Пятница, 22.11.2024, 22:16


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » СТИЛИСТИКА

Стилистическая оценка устаревших слов
   Определите стилистические функции устаревших слов.

    1. Петр Иванович пересел ко мне на лавочку и, положив свою могучую десницу на мое колено, заговорил душевным полуголосом (М.-С.). 2. Вот Вы-то когда пришлете мне Ваш роман? Алчу, чтобы написать Вам длинную критику (Ч.). 3. …Лавров предложил тост за своего дорогого, хорошего друга А.П. Чехова и облобызался со мной (Ч.). 4. «Наталья Борисовна! - крикнул он, махая на себя шляпой. - Благоверного вашего лицезрел!» (Бун.) 5. У длинной избы стремянного полка сидели люди с секирами… «Нехорошо поступаете, стрельцы… По две головы, что ли у вас? …Я везу царский указ - хватаете: это воровство, измена» (А. Т.). 6. Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства (И. и П.). 7. А разве сам Пушкин не процитировал старого, всеми осмеянного пиита князя Шаликова: «Ямщик лихой, седое время…»? (Наг.) 8. Неузнанный, неугаданный, непрочитанный Анненский заспешил в сторону вокзала, а квадратный, ясный, как день, в своей темноте чиновник Дворцового ведомства, не спеша, побрел к родным пенатам (Наг.). 9. «Бди во все объективы» (заголовок заметки о борьбе с хулиганами). В городе N объявлен конкурс, каждый участник которого должен сфотографировать злоумышленника в момент преступления и отправить улику «отцам города» (из газ.). 10. Непонятно, почему оскорбился истец. Позвольте, а как иначе должен был вести себя бесконечно преданный партийной идее убежденный коммунист, каковым и рекомендует сам себя истец? …Особенно почему-то возмутило г-на Войстроченко то, что он якобы передал приписываемые ему брянской молвой бразды правления в «подпольном обкоме» главе карачевской районной администрации А. Семерневу. (Известия. 1996. 16 нояб.)


    Укажите речевые ошибки, возникшие при употреблении архаизмов. Сделайте лексические замены.

    1. Мария долго искала мужа в карьере, еще не ведая, что он в это время был доставлен в городскую больницу. 2. Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы. 3. Тот факт, что в «Динамо» плохо пестуют смену, еще раз красноречиво доказал проходивший в январе на Медео чемпионат. 4. Молодые артисты объехали с гастролями города и веси, всюду встречая радушный прием. 5. После двух туров впереди шествует советский шахматист. 6. Остаются втуне вопросы применения комплекса удобрений на мелиорируемых землях. 7. Установлено, что все склады забиты ходовым товаром, каковым являются мотоциклы и коляски к ним. 8. Свой отказ в учинении отметки перевозчик объясняет тем, что груз находится в пункте отправления, что он не утрачен. 9. Депутаты уверовали, что поправки к закону позволят перераспределить средства… 10. Госналогслужба тщетно пытается воспрепятствовать сокращению внебюджетного фонда… Как провозгласили вчера на пресс-конференции, налоговая служба «может столкнуться с кризисом, связанным с отсутствием средств» (из газ.).


    Разграничьте историзмы и архаизмы; укажите различные типы архаизмов - лексические, семантические, морфологические, фонетические; определите стилистические функции устаревшей лексики.

    1. В конце каждого письма Александр Львович неукоснительно справлялся о том, что играют сейчас в петербургских театрах и каковы сейчас погоды в Петербурге. 2. …Спросил он вдруг у Вильгельма, как бы осердившись. 3. Он прошел по окраине Пражского предместья и стал искать харчевни. 4. Мебель была мягкая, столы широкие, диваны покойные. 5. В это время мимо проносится в прекрасных санях какой-то статский советник с белым плюмажем и, вглядевшись в Вильгельма, низко ему кланяется. 6. В Пьемонте карбонарии, друзья вольности, восстали против иезуитов, судей, против короля. 7. А веселый мастеровой отнял палаш у жандарма и бьет его плашмя по голове. 8. Мелькают тракты, версты, запыленные листы придорожных деревьев. 9. Лошади цугом, форейтор впереди. 10. Дорога дурная, ваше сиятельство, да и живот-от [о лошади] не молодой.

    (Из произведений Тынянова Ю.)


    Попытайтесь восстановить авторский текст, выбирая один из перечисленных в скобках синонимов; мотивируйте употребление устаревших слов (слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения).

    1. Скуповатый хозяин, принц Петр с тоской посматривал на шумную ватагу прожорливых (артистов, комедиантов): голштинцы, девчонки и танцоры поглощали (еду, снедь) и (напитки, пития) с аппетитом голодной саранчи. 2. «Ч-ш-ш… - И царица посунулась к Дашковой. - Закройте ваш… (рот, уста), (эти, сии) стены с ушами. Мне (известно, ведомо) очень, очень многое, даже то, что вы по своей молодости не можете знать». 3. Мой сказ короток, ваше сиятельство. Нам (следует, надлежит) немедля идти врагу навстречу, принудить дать (сражение, баталию) и разбить его в пух и прах. 4. Пугачев (увидел, узрел): от лагеря через лес ведут к (полю сражения, бранному полю) две просеки, но топоров мало, работы хватит на неделю. 5. Великий князь Петр принял графа с распростертыми объятиями, вместе с ним (пьянствовал, бражничал), открыто катался по городу. 6. Русск… (армия, воинство) под (командой, водительством) главнокомандующего, старого графа Апраксина, покинув Польшу, отряд за отрядом, стал… вступать в пределы (Германии, Пруссии). 7. На тряских (повозках, фургонах) по разбитым дорогам раненых увозили в (госпитали, лазареты). 8. Столица торжественно стала праздновать первую над (немцами, пруссаками) (победу, викторию).

    (Из произведений Шишкова В.)


    Примечание. Комедианты, снедь, пития, уста, сей, ведомо, надлежит, баталия, увидел, бранное поле, бражничал, воинство, водительство, Пруссия, фургон, лазарет, пруссаки, виктория.


    Укажите стилистические ошибки, возникшие вследствие употребления устаревших слов (немотивированное введение в речь высоких слов, устаревших канцеляризмов, смешение стилей, использование архаизма без учета его семантики, искажение смысла устаревшего слова, анахронизм, нарушение лексической сочетаемости и др.); исправьте предложения.

    1. Решено было упростить конструкцию карданного вала нижеследующим способом… 2. В начале 900-х годов Л.Н. Толстой напряженно внимает голосам бастующих рабочих, бунтующих крестьян и манифестирующих с красными флагами студентов. 3. Хозяйка расставляла на стол расписные брашна. 4. У Золотых ворот князь Игорь увидел тиунов с бердышами. 5. Оземь поклонился князь Александр праху воеводы Ратмира Всеславича. 6. Сибирские хляби как бездонные бочки: сколько ни сыпь в них землю -все засосут. 7. Только верю твердо: жил такой чудак, замечательный в общем человече. 8. В заключение своего выступления Алексей Иванович провозгласил: «У нас еще есть недостатки…» 9. В тот день, когда на беговой дорожке один за другим сокрушались национальные и личные достижения, никто из опытных стайеров не показал даже своих лучших секунд. 10. Я полагаю, что новые веяния в гимнастике грядут и что они пойдут на пользу этому прекрасному виду спорта. 11. Надо постоянно напоминать устами мастеров и профсоюзных активистов, что нарушители трудовой дисциплины лишаются премий, льготных путевок. 12. По итогам недавней проверки издан приказ, к нему приложен и список первоочередных мероприятий, долженствующих улучшить работу.


    Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку редактора; в случае несогласия с ним дайте свои варианты правки.


    1. Этот аппарат своими формами, конструкциями не был похож ни на один доселе известный самолет.

    1. По форме и конструкции этот самолет отличается от всех ранее известных.

    2. Я был приятно удивлен, увидев, с каким тщанием на западном участке БАМа идет подбор кадров.

    2. Я был приятно удивлен, увидев, как внимательно подбирают кадры на западном участке БАМа.

    3. Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе.

    3. Практиканты в защитной одежде начали работать.

    4. Об этом здесь радеют все, широкая общественность.

    4. Об этом заботится общественность.

    5. Тициан - из сонма великих живописцев, прославивших эпоху Возрождения.

    5. Тициан - один из великих живописцев, прославивших эпоху Возрождения.

    6. Хоккейные защитники гостей не успевали выстроить оборонительные редуты.

    6. Защитники команды гостей не успевали организовывать оборону своих ворот.

    7. Хлопушка - сорняк. Хлебопашцы не любят ее за прилипчивость к посевам зерновых.

    7. Земледельцы не любят хлопушку, потому что она сильно засоряет посевы зерновых.

    8. Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь неизменно привечают друзей.

    8. Покоряет человеческое тепло и внимание, с которыми здесь встречают друзей.


    Выделите архаизмы и определите их стилистическую роль в контексте.

    Недалеко от дороги тянется загородка - тын не тын, а что-то вроде коровьей фортеции, чтобы стадо не брело на трассу. Барьер сделан из чего попало - из ржавого железного отброса, из старых фанерных щитов, на одном из которых можно разобрать намалеванные исторической вязью литеры: «Вас ждет гостиница…» И еще над буквами сохранились белейшие зубы красавицы, открытые невозможной улыбкой.

    Улыбок на дороге нарисовано немало. Золотые чистые девы в киках, в кокошниках, в сарафанах протягивают проезжающим кто хлеб-соль, кто цветочки, а кто просто так ладошку в знак любви и дружбы. И желают они, сладкие девы, от всей души счастливого пути, и приветствуют - добро пожаловать, и радостно сообщают, в какие города и веси ты вкатился, из каких выкатился, и с законной гордостью делятся своими впечатлениями и перспективами - сколько чего будет в данном краю: сколько скота крупного и сколько скота мелкого, и шерсти от овнов, и плодов от древес плодовых, и от земли полуденной, и от земли полуночной в цифрах. А одна синеглазая красавица время от времени вспыхивает на дороге, и губы ее, как роза: «Водитель! Устал - отдохни!»

    Вы видели лицо уставшего шофера? …Он хочет спать. Тяжелый стопудовый сон, как тяжелый чугунный шар, катится перед ним по асфальту, по бетону, по грейдеру, катится безостановочно, и догнать его нельзя…

    Я спросил: «Это какая же гостиница нас ждет в этом славном городе Ново-зыбкове?» Он уставился в буквы, сообразил, подумал, сказал: «Ты что? Дурной?» - «Да, - сказал я. - Я дурной…»

    Интересно, какая шкодливая рука намалевала этот щит? Какая гостиница ждет нас со товарищи?

    А никакая…

Категория: СТИЛИСТИКА | Добавил: admin (05.10.2012)
Просмотров: 2408 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, русский язык в школе, культура речи, карточки для учеников, дидактический материал по стилистик | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0