Назовите средства экспрессивного
синтаксиса в приведенных отрывках из произведений русских писателей,
публицистов.
1. Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь,
вакхальны припевы! Да здравствуют нежные девы и юные жены, любившие нас!
(П.) 2. Те пламенные речи, те призраки, что увлекали нас, Давно их нет!
(Пол.) 3. Ox! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль,
да комары, да мухи… (П.) 4. Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук
уснул; Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул
(Тютч.). 5. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят
грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда
других не ждут, Позабыв вчера… (Сим.) 6. Я стою у высоких дверей, Я
слежу за работой твоей (Св.). 7. Несказанное, синее, нежное… Тих мой
край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное - Дышит
запахом меда и роз. ‹…› Напылили кругом, Накопытили. И пропали под
дьявольский свист… Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Все спокойно впивает
грудь. Стой, душа, мы с тобою проехали Через бурный положенный путь
(Ес.). 8. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти
мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Бл.) 9. Ax, мамочка, это
он!.. Ты знаешь, Он был забавно Когда-то в меня влюблен. Был скромный
такой мальчишка, А нынче… Поди ж ты… Вот… Писатель… Известная шишка… Без
просьбы уж к нам не придет (Ес.). 10. Эй, вы! Тараканье отродье! Все к
Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с
нас! (Ес.) 11. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против
злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно
надеялись и желали, - я думаю, что это все пишут из Обломовки. Когда я
нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам
человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром
рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о
взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я невольно
чувствую, что я перенесен в старую Обломовку… (Добр., Что такое
обломовщина?) 12. Несмотря на явную небрежность, с какою написаны многие
стихи в этой поэме, несмотря на то, что некоторые места в ней
отзываются юношескою незрелостью мысли, - поэма чрезвычайно замечательна
в целом и блестит удивительными частностями, исполненными ума и поэзии
(Бел., Русская литература в 1845 г.). 13. Как можно скорее отмежеваться
от всего, что делается в стране. Отмежеваться, чтобы сохранить доверие
масс; отмежеваться, чтобы не стать сначала ширмой для реализации чуждой
нам программы. Отмежеваться решительно, вплоть до ухода демократов с
занимаемых постов, вплоть до сдачи депутатских мандатов (из газ.). 14.
Здесь будут разоружаться все незаконные формирования. Причем
разоружаться добровольно (из газ.). 15. Именно такая система
препятствует экономическому росту в подавляющем большинстве стран
третьего мира. И богатых природными ресурсами. И бедных (из газ.).
Проанализируйте использование
стилистических фигур в приведенной газетной статье. Приведите свои
примеры анафоры, эпифоры, параллелизма, антитезы, градации, инверсии,
эллипсиса, риторического вопроса, обращения и др.
Теленеделя с Ириной Петровской
Остаемся. Куда же нам деться?
Всего через несколько дней мы, старые и молодые,
богатые и бедные, здоровые и больные, рабочие и колхозники, старшины и
матросы, усядемся за новогодний стол и, выпивая и закусывая чем Бог
послал, уставимся в «ящик» - ликуй, Рейтинг, законодатель телевизионных
мод! Ведь всех нас, таких разных, объединяет одно: мы - телезрители. И
каждый день припадаем к телевидению, обожая его и ненавидя, радуясь и
огорчаясь, аплодируя и кляня.
Весь прошедший год вы, уважаемые читатели, были,
по сути, соавторами субботних телеобзоров - соглашаясь в письмах с
моими оценками или споря с ними, выражая свое отношение к происходящему
на телеэкране и подсказывая темы будущих статей.
Вам, как и мне, очень многое на телевидении
сегодня не нравится, и это для меня аргумент в споре с теми
телевизионщиками, которые упрекают меня и моих коллег-критиков в
предвзятости и оторванности от простого народа.
Вам, как и мне, не нравится, когда телевидение
играет в политические игры, сводя счеты с одними и незаслуженно
возвеличивая других. Когда оно вводит зрителя в заблуждение, выдавая
немощного и больного за деятельного и здорового - как доверять
«важнейшему из искусств» потом, когда ни обманывать, ни скрывать истину
будет уже невозможно?
Вас, как и меня, ужасает концентрация насилия и
крови на телеэкране, и не только в информационных сюжетах (такова
жизнь!), но во множестве художественных фильмов, которые смотрят дети.
Вам, как и мне, неприятно, когда в присутствии
наших детей на экране говорят пошлости и даже матерятся. Когда бездарные
безголосые юнцы с большими деньгами вытесняют настоящих мастеров
настоящей культуры.
Вам, как и мне, кажется неоправданно завышенным
число всячески довольно тупых игр, где раздают «за так» деньги и
дорогущие призы (а считается, что «простой народ» именно это больше
всего и любит).
Вас, как и меня, раздражают реклама и магазины на диване, чей товар доступен только «новым русским».
Вам, как и мне, противно, как необразованные,
невоспитанные люди, непонятно как попавшие в эфир, коверкают язык,
ерничают и кривляются, выдавая это за «новый» стиль.
Короче говоря, нам не нравится, когда нас не
уважают и почитают за стадо баранов, способных, как говорит Богдан
Титомир, «схавать» все.
В то же время вы, как и я, высоко цените то
профессиональное, талантливое, разумное и доброе, что вопреки всему все
же появляется на телеэкране. В одном из выпусков «Пресс-клуба» Андрей
Макаревич, возмущенный отзывами критиков о телевидении, воскликнул:
«Послушать вас - у нас такое ужасное телевидение, ничего хорошего на нем
и нет». Разумеется, это не так. Не совсем так. В рейтинге пристрастий
читателей «Известий» (и моих тоже) - «Чтобы помнили» Леонида Филатова,
«В поисках утраченного» Глеба Скороходова, программы Владимира Познера,
«Старая квартира», остроумнейший «Городок», «Умники и умницы», «Куклы» и
многие другие программы, дающие пищу для сердца и ума. Ну и, конечно,
хорошее кино - наше и не наше, но без порнухи и чернухи, от которых
большинство нормальных людей с души воротит.
Но все-таки по-настоящему талантливых, полезных,
интересных, любимых программ - наперечет. И эта из года в год
увеличивающаяся диспропорция между тем, что необходимо зрителю (и
обществу), и тем, что выгодно самому телевидению, более всего тревожит
всех мало-мальски думающих людей.
Заканчивается последняя неделя года и наша с
вами последняя субботняя встреча. Довольно брюзжаний. Все-таки праздник
на носу. Поздравим друг друга, а также всех телевизионщиков, исправно
предоставляющих нам пищу для размышлений, с наступающим Новым годом. Мы
встретим его и проведем под мелькающие разноцветные картинки в
телевизоре. «Оставайтесь с нами», - как заклинание, повторяют изо дня в
день телеведущие. Остаемся. Куда ж нам деться?
(Известия. 1996. 28 дек.) |