебряный шар»?
- Программа названа по аналогии с серебряным веком.
- Вы заранее готовите текст, который говорите перед камерой?
- Нет, это всегда чистая импровизация.
- А если случится брак при записи?
- Беда. Я начинаю повторять и говорю совсем по-другому. Поэтому меня боятся остановить.
- Был период, когда вы на втором, российском,
телеканале рассказывали про американские «звезды» в театре и кино.
Почему эта передача закрылась?
- Мне предложили сделать выбор между ОРТ и РТР.
На РТР я успел снять девять программ: Грета Гарбо, Джуди Гарленд, Лайза
Миннелли… Самая удавшаяся передача была о Юле Бринере.
- Когда впервые в театре пошла пьеса в вашем переводе?
- Во МХАТе в 75-м году. Это была пьеса Теннесси
Уильямса «Сладкоголосая птица Юность». Ангелина Иосифовна Степанова
играла главную роль. Вторая - «Царствие земное», тоже по Уильямсу, -
была поставлена в Театре Моссовета. В ней играли Геннадий Бортников,
Валентина Талызина, Георгий Жженов.
Третья премьера - «Кошка на раскаленной крыше» с
Дорониной и Джигарханяном в главных ролях, в постановке Гончарова, -
шла в Театре Маяковского 14 лет. Всего же я перевел более 30 пьес.
(Беседовал Белый А. // Комсомольская правда. 1996. 13 сент.)
Замените все односоставные и
неполные предложения синонимическими конструкциями, сохраняя по
возможности смысл и лексику оригинала. Сделайте сопоставительный анализ
полученных пар предложений и дайте стилистическую оценку вариантов,
употребленных автором статьи.
Волчатник
Сидим у опушки на поляне, окаймленной зарослями
боярышника. Солнце простилось с нами - сверкнуло красным светом в
окошках деревни, лежащей у речки. С минуту еще лучи золотили стерню на
холмах, покрытых пятнами зелени у оврагов. И осталась от солнца только
заря над лесом.
Лучшее время дня! Еще и не ночь, но уже пахнет из прохладного леса грибной сыростью.
А вот и первые звезды. Мой спутник делает знак
помолчать и, выждав минуту, завабил - завыл, подражая волкам. И почти
сразу из глубины леса раздался похожий ответный звук: «Уу-ооо!..»
- Я знал: они здесь, - шепчет мне на ухо
вабелыцик. И еще один раз «вызывает на связь» волчий выводок. Но тут же
из леса раздается глухое короткое: «Гав!» И все. Больше на зов волчата
не откликаются.
- Мать… Предупредила: «Молчите, олухи! - это
обман». Теперь можно уже не шептаться, можно костерок разложить,
вскипятить чай. Моего спутника зовут Валерием - Валерий Яковлевич Соснин
- знаменитый в Мордовии, а может, и дальше этих земель - волчатник.
- Отец, мне сказали, тоже волчатником был…
- Да. Знаменитым. Для деревенских жителей был он легендой.
- Сколько же на счету у отца?
- Отец всегда отвечал: «Не знаю, не считал…».
Думаю, все же не более сотни. Он ведь был не столько стрелком, сколько
мастером-организатором охоты. Выстрел другим уступал.
- Долго жил?
- Умер на девяносто седьмом году. А в девяносто
пять еще участвовал в облавах. Вроде как консультантом. Ружье брал, но
на номер не становился. Приятно было ему вот так же у огня посидеть…
- Тебя рано стал брать с собою? ,
- С десяти лет. А в тринадцать на облаве мне
доверили номер. Эффект новичка: волк прямо на меня вышел. И я не
промазал. Вышло однажды так. Обложили мы стаю. А у отца нет уверенности,
что волки в окладе. Городских охотников на пустое место позвать - конец
авторитету, конец доверию. Отец колебался. А я нутром чую: волки в
окладе. Заспорили. Отец сказал: «Ну бери на себя…». Взять волка раньше
считалось за доблесть. Все бросали дела - и за ружье. В полдня охотников
я созвал. Но нет загонщиков. На меня вдохновенье нашло - бегу в школу к
учительнице. Убедил. С дюжиной семиклассников пошла в загон… Оказалось,
обложили пятнадцать волков. Семь из них взяли. Было это в 60-м году.
Мне тогда стукнуло восемнадцать. С той осени волчатников Сосниных стали
уже различать - спросят: «Кто приезжает, отец или сын?»
- В чем состоит мастерство в этой особо стоящей охоте?
- Да как вам сказать… В первую очередь, пожалуй,
в уважении к зверю, к признанью за ним ума. Очень умен! Верно написано:
«Берут волка не гоном, а уловкой», то есть перехитрить надо зверя,
умней его оказаться.
- Есть примеры волчьей сообразительности?
- Сколько угодно! Вот случай был - все волки в
загоне не пошли на смирно стоявших стрелков, а пошли на загонщиков и
между них и ускользнули. Я понял тогда: была у стаи большого ума
волчица-вожак.
- А бывает, что волк и глупо себя ведет?
- Бывает. У людей ведь тоже не все Сократы. Но
не все глупое с виду надо глупостью и считать. Отец рассказывал, как
однажды подманивал волка «вабой». Тот откликнулся и замолк. Отец ждал,
ждал, да и уснул, сидя с ружьишком между колен. Проснулся от шороха.
Глядь волк стоит рядом - нюхает носок сапога. Отец спросонья, конечно,
быстро не среагировал. Волк ушел. Был он не глупым, был любопытным.
Важно было ему узнать: что же это такое выло, а теперь похрапывает?
- Трудное дело - волчья охота?
- Трудней не бывает. Но надо видеть в первую очередь вред от волков.
- Приходилось видеть последствия их разбоя?
- А как же! Лет пятнадцать назад у деревни
Симкино мы с другом в болотце столкнули лежавшего волка. Приятель с
испугу оторопел - вместо выстрела слышу крик. Я туда. И шагов с
двенадцати положил матерого зверя. Почему не побежал он - было загадкой,
мог бы спастись. Потом поняли: был утомлен да еще и едой перегружен.
Вытащили мы волчину к поляне на видное место, и я отправился к
председателю колхоза. «Иван Александрович, готовь барана в награду -
волка убили». А председатель машет рукой шоферу грузовика. И показывает
мне на кузов: «Бери любого!» Я глянул: в кузове доверху - рваные овцы.
Оказалось, пастух замешкался и решил в поле заночевать. А волк тут как
тут. Всю ночь свирепствовал. Овец рассеял. И сто двенадцать голов
положил. Один!
- Редки облавы… Что ж, нет и управы на волка?
- Почему ж, есть! Вот друг у меня охотится на «Буране». Надежное средство - никакое сердце с мотором тягаться не сможет.
- Волк понимает, что «Буран» - это смерть!
- Еще как!
- Твой «Буран» я видел разобранным…
- Пока не на что починить. И я, признаться,
предпочитаю единоборство на равных. Полагаюсь на ноги. Охочусь почти
исключительно в одиночку.
- В этом особые трудности?
- Есть. Надо быть готовым протопать за день
двадцать, а то и тридцать - сорок километров, заночевать там, где
прихвачен ночью: в случайной избе, а чаще с мышами в стогу. Еда - хлеб с
салом. Вода - из ручья.
- Ищещь, а след волка уже простыл…
- Бывает и так. Но чаще, что ищещь, то и
находишь. Сначала слух о волках берешь на заметку. А на месте у меня
есть помощники: трактористы и пастухи. Посидишь с ними, поговоришь. И
вот уже ясен план действия…
- Бывают случайные встречи с волками?
- Бывают, но редко. Встречаешь все-таки там, где
знаешь: тут он, голубчик. Надо лишь вычислить его действия. Тут все,
как в шахматах: и я, и вояк - смотрим в оба. Но положения у нас разные. Я
оплошаю - потеряно время. А волку оплошность всегда стоит жизни, и он
на чеку, почти всегда он раньше слышит и видит тебя…
- Подозвать волка можно?
- Да. Десятка два я взял именно так - на «вабу».
- Волчий вой - это коммуникация, средство общенья?
- По-моему, не только. Мне кажется, тут замешаны
и эмоции. Бывает, волки «заводятся», услышав звуки деревенской
гармоники. Луна их тоже, по-моему, возбуждает.
- А волки в логове…
- Это охота добычливая. Но надо хорошо
чувствовать, знать, где в каждом конкретном случае выбрано место для
логова. Иногда это можно «вычислить», сидя где-нибудь на пенечке. А
бывает, лазаешь, лазаешь - найдешь, а волчица успела перетаскать выводок
в безопасное место.
- Не все знают, что волчица, находясь близко, все же не решается защитить логово…
- Да, это так. Отбор! Там, где решались,
попадали под выстрел, и потомства у этих решительных не оставалось. Для
нового выводка сохраняли себя «сдержанные». Волк панически человека
боится. Этот страх родило ружье. Но если пресс ослабевает - волки
наглеют. Нападенье волков на детей во время войны - вовсе не сказки.
- Сколько у тебя на счету?
- Сто пятьдесят два, считая волчат из логова.
- Какой-нибудь особенный случай…
- Да вот минувшей зимой приключилось. Звонят с
фермы: «Скорее - волки!..» Волков было два. Прижали их на «Буранах» в
овраге. Волчица первая попала под выстрел, а с волком помаялись. И когда
взяли, то ахнули - ошейник! Был то не волк, а рослый сильный
кобель-лайка. Обручение суки с волком - явленье известное. А вот чтоб
волчица выбрала кавалера в деревне и увлекла его охотиться на овец -
случай, по-моему, исключительный.
…Возможно, что волки следили за нашим костром на
опушке. Затоптав огонек, Валерий Яковлевич еще раз подвыл… Ни звука в
ответ. В условное время посигналил шофер, и мы без тропинки по колючей
стерне пошли на дорогу.
Близко к полуночи были уже в Саранске.
(Песков В. // Комсомольская правда. 1996. 20 сент.)
Перестройте предложения таким
образом, чтобы выраженное в них утверждение или отрицание приобрело
усилительный, экспрессивный характер.
1. Банкиры и региональные власти заинтересованы в
тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает.
3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не
растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в
наше время «делать бизнес» в России. 6. Контрабанда снижает
себестоимость сигарет. 7. Отсутствие таможенных границ Белоруссией
наносит ущерб российскому бюджету.
К приводимым предложениям дайте
все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы
двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических
вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения;
сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.
Образец. Я читаю книгу с удовольствием. - Читаю
книгу с удовольствием. - Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. -
Читая книгу, получаешь удовольствие. - Книга читается с удовольствием. -
Книгу читают с удовольствием. - Мне сегодня читается: книга интересная.
- Я не могу не читать книгу без удовольствия и т.д.
1. Погода, кажется, начинает портиться. 2. Мне
хотелось бы провести выходной с друзьями. 3. Эти строки я пишу в
самолете, который пролетает над Атлантическим океаном. 4. Заканчивая
работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему
так трудиться. 5. Лирический герой не может быть не похож на поэта.
Отметьте недочеты в строе
предложений (нарушение связи между словами, смещение конструкции,
пропуск членов предложения и т.д.). Отредактируйте тексты.
1. Морфологический строй научно-популярной
литературы имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к
действию, более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в
научном стиле. 2. Студенты приняли участие и стали призерами областного
смотра фольклорных коллективов художественной самодеятельности. 3.
Солома, впитывая в себя ценные питательные соки, выделяемые в силосе при
молочнокислом брожении, охотно доедается скотом. 4. Где проходила наша
экспедиция, то были глухие места. 5. Необходимо знания и навыки,
полученные учащимися в школе, впоследствии могли бы быть применены ими в
жизни. 6. На шелкоткацкой фабрике установлено 500 новых станков, а
также для выработки объемной полиэфирной нити. 7. Ставшая популярной
вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух
лет. 8. После недавнего теракта против мэрии Бордо премьер-министр
перебросил на Корсику дополнительные отряды полиции и поручил главному
специалисту по терроризму 53-летнему следователю Жан-Луи Брючьеру. 9. В
целях недопущения вывода лома в отвалы и расходование его не по
назначению начальникам участков проводить систематическое обследование
предприятий. 10. «Оплата жилья и коммунальных услуг военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту, и проживающими совместно с ними
членами их семей, гражданами, уволенными с воинской службы по
достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию
здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая
продолжительность военной службы которых составит 20 лет и более, и
проживающими совместно с ними членами их семей, а также членами семей
военнослужащих, потерявших кормильца и имевших право на указанные льготы
на день гибели (смерти) военнослужащих, производится в размере 50
процентов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и
дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации «О статусе
военнослужащих» (Постановление правительства РФ № 790). 11. В связи с
обретением независимости Киргизию покинуло свыше … тысяч граждан. 12. На
острове Врангеля, проезжая по холмистой равнине на вездеходе, нам вдруг
попался огромный причудливо изогнутый бивень мамонта. 13. Как и пчелы,
осы собирают с цветов нектар, прилетят на блюдечко с медом, от
надкушенной спелой груши парочка ос оставит только чехол кожуры, выев
всю мякоть, но в отличие от вегетарианцев-пчел ос привлекают мясо и
рыба: они всегда предпочтут этот корм любому сладкому корму. |