Вторник, 03.12.2024, 14:32


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » СТИЛИСТИКА

Стилистическое использование разных типов простого предложения
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» охарактеризуйте синтаксические типы предложений, сравните их с возможными синонимическими конструкциями.
    И скучно и грустно! - и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья… что пользы напрасно и вечно желать?
    А годы проходят - все лучшие годы!
    Любить - но кого же? - на время не стоит труда,
    А вечно любить невозможно…
    В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа,
    И радость, и муки, и все так ничтожно.
    Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
    Исчезнет при слове рассудка.
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
    Такая пустая и глупая шутка!

    Дайте синонимические варианты (утвердительные или отрицательные - в зависимости от смысла) приведенных в упражнении предложений, сделайте стилистический анализ полученных пар.

    1. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот? (Глин.) 2. Я Петербург люблю, к его пристрастен лету: Так пышно светится оно в водах Невы; Но более всего как не любить поэту Прекрасной родины, где царствуете вы? (Вяз.) 3. Нужно ль вам истолкованье, Что такое русский бог? Вот его вам начертанье, Сколько я заметить мог (Вяз.). 4. Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. (Л.) 5. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? (Л.) 6. Кого любить, кому же верить, когда мне ангел изменил? (Л.) 7. Не верь, не верь себе, мечтатель молодой. Как язвы бойся вдохновенья… Оно - тяжелый бред души твоей больной Иль пленной мысли раздраженье. (…) Случится ли тебе в заветный чудный миг Открыть в душе давно безмолвной Еще неведомый и девственный родник. Простых и сладких звуков полный, - Не вслушивайся в них, не предавайся им. Набрось на них покров забвенья: Стихом размеренным и словом ледяным Не передашь ты их значенья (Л.). 8. Что стыд Марии? что молва? Что для нее мирские пени. Когда склоняется в колени К ней старца гордая глава? (Л.) 9. «Чей взор, волнуя вдохновенье, Умильной лаской наградил Твое задумчивое пенье? Кого твой стих боготворил?» И, други, никого, ей-богу! Любви Безумную тревогу Я безотрадно испытал (П.). 10. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий. Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен. На радость вам и мне (Ахм.).


    К приводимым предложениям дайте все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.

    Образец. Уже шесть лет Виталий Вульф ведет на телевидении авторские передачи о театре. - Уже шесть лет Виталием Вульфом ведутся на телевидении авторские передачи о театре.

    Виталий Вульф:

    На записи передачи меня боятся прерывать -

    я потом все говорю совершенно по-другому

    Уже шесть лет Виталий Вульф ведет на телевидении авторские передачи о театре. Сначала они выходили на первом канале время от времени, а года два назад обрели и жесткое эфирное время (последний понедельник месяца), и своих поклонников.

    Мало кто из телезрителей знает, что искусствоведческую передачу ведет человек «со стороны» - кандидат юридических наук… Как же вы попали на телевидение?

    - С середины 70-х я стал бесплатно выступать в маленьких залах со своими театральными рассказами. На вечера постоянно ходила прекрасный редактор телевидения Галина Борисова. Как-то она приехала с камерой и записала передачу о Марии Ивановне Бабановой. 11 ноября 90-го года Бабановой исполнилось 90 лет. Срочно потребовалась передача, и Галя Борисова предложила мой рассказ: я был уже известен в театральном мире, написал много статей, немало перевел, опубликовал две книги. Передачу пустили в эфир, она имела неожиданный успех.

    Я начал делать театральные передачи - о Тарасовой, о Степановой. Они подолгу лежали, шли нерегулярно. Взрывная волна пошла, когда в эфире появилась передача о Валентине Серовой - ее повторили раз шесть. Большой резонанс имел мой рассказ об Алле Константиновне Тарасовой - я уже понимал, что важно тянуть детективный сюжет, вытаскивать драму жизни, чтобы была судьба.

    - Не секрет, что телепрограммы нуждаются в поддержке «сверху». Кто был вашим добрым гением?

    - В 94-м году жизнь столкнула меня с Владом Листьевым. Владик предложил работать вместе и пообещал сделать программу постоянной. Я очень остро ощущаю, что его нет, - тогда у меня было ощущение спины. Хотя рад, что сейчас президентом компании «ВИД» является Андрей Разбаш - человек сдержанный, закрытый, очень умный, с хорошим вкусом.

    - Почему передачу назвали «Серебряный шар»?

    - Программа названа по аналогии с серебряным веком.

    - Вы заранее готовите текст, который говорите перед камерой?

    - Нет, это всегда чистая импровизация.

    - А если случится брак при записи?

    - Беда. Я начинаю повторять и говорю совсем по-другому. Поэтому меня боятся остановить.

    - Был период, когда вы на втором, российском, телеканале рассказывали про американские «звезды» в театре и кино. Почему эта передача закрылась?

    - Мне предложили сделать выбор между ОРТ и РТР. На РТР я успел снять девять программ: Грета Гарбо, Джуди Гарленд, Лайза Миннелли… Самая удавшаяся передача была о Юле Бринере.

    - Когда впервые в театре пошла пьеса в вашем переводе?

    - Во МХАТе в 75-м году. Это была пьеса Теннесси Уильямса «Сладкоголосая птица Юность». Ангелина Иосифовна Степанова играла главную роль. Вторая - «Царствие земное», тоже по Уильямсу, - была поставлена в Театре Моссовета. В ней играли Геннадий Бортников, Валентина Талызина, Георгий Жженов.

    Третья премьера - «Кошка на раскаленной крыше» с Дорониной и Джигарханяном в главных ролях, в постановке Гончарова, - шла в Театре Маяковского 14 лет. Всего же я перевел более 30 пьес.

    (Беседовал Белый А. // Комсомольская правда. 1996. 13 сент.)


    Замените все односоставные и неполные предложения синонимическими конструкциями, сохраняя по возможности смысл и лексику оригинала. Сделайте сопоставительный анализ полученных пар предложений и дайте стилистическую оценку вариантов, употребленных автором статьи.

    Волчатник

    Сидим у опушки на поляне, окаймленной зарослями боярышника. Солнце простилось с нами - сверкнуло красным светом в окошках деревни, лежащей у речки. С минуту еще лучи золотили стерню на холмах, покрытых пятнами зелени у оврагов. И осталась от солнца только заря над лесом.

    Лучшее время дня! Еще и не ночь, но уже пахнет из прохладного леса грибной сыростью.

    А вот и первые звезды. Мой спутник делает знак помолчать и, выждав минуту, завабил - завыл, подражая волкам. И почти сразу из глубины леса раздался похожий ответный звук: «Уу-ооо!..»

    - Я знал: они здесь, - шепчет мне на ухо вабелыцик. И еще один раз «вызывает на связь» волчий выводок. Но тут же из леса раздается глухое короткое: «Гав!» И все. Больше на зов волчата не откликаются.

    - Мать… Предупредила: «Молчите, олухи! - это обман». Теперь можно уже не шептаться, можно костерок разложить, вскипятить чай. Моего спутника зовут Валерием - Валерий Яковлевич Соснин - знаменитый в Мордовии, а может, и дальше этих земель - волчатник.

    - Отец, мне сказали, тоже волчатником был…

    - Да. Знаменитым. Для деревенских жителей был он легендой.

    - Сколько же на счету у отца?

    - Отец всегда отвечал: «Не знаю, не считал…». Думаю, все же не более сотни. Он ведь был не столько стрелком, сколько мастером-организатором охоты. Выстрел другим уступал.

    - Долго жил?

    - Умер на девяносто седьмом году. А в девяносто пять еще участвовал в облавах. Вроде как консультантом. Ружье брал, но на номер не становился. Приятно было ему вот так же у огня посидеть…

    - Тебя рано стал брать с собою? ,

    - С десяти лет. А в тринадцать на облаве мне доверили номер. Эффект новичка: волк прямо на меня вышел. И я не промазал. Вышло однажды так. Обложили мы стаю. А у отца нет уверенности, что волки в окладе. Городских охотников на пустое место позвать - конец авторитету, конец доверию. Отец колебался. А я нутром чую: волки в окладе. Заспорили. Отец сказал: «Ну бери на себя…». Взять волка раньше считалось за доблесть. Все бросали дела - и за ружье. В полдня охотников я созвал. Но нет загонщиков. На меня вдохновенье нашло - бегу в школу к учительнице. Убедил. С дюжиной семиклассников пошла в загон… Оказалось, обложили пятнадцать волков. Семь из них взяли. Было это в 60-м году. Мне тогда стукнуло восемнадцать. С той осени волчатников Сосниных стали уже различать - спросят: «Кто приезжает, отец или сын?»

    - В чем состоит мастерство в этой особо стоящей охоте?

    - Да как вам сказать… В первую очередь, пожалуй, в уважении к зверю, к признанью за ним ума. Очень умен! Верно написано: «Берут волка не гоном, а уловкой», то есть перехитрить надо зверя, умней его оказаться.

    - Есть примеры волчьей сообразительности?

    - Сколько угодно! Вот случай был - все волки в загоне не пошли на смирно стоявших стрелков, а пошли на загонщиков и между них и ускользнули. Я понял тогда: была у стаи большого ума волчица-вожак.

    - А бывает, что волк и глупо себя ведет?

    - Бывает. У людей ведь тоже не все Сократы. Но не все глупое с виду надо глупостью и считать. Отец рассказывал, как однажды подманивал волка «вабой». Тот откликнулся и замолк. Отец ждал, ждал, да и уснул, сидя с ружьишком между колен. Проснулся от шороха. Глядь волк стоит рядом - нюхает носок сапога. Отец спросонья, конечно, быстро не среагировал. Волк ушел. Был он не глупым, был любопытным. Важно было ему узнать: что же это такое выло, а теперь похрапывает?

    - Трудное дело - волчья охота?

    - Трудней не бывает. Но надо видеть в первую очередь вред от волков.

    - Приходилось видеть последствия их разбоя?

    - А как же! Лет пятнадцать назад у деревни Симкино мы с другом в болотце столкнули лежавшего волка. Приятель с испугу оторопел - вместо выстрела слышу крик. Я туда. И шагов с двенадцати положил матерого зверя. Почему не побежал он - было загадкой, мог бы спастись. Потом поняли: был утомлен да еще и едой перегружен. Вытащили мы волчину к поляне на видное место, и я отправился к председателю колхоза. «Иван Александрович, готовь барана в награду - волка убили». А председатель машет рукой шоферу грузовика. И показывает мне на кузов: «Бери любого!» Я глянул: в кузове доверху - рваные овцы. Оказалось, пастух замешкался и решил в поле заночевать. А волк тут как тут. Всю ночь свирепствовал. Овец рассеял. И сто двенадцать голов положил. Один!

    - Редки облавы… Что ж, нет и управы на волка?

    - Почему ж, есть! Вот друг у меня охотится на «Буране». Надежное средство - никакое сердце с мотором тягаться не сможет.

    - Волк понимает, что «Буран» - это смерть!

    - Еще как!

    - Твой «Буран» я видел разобранным…

    - Пока не на что починить. И я, признаться, предпочитаю единоборство на равных. Полагаюсь на ноги. Охочусь почти исключительно в одиночку.

    - В этом особые трудности?

    - Есть. Надо быть готовым протопать за день двадцать, а то и тридцать - сорок километров, заночевать там, где прихвачен ночью: в случайной избе, а чаще с мышами в стогу. Еда - хлеб с салом. Вода - из ручья.

    - Ищещь, а след волка уже простыл…

    - Бывает и так. Но чаще, что ищещь, то и находишь. Сначала слух о волках берешь на заметку. А на месте у меня есть помощники: трактористы и пастухи. Посидишь с ними, поговоришь. И вот уже ясен план действия…

    - Бывают случайные встречи с волками?

    - Бывают, но редко. Встречаешь все-таки там, где знаешь: тут он, голубчик. Надо лишь вычислить его действия. Тут все, как в шахматах: и я, и вояк - смотрим в оба. Но положения у нас разные. Я оплошаю - потеряно время. А волку оплошность всегда стоит жизни, и он на чеку, почти всегда он раньше слышит и видит тебя…

    - Подозвать волка можно?

    - Да. Десятка два я взял именно так - на «вабу».

    - Волчий вой - это коммуникация, средство общенья?

    - По-моему, не только. Мне кажется, тут замешаны и эмоции. Бывает, волки «заводятся», услышав звуки деревенской гармоники. Луна их тоже, по-моему, возбуждает.

    - А волки в логове…

    - Это охота добычливая. Но надо хорошо чувствовать, знать, где в каждом конкретном случае выбрано место для логова. Иногда это можно «вычислить», сидя где-нибудь на пенечке. А бывает, лазаешь, лазаешь - найдешь, а волчица успела перетаскать выводок в безопасное место.

    - Не все знают, что волчица, находясь близко, все же не решается защитить логово…

    - Да, это так. Отбор! Там, где решались, попадали под выстрел, и потомства у этих решительных не оставалось. Для нового выводка сохраняли себя «сдержанные». Волк панически человека боится. Этот страх родило ружье. Но если пресс ослабевает - волки наглеют. Нападенье волков на детей во время войны - вовсе не сказки.

    - Сколько у тебя на счету?

    - Сто пятьдесят два, считая волчат из логова.

    - Какой-нибудь особенный случай…

    - Да вот минувшей зимой приключилось. Звонят с фермы: «Скорее - волки!..» Волков было два. Прижали их на «Буранах» в овраге. Волчица первая попала под выстрел, а с волком помаялись. И когда взяли, то ахнули - ошейник! Был то не волк, а рослый сильный кобель-лайка. Обручение суки с волком - явленье известное. А вот чтоб волчица выбрала кавалера в деревне и увлекла его охотиться на овец - случай, по-моему, исключительный.

    …Возможно, что волки следили за нашим костром на опушке. Затоптав огонек, Валерий Яковлевич еще раз подвыл… Ни звука в ответ. В условное время посигналил шофер, и мы без тропинки по колючей стерне пошли на дорогу.

    Близко к полуночи были уже в Саранске.

    (Песков В. // Комсомольская правда. 1996. 20 сент.)


    Перестройте предложения таким образом, чтобы выраженное в них утверждение или отрицание приобрело усилительный, экспрессивный характер.

    1. Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в наше время «делать бизнес» в России. 6. Контрабанда снижает себестоимость сигарет. 7. Отсутствие таможенных границ Белоруссией наносит ущерб российскому бюджету.


   К приводимым предложениям дайте все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.

    Образец. Я читаю книгу с удовольствием. - Читаю книгу с удовольствием. - Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. - Читая книгу, получаешь удовольствие. - Книга читается с удовольствием. - Книгу читают с удовольствием. - Мне сегодня читается: книга интересная. - Я не могу не читать книгу без удовольствия и т.д.

    1. Погода, кажется, начинает портиться. 2. Мне хотелось бы провести выходной с друзьями. 3. Эти строки я пишу в самолете, который пролетает над Атлантическим океаном. 4. Заканчивая работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так трудиться. 5. Лирический герой не может быть не похож на поэта.


    Отметьте недочеты в строе предложений (нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения и т.д.). Отредактируйте тексты.

    1. Морфологический строй научно-популярной литературы имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к действию, более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в научном стиле. 2. Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов художественной самодеятельности. 3. Солома, впитывая в себя ценные питательные соки, выделяемые в силосе при молочнокислом брожении, охотно доедается скотом. 4. Где проходила наша экспедиция, то были глухие места. 5. Необходимо знания и навыки, полученные учащимися в школе, впоследствии могли бы быть применены ими в жизни. 6. На шелкоткацкой фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки объемной полиэфирной нити. 7. Ставшая популярной вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 8. После недавнего теракта против мэрии Бордо премьер-министр перебросил на Корсику дополнительные отряды полиции и поручил главному специалисту по терроризму 53-летнему следователю Жан-Луи Брючьеру. 9. В целях недопущения вывода лома в отвалы и расходование его не по назначению начальникам участков проводить систематическое обследование предприятий. 10. «Оплата жилья и коммунальных услуг военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и проживающими совместно с ними членами их семей, гражданами, уволенными с воинской службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составит 20 лет и более, и проживающими совместно с ними членами их семей, а также членами семей военнослужащих, потерявших кормильца и имевших право на указанные льготы на день гибели (смерти) военнослужащих, производится в размере 50 процентов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Постановление правительства РФ № 790). 11. В связи с обретением независимости Киргизию покинуло свыше … тысяч граждан. 12. На острове Врангеля, проезжая по холмистой равнине на вездеходе, нам вдруг попался огромный причудливо изогнутый бивень мамонта. 13. Как и пчелы, осы собирают с цветов нектар, прилетят на блюдечко с медом, от надкушенной спелой груши парочка ос оставит только чехол кожуры, выев всю мякоть, но в отличие от вегетарианцев-пчел ос привлекают мясо и рыба: они всегда предпочтут этот корм любому сладкому корму.

Категория: СТИЛИСТИКА | Добавил: admin (04.10.2012)
Просмотров: 2797 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, русский язык в школе, культура речи, карточки для учеников, дидактический материал по стилистик | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0